Государственный долг и его последствия

Главное место в области формирования финансовых ресурсов государства, как уже отмечалось, занимает налоговая политика. Вместе с тем, надо отметить, что налоговая политика дополняется политикой финансирования бюджетного дефицита, чтохарактерно для большинства стран, для которых налоговые поступления чаще всего недостаточны для покрытия всех государственных расходов.

Если мы еще раз обратимся к табл.15.1, то отметим, что дефицит правительство может профинансировать либо эмиссией денег, либо с помощью заимствований, или государственного долга. Эмиссия денег, или выпуск дополнительных денег с помощью печатного станка - это прямая дорога к инфляции. Такие дополнительные деньги ничем не обеспечены, они не являются символами реально произведенных товаров и услуг. Поэтому в некоторых странах запрещено прибегать к такой мере или допускается в определенных пределах (не выше 3-4% в год).

Наиболее распространенной мерой финансирования дефицита является государственный долг. Как и любой долг, государственный долг представляет собой финансовые ресурсы, которые государство, на определенный период, берет у их владельцев и использует в своих целях. В данном случае формой перехода финансовых ресурсов от их владельцев к государству является не изъятие, как это делается через налоги, а заем. Государственный долг образуется за счет займа финансовых ресурсов. Это означает: государственный долг должен быть возвращен; государство по займу должно выплатить проценты.

Государственный долг образуется посредством двух форм займа: внутреннего и внешнего. Внутренний займ, или внутренний долг, осуществляется через выпуск государственных облигаций, их погашение и выплату процента. Внешний займ, или внешний государственный долг, осуществляется через кредиты иностранных государств, их возврат и выплату процентов по международному рыночному проценту.

По своей природе заемные финансовые ресурсы, которые образуют государственный долг, - часть реальных доходов, их, так же как и налоги, можно причислить к живым, обеспеченным деньгам. С экономической точки зрения использование таких ресурсов выгодно. Финансирование через государственный долг расширяет его масштабы и воздействие на развитие экономики. Считается, что заемные финансовые ресурсы (внутренние и внешние) используются достаточно эффективно, если их доля, а также доля процентов по обслуживанию государственного долга в производимом валовом внутреннем продукте стабильна или значительно не изменяется в сторону повышения. Существует особый критерий предельной задолженности страны – критерий Маастрихта, который устанавливает величину заемных средств приблизительно 60% ВВП. Если задолженность страны приблизились к этой отметке или превысила её, наступает дефолт. Государство объявляет себя банкротом, т.е. отказывается возвращать заемные средства и платить по ним проценты.

Государственный долг отвлекает часть доходов в бюджете и таким образом уменьшают совокупный спрос и возможности экономического роста . Происходит ограничение потребительского спроса поскольку приобретение населением государственных облигаций снижает ликвидность денег. Ограничивается также и инвестиционный спрос в частном секторе экономики; покупка фирмами государственных облигаций уменьшает предложение финансовых ресурсов в стране, что приводит к росту процентной ставки и издержек инвестирования.

Термины и понятия

Государственный бюджет.

Дефицит бюджета.

Налоговая ставка и налоговая база

Дискреционная политика.

Автоматические стабилизаторы.

Государственный долг.

Вопросы для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Каковы основные статьи доходной и расходной части государственного бюджета?

2. В чем отличие прямых налогов от косвенных?

3. В чем экономический смысл кривой Лаффера?

4. Что такое дискреционная политика?

5. За счет каких средств государство может про финансировать дефицит бюджета?.

6. Как рассчитывается мультипликатор сбалансированного бюджета?

Глава 16. Доходы населения и социальная политика

Цель и задачи изучения темы

Цельизучения темысформировать: понимание теоретических основ государственного регулирования экономики, социальной политики государства и ее основных направлений; общекультурные личностные качества студента, его способность применять знания основ социальной политики в сфере будущей профессиональной деятельности.

В процессе изучения темы будут решены следующие задачи:

Студент будет знать основы формирования доходов населения и причины их неравенства, методы определения уровня жизни, понятия и закономерности формирования и развития социальной политики государства, направленной на повышение благосостояния, реализацию принципов экономической эффективности и социальной справедливости.

Студент будет уметь самостоятельно: анализировать различные точки зрения на формирование социальной политики государства, на сочетание государственных и рыночных механизмов воздействия на доходы населения, на реализацию принципа социальной справедливости; применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории по проблемам социальной политики государства; проводить укрупненные расчеты показателей, характеризующих уровень жизни и уровень доходов населения.

Студент будет владеть методами микро- и макроэкономического анализа социальной политики государства, уровня, динамики и системы распределения доходов населения.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения содержания темы:

В процессе изучения темы у студентов будут формироваться следующие общекультурные компетенции:

владение культурой экономического мышления; формирование способности к обобщению, анализу, восприятию информации по государственной социально-экономической политике и выбору путей реализации принципа социальной справедливости при распределении доходов;

умение верно, убедительно, аргументировано дискутировать, логично и ясно строить устную и письменную речь в процессе обсуждения материалов данной темы;

умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы по формированию государственной социально-экономической политики;

способность ориентироваться в теоретических и практических вопросах, связанных с формированием первичных и располагаемых доходов, расчетом прожиточного минимума, с возникновением и решением проблемы неравенства в доходах, с особенностями социальной политики государства;

способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении задач в области социальной политики государства;

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, связанные с достижением справедливости в распределении доходов, с доступностью социальных благ, с формированием политики занятости населения, с обеспечением его социальной защиты.

Наши рекомендации