Экономическая теория: предмет и метод

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебно-методическое пособие

(тесты)

Гродно 2012

УДК: 330.(072)

ББК: 65.01Я13

Э 40

Рецензенты:

кандидат экономических наук, доцент И.И. Дегтяревич

кандидат экономических наук, доцент В.А.Карпов

Захорошко С.С.

Экономическая теория: учебно – методическое пособие для организации контролируемой самостоятельной работы. Учебно – методическое пособие. – Гродно: ГГАУ, 2012 - 97с., для студентов экономических специальностей /С.С. Захорошко. – Гродно: ГГАУ, 2012 - 97 с

Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей. УО «Гродненский государственный аграрный университет.

В учебном пособии раскрываются основные положения экономической теории. Изложение материала формализовано в виде тестов, задач, упражнений.

Адресовано студентам, изучающим экономическую теорию. Призвано оказать методическую помощь при подготовке к сдаче экзамена

УДК: 330.(072)

ББК: 65.01Я13

Рекомендовано межфакультетской методической комиссией экономического факультета и факультет бухгалтерского учета, протокол № от .12.2011г.

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2012

© Захорошко С.С., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………
Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики……..
Раздел I. Введение в курс…………………………….…..…..
1. Экономическая теория: предмет и метод…………..….....
2. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования……………………………………..…………  
Раздел II. Основы микроэкономики……………..…….…….
3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения..……………..………..  
4. Теория производства, издержек, доходов и прибыли.…..
5. Предприятие в условиях конкуренции…………………...
6. Рынки факторов производства и распределение доходов
Модуль II Основы макроэкономики и мировой экономики
Раздел Ш. Основы макроэкономики………………….…..…
7. Основные макроэкономические показатели……….…….
8. Денежный рынок. Денежно – кредитная система...…..…
9. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования ……………………………………….…..  
10. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)………………………………………………………..    
11. Макроэкономическая нестабильность ………….……...
12. Социальная политика государства.………….….………
13. Экономический рост……….……………………………..
Раздел IV. Основы международной экономики…….….…..
14. Мировая экономика и современные тенденции ее развития ……………………………………………………….  
15. Платежный баланс. Валютный курс…………………….
Рекомендуемая литература……………….………..….……..

ВВЕДЕНИЕ

Цель изучения курса «Экономическая теория» состоит в развитии экономического мышления студентов; изучение процессов принятия решений субъектами рынка в условиях экономического выбора; формирование умений для анализа состава, структуры и процессов современного рыночного хозяйства, в том числе и его социально-ориентированной модели; формирование умений определять границы вмешательства государства в экономику предприятий, рынков, отраслей.

Предлагаемое учебно-методическое пособие явилось результатом обобщения опыта преподавания курса экономической теории в вузе. Пособие раскрывает диалектику экономической теории и ее проявление в различных ситуациях и хозяйственной практике.

Структура учебного пособия соответствует структуре курса экономической теории и содержит четыре раздела: введение в курс, основы микроэкономики, основы макроэкономики, основы международной экономики. В каждый из разделов включены основные темы, отражающие содержание курса. Всего пособие содержит 15 тем.

Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения, изучающих экономическую теорию. Содержит тесты, задачи и упражнения по предмету. В пособии дана также рекомендуемая для изучения курса литература.

Методическое пособие призвано оказать методическую помощь для закрепления и углубления знаний, а также при подготовке к тестированию, зачету и экзамену.

Модуль I Введение в курс. Основы микроэкономики

Раздел I. Введение в курс

Экономическая теория: предмет и метод

Продолжите перечень

1. Классическая политическая экономия, учение физиократов, учение….

2. Первобытнообщинный строй, рабовладение ….

3. Метод научной абстракции, метод индукции и дедукции….

Тесты

1. Что изучает экономическая теория?

А) законы экономического развития;

Б) бухгалтерский учет;

В) принципы делового общения;

Г) функционирование отраслей народного хозяйства.

2. Положения каких экономических школ используют экономисты в современной практике?

А) положения политической экономии;

Б) меркантилистов;

В) маржиналистов;

Г) кейнсианцев;

Д) всех школ одновременно.

