Влияние государства на рыночное равновесие и рыночную цену

Государство нередко прибегает к установлению так называе­мых фиксированных цен. К числу фиксированных цен относятся, например, социальные цены. Социальные цены – это цены на не­которые товары народного потребления, жилье и т.п. Социальные цены ниже рыночных цен. По таким ценам товары оказываются более доступными для широкой массы потребителей. Однако надо учесть, что такие государственные меры нару­шают рыночный механизм, поскольку фиксированные цены вы­тесняют рыночную цену, ограничивают взаимодействие спроса и предложения.

S

E

P*

P| D

Q2 Q* Q1

Рис. 2.5. Рыночная и социальная цена на молоко

Предположим, что государство установило со­циальную цену на молоко. Это значит, что социальная цена ниже рыночной цены, как это видно на рис. 2.5. cоциальная цена р' ниже рыночной цены р*, т. е. р'<р*. Со­циальная цена вытесняет рыночную цену. Рассмотрим, каковы могут быть последствия такого вытеснения.

1. Появится дефицит молока. Поскольку цена на молоко сни­зилась, спрос на него возрос с (Q*)до (Q1). С другой стороны, это же снижение цены сократит предложение с (Q*)до (Q2), Дефицит молока составит (Q1 – Q2).

2. Возникают очереди в магазинах, увеличиваются бесполез­ные затраты времени.

3. Продажа молока будет осуществляться в регламентируемом количестве посредством всевозможных карточек или талонов.

4. С появлением дефицита неизбежен "черный рынок", где мо­локо можно купить, но по высокой цене.

5. Неудовлетворенный спрос порождает скрытый избыток де­нег (скрытую инфляцию). Возникают ситуации, когда деньги есть, а купить товар нельзя или затруднительно.

Из этого следует сделать вывод о том, что государство должно вво­дить социальные цены очень осторожно. Такие меры должны быть временными или осуществляться в ограниченных масштабах.

Гораздо чаще государство воздействует на рынок и его рав­новесие, используя налоги. Налоги не нарушают рыночный ме­ханизм, вытеснения рыночной цены не происходит. Однако уро­вень рыночной цены при этом изменяется, он, как правило, по­вышается. Рассмотрим такой налог, как налог на прибыль, взи­маемый с производителей товара. Какие будут последствия на рынке молока, как это отразится на положении потребителей и производителей? Ответим на эти вопросы с помощью рис. 2.6.

S1S

P| E1

P* E

D

Q| Q*

Рис. 2.6. Рыночная цена и налог

Налог на прибыль уменьшит денежную выручку производи­телей молока и его предложение на рынке. На рис. 2.6.кривая пред­ложения сдвинется влево вверх и займет положение (S1). Устанав­ливается новое равновесие в точке (Е1)соответственно изменяют­ся рыночная цена (р') и рыночный объем молока (Q') . Однако преж­де чем установится новая рыночная цена и соответствующие ей объемы реализации молока, осуществляется процесс приспособ­ления участников рынка к новым условиям. Реакция производи­телей молока выразится в том, чтобы переложить налог на по­требителя, т.е. повысить цену на величину налога. Но произво­дители этого не делают, чтобы не уменьшать количество покупателей, а, следовательно, свою денежную выручку. Они включают в новую цену (р')лишь часть налога, которая оп­лачивается потребителем, а другую часть они оплачивают сами. Соотношение этих двух частей зависит от ценовой эластичности спроса. Чем выше ценовая эластичность, тем большая часть на­лога приходится на потребителя.

В итоге следует сделать вывод о том, что налоги ограничива­ют стимулы производителей, а это ограничивает потребление товаров, которые выпускаются этими производителями.

Остановимся на практике государственного воздействия на сельскохозяйственный рынок через дотации и субсидии.

Дотации применяются государством тогда, когда необходи­мо стимулировать производство сельскохозяйственной продук­ции и увеличить ее предложение. Первый путь - ценовая дота­ция, т.е. государство устанавливает свою фиксированную цену закупок сельскохозяйственной продукции, которая выше теку­щей рыночной цены (рис. 2.7.)

 
 

S

P| E1

P* ED

Q* Q|

Рис. 2.7. Рыночная цена и ценовая дотации на молоко

Введение высокой закупочной цены (р' >р*)стимулирует производ­ство молока, его предложение возрастет от (Q*)до (Q'). Государство, если оно желает оказать помощь потребителям молока, идет на продажу молока по рыночной цене и, следовательно, несет расходы (до­тации). Сумма расходов государства равна произведению разницы закупочной и рыночной цен (р|-р*) на прирост предложения (Q| – Q*).

Второй путь - финансовая дотация, или увеличение денежныхсредств производителей молока, главным образом, за счет льгот­ных кредитов на покупку техники, кормов и т.д. Эта мера госу­дарства даст возможность при данной рыночной цене увеличить производство и предложение молока, а также спрос на молоко, если существует недостаточное его потребление (рис. 2.8.)

 
 

S S1

E E1

P*

D

Q* Q1

Рис. 2.8. Рыночная цена и финансовая дотация на молоко

С помощью льготных кредитов производители молока увеличили его предложение с (Q*)до (Q1). Это способствует расшире­нию спроса и созданию предпосылок для снижения рыночной цены.

Аналогичное влияние на рынок и поведение производителей оказывают субсидии, т.е. средства и ресурсы, безвозмездно передаваемые государством.

Дотации и субсидии способствуя росту производства товаров, вместе с тем могут вызвать и отрицательные последствия. Они могут ослабить стимулы производителей и конкуренцию, направить их усилия на поиск своеобразной ренты, - административной ренты, породить иждивенчество и ограничить предпринимательскую инициативу.

Наши рекомендации