Тема 17. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Понятие и особенности политических отношений
Политические отношения – это отношения, складывающиеся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов. Специфика политических отношений связана с сущностными особенностями политики как сферы общественной жизни:
1.Субъектами политических отношений выступают большие социальные группы, в которых индивид является выразителем общего интереса и общей воли.
2. Содержанием политических отношений является борьба за власть, возможность использовать все, имеющиеся в государстве ресурсы, чтобы навязывать свою волю всему обществу, формулировать общезначимые цели, выбирать средства их достижения.
3. Политические отношения предполагают протекание конкуренции за власть в основном в цивилизованных и мирных формах. При этом структура и строение политического взаимодействия не дают возможности какой-то одной стороне, достигая своей цели, игнорировать наличие и противодействие конкурентов, иначе политика вырождается в монополизацию власти.
4. Политические отношения, в основном, являются организованными и институционально оформленными. Основным институтом, регулирующим политические отношения, является государство. Оно служит тем центром силы, который способен принудительными методами организовать должное распределение ресурсов, статусов и ценностей.
Политический процесс
В самой общей постановке политический процесс можно определить как череду событий в политической жизни, предполагающую деятельность людей, групп или институтов (акторов) в сфере политических отношений. Другими словами - это процесс, относящийся к политике, связанный с властными отношениями. Современное понимание политического процесса в западных концепциях включает в себя различные направления и течения.
1. Политический процесс рассматривается как функция государственного управления (Т. Дж. Лоуи), как механизм принятия и реализации государственных решений (Г. Файнер, К. Фридрих), как комплекс событий, требующих реакции со стороны правительства (Дж. Б. Мангейм и Р.К. Рич).
2. Политический процесс понимается как своего рода «результирующий вектор» политических воль, интересов, ценностных ориентации субъектов того или иного политического события (Чарльз Мерриам, Гарольд Лассуэлл, Леонард Уат и другие). Приоритет отдается не функционированию и эволюции органов власти и управления, а политическому поведению групп интересов, трансформации статусов и влияния отдельных группировок политических элит. Политические отношения здесь рассматриваются сквозь призму переживаний, мотивов, ценностей и установок участвующих в них людей.
3. Политический процесс исследуется как свойство политической системы, как результат функционирования ее элементов, как совокупность действий и взаимодействий по обеспечению конституирования, функционирования, преобразования политического порядка (Д. Истон, Г. Алмонд, Дж. Б. Пауэлл, Т. Парсонс и др).
4. Конфликтологическая теория политического процесса рассматривает общество как совокупность различных подсистем, организованных в ролевом отношении (Р. Дарендорф). При этом отмечается, что общество имеет два облика, один - устойчивости, гармонии и единодушия, а другой облик перемен, конфликтов и напряженности. Различия в распределении ролей отражаются в распределении власти и регулируются узаконенными нормативными предписаниями. Они ведут как к интеграции (посредством легитимации авторитетно-властных отношений), так и к дезинтеграции (ввиду наличия у взаимодействующих акторов устойчивых противоположных интересов).
5. Политический процесс анализируется как деятельная сущность отдельных его участников - акторов или групп, действия которых эгоистичны и рациональны (У. Рикер, П. Ордешук). Другими словами, процесс взаимодействия акторов и групп, в результате которых происходят те или иные события, изменения, имеет в своем основании действия, направленные на увеличение (максимизацию) собственной выгоды и уменьшение (минимизацию) усилий, затрачиваемых на достижение цели. При этом выигрыш или проигрыш определяется оптимально выбранной стратегией.
6. Политический процесс рассматривается как результат трансформации политических институтов (Р. Михельс, С. Хантингтон). Сторонники этого подхода связывают логику и темпы политических изменений с уровнем развития политических институтов. По их мнению, степень и характер формирования и упорядочения политических явлений, движений свидетельствует о степени и характере институционализации политических процессов, об их целенаправленности, регулируемости.
В отечественной литературе политический процесс в большинстве случаев трактуется как форма функционирования политической системы общества, как совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Другими словами, политический процесс-это процесс взаимодействия различных, реализующих свои политические цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, функционирование и изменение политической системы.
Политическая модернизация
Политическая модернизация представляет собой процесс преодоления отсталости традиционных обществ, переход от традиционного общества к современному. Политическая модернизация проходит в несколько этапов:
1. Этап либерализации, который характеризуется обострением противоречий в авторитарных и тоталитарных режимах, падением авторитета власти, нарастанием активности общественных движений и усилением оппозиции. В обществе начинается широкая дискуссия по вопросам демократизации, формируются новые правила «политической игры».
2. Этап демократизации отличается институциональными изменениями в сфере власти. Появляются демократические институты (выборы, партии), происходит внедрение демократических ценностей (свобода слова, совести, независимость средств массовой информации, права человека и др.) в политическую систему.
3. Этап консолидации демократии, когда осуществляются мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических преобразований в стране. Критериями необратимости демократии являются: превращение государства в гаранта демократического обновления, автономность общественных движений и политических партий, быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, рост политической активности граждан, приверженных целям демократии.