3. Частные товары, это те, которые:

А) лишь частично удовлетворяют спрос потребителей;

Б) часто приобретаются населением;

В) производятся только на частных фирмах;

Г) потребляются не поровну, либо могут быть исключены из потребления;

Д) принадлежат только крупным частным собственникам;

Е) имеют эксклюзивный характер, ввиду их уникальности.

4. Понятие «Пучок прав собственности» Р.Коуза:

А) применяется в экономической теории прав собственности;

Б) является составной частью хозяйственного законодательства;

В) активно применяется в процессуальной практике нашей страны;

Г) является абстрактным понятием, необходимым для обобщенной характеристики рыночных отношений;

Д) применяется при рассмотрении хозяйственных споров.

5. Что изучает экономическая теория?

А) механизм функционирования экономических систем;

Б) экономическую политику государства;

В) экономические отношения;

Г) все пункты одновременно;

Д) ни один из пунктов не подходит.

6. В экономике существует две группы проблем:

А) оптимальности и эффективности;

Б) качества и количества;

В) сколько производить и кому сбывать;

Г) редкости и выбора;

Д) доходов и издержек.

7. Что изучает макроэкономика?

А) доходы и расходы госбюджета;

Б) доходы и расходы предприятий;

В) доходы и расходы домашних хозяйств;

Г) доходы и расходы крупных транснациональных корпораций;

Д) доходы и расходы платежного баланса страны.

8. Теоретическая экономика изучает:

А) микроэкономику и макроэкономику;

Б) микроэкономику, макроэкономику и мировую экономику;

В) общие основы экономической теории, микроэкономику, макроэкономику и мировое хозяйство;

Г) мезоэкономику, макроэкономику и мировую экономику;

Д) общие основы экономической теории, микро, мезо, мета, макроэкономику и мировую экономику.

9. Что из представленных ниже вариантов изучает микроэкономика?

А) состояние государственного бюджета;

Б) уровень безработицы в стране;

В) издержки предприятий;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы не верны;

Е) только пункты А и Б.

10. Методом экономической теории является:

А) симплекс метод;

Б) воображение и творческий подход к исследованию экономических процессов;

В) метод экспертных оценок;

Г) метод научной абстракции.

11. Определите пункт, не характеризующий раздел микроэкономической теории:

А) теория денег;

Б) теория спроса;

В) теория производства;

Г) теория конкуренции.

12. Метод научной абстракции означает:

А) упрощение реальности;

Б) усложнение реальности;

В) искажение реальности;

Г) уход от реальности.

13. Понятие «экономический человек» введено в оборот научной школой:

А) марксистов;

Б) классиков;

В) кейнсианцев;

Г) монетаристов.

14. Экономическим ограничением в рыночной экономике является:

А) цена;

Б) предложение;

В) издержки;

Г) эффективность;

Д) спрос;

Е) прибыль.

15. Установите правильное соответствие между авторами и научными работами.

Научные работы Авторы
1. Исследование о природе и причинах богатства народов К.Маркс
2. Принципы экономикса Д.М.Кейнс
3. Основы политической экономии А.Смит
4. Капитал А.Маршалл
5. Общая теория занятости, процента и денег Д.С.Миль
6. Покупательная способность денег И.Фишер

Верно, неверно?

1. Микроэкономика изучает хозяйственную деятельность небольших фирм и предприятий, а макроэкономика работу крупных предприятий и корпораций.

2. Макроэкономика важнее микроэкономики. Верно?

3. Можно ли сказать, что домашнее хозяйство и хозяйствующий субъект – это одно и тоже?

4. Одной из функций рыночной экономики является – рост богатства частных собственников.

5. Либеральная экономика функционирует эффективнее, чем смешанная.

6. Частная собственность лучше, чем государственная.

7. Экономическая свобода – это одна из предпосылок развития рыночной экономики.

8. Общественное разделение труда и специализация – это одно из условий успешного развития рыночных отношений.

9. Рыночная экономика обеспечивает более высокие темпы экономического роста в сравнении с традиционной экономикой.

10. Частная собственность является движущим механизмом научно-технического прогресса.

11. Неоклассическая теория, потому и нео, что лучше объясняет экономические явления, чем классическая теория.

12. Основателем классической теории был Ф.Энгельс.

13. Марксизм возник на базе меркантилизма.

14. Кейнсианство – это самое прогрессивное экономическое направление.

15. Основателем неоклассической теории был А.Смит.

16. Кейнсианство – это самое новое экономическое направление.

17. Существует пять типов экономических отношений: 1) рыночная экономика; 2) смешанная экономика.3) административно-командная. 4) традиционная экономика 5) либеральная экономика.

18. Из двух проблем: редкости и выбора, проблема выбора является первичной.

Темы рефератов

1. Этапы развития экономической науки.

2. Концепция «экономического человека» Адама Смита.

3. Экономические учения Древнего Мира.

4. Экономическая мысль античности.

5. Ученые экономисты – лауреаты Нобелевской премии.

6. Школы экономической теории.

7. Экономист Н.Кондратьев.

Тесты

1. Какие из названных характеристик относятся к рыночной экономике:

А) конкуренция;

Б) частная собственность;

В) централизованное планирование и управление;

Г) свобода предпринимательского выбора.

2. Чьим интересам соответствует увеличение прибыли?

А) частных фирм;

Б) земельных собственников;

В) арендодателей;

Г) рабочих;

Д) потребителей.

3. В смешанной экономике роль государства:

А) никак не проявляется;

Б) ограничена;

В) значительна;

Г) проявляется во многих секторах и отраслях экономики.

4. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо?

А) потребность;

Б) спрос;

В) необходимость;

Г) богатство;

Д) желание.

5. Что понимается под экономической категорией «собственность»?

А) система распределения доходов;

Б) отношение человека к вещи;

В) отношения между людьми по поводу обмена продуктами производства;

Г) отношения между субъектами по поводу присвоения и отчуждения материальных и духовных благ.

6. Какое понятие наиболее полно отражает категорию собственность?

А) владение;

Б) пользование;

В) распоряжение;

Г) право суверена.

7. Разгосударствление – это:

А) национализация предприятий;

Б) реприватизация;

В) приватизация предприятий;

Г) уменьшение государственного регулирования и контроля над экономикой;

Д) предоставление неограниченных прав и свобод производителям.

8. Каковы экономические последствия углубления общественного разделения труда?

А) рост производительности труда;

Б) повышение качества продукции;

В) развитие отношений обмена;

Г) сближение уровней жизни различных слоев населения.

9. К инфраструктуре рынка относятся:

А) банки и биржы;

Б) магазины;

В) транспорт и связь;

Г) авиа и железнодорожные кассы;

Д) ярмарки и выставки.

10. Преимуществом административно-командной системы является:

А) более высокая производительность труда, в сравнении с другими системами;

Б) общественная собственность на средства производства;

В) слабо выраженная социальная дифференциация;

Г) возможность быстрой мобилизации ресурсов.

11. Какова цель обмена:

А) получение тех товаров, которые производитель сам не создает;

Б) увеличение доходов субъектов;

В) извлечение выгоды от неэквивалентного обмена.

12. Какое из следующих утверждений верно?

А) Для Швеции, Норвегии характерно господство частной собственности, высокий уровень налогообложения и поощрение частного предпринимательства;

Б) В Афганистане и Сомали государство активно вмешивается в экономику и решает социальные задачи;

В) В странах с традиционной экономикой, таких как Болгария, Сербия и Словакия, славянские национальные традиции и ремесла играют значительную роль в развитии промышленности;

Г) Для Японской экономики характерен приоритет интересов нации над личными интересами, высокая трудовая дисциплина и ответственность работников.

13. Существуют следующие стадии воспроизводства:

А) товар, деньги, товар, потребление;

Б) деньги, спрос, предложение, товар;

В) производство, потребление, накопление;

Г) производство, распределение, обмен, потребление;

Д) спрос, предложение, потребление, накопление.

14. Теорию предпринимательства разрабатывал:

А) У.Ростоу;

Б) К.Маркс;

В) Аристотель;

Г) Е.Шумпетер.

15. Доходы могут быть:

А) материальные и трудовые;

Б) трудовые и финансовые;

В) капитал и рента;

Г) прибыль и капитал;

Д) процент и рента.

Темы рефератов

1. Китайская экономика - современное технологическое чудо.

2. Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь.

3. Шведская модель экономики;

4. Японская модель экономики;

5. Экономическая система Республики Беларусь.

6. Ограниченная роль правительства в регулировании рыночных отношений.

7. О зарождении товарного обмена на территории Беларуси.

8. Исторический процесс развития рыночных отношений.

9. Модели рыночной экономики.

Продолжите перечень

1. Численность покупателей, доходы покупателей, ….

2. Налоги и дотации, цены на ресурсы, совершенствование технологии,…

Тесты

1. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

А) эффект замещения;

Б) закон предложения;

В) принцип убывающей предельной полезности;

Г) эффект дохода.

2. Если цена на товар ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

А) избыток;

Б) дефицит;

В) растет безработица;

Г) изобилие;

Д) все варианты неверны.

3. Что может вызвать падение спроса на автомобили?

А) уменьшение доходов потребителей;

Б) увеличение цен на товары субституты;

В) ожидание роста цен на автомобили;

Г) падение предложения автомобилей.

4. На рыночный спрос влияют следующие факторы:

А) доходы производителей;

Б) цены на взаимосвязанные товары;

В) цены на ресурсы;

Г) численность покупателей;

Д) доходы покупателей.

5. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

А) вниз и влево;

Б) по вращению часовой стрелки;

В) вверх и вправо;

Г) против вращения часовой стрелки;

Д) сверху вниз.

6. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

А) вкусы и предпочтения потребителей;

Б) размер национального дохода;

В) цена товара;

Г) численность потребителей.

7. Совершенствование технологии сдвигает:

А) кривую спроса вверх и влево;

Б) кривую спроса вниз и влево;

В) кривую предложения вниз и вправо;

Г) кривую предложения вверх и влево.

8. Спрос на ресурс зависит от:

А) цены продукта , производимого из этого ресурса;

Б) цен ресурсов заменителей;

В) цен взаимодополняемых ресурсов;

Г) цены данного ресурса;

Д) все перечисленные ответы неверны.

9. Если уровень спроса повышается, кривая спроса сдвигается:

А) вниз и влево;

Б) по вращению часовой стрелки;

В) вверх и вправо;

Г) против вращения часовой стрелки;

Д) никуда не сдвигается.

10. Если сокращение цены на товар на 1% приводит к увеличению спроса на него на 2%, то это:

А) неэластичный спрос;

Б) растущий спрос;

В) эластичный спрос;

Г) спрос единичной эластичности;

Д) абсолютно неэластичный спрос;

Е) абсолютно эластичный спрос.

11. На рыночное предложение влияют следующие факторы:

А) доходы производителей;

Б) численность покупателей;

В) доходы покупателей;

Г) субсидии и дотации;

Д) налог на прибыль.

12. Что может вызвать падение спроса на карандаши?

А) уменьшение доходов потребителей;

Б) увеличение цен на товары субституты;

В) ожидание увеличения цен;

Г) уменьшение цен на товары субституты.

Д) все ответы верны;

Е) все ответы не верны.

13. Продолжите цепь взаимозаменяемых экономических благ:

А) Компот – сок - …

Б) Дискета – диск - ….

В) Сахар - варенье - …

Г) Стул - табурет - ….

14. Продолжите цепь взаимодополняемых экономических благ:

А) Кровать – подушка - …

Б) Портфель - ежедневник - ….

В) Квартира - мебель- …

Г) Собака – ошейник - …

15. Если при изменении цены товара общая выручка не изменяется, то коэффициент ценовой эластичности:

А) Больше 1;

Б) Меньше 1;

В) Равен 1;

Г) равен бесконечности.

16. Причиной падения цены на товар является:

А) Падение цены на взаимодополняемые товары;

Б) Падение цены на производственные ресурсы;

В) Рост налогов на предпринимателей;

Г) Рост доходов потребителей.

17. Определите пункт, характеризующий не эластичный спрос на товар:

А) общая выручка уменьшается, сели цена растет;

Б) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы;

В) общая выручка растет, если цена уменьшается;

Г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены.

18. Кривая абсолютно неэластичного спроса есть:

A) горизонтальная линия;

Б) кривая линия;

В) вертикальная линия;

Г) прямая линия с отрицательным наклоном.

19. Если рыночная цена выше равновесной, то:

А) возникает излишек товаров;

Б) формируется рынок покупателя;

В) падает цена ресурсов;

Г) возникает дефицит товаров.

20. Рост цен на материалы, используемые при производстве данного товара, вызовет:

A) сдвиг кривой предложения вправо;

Б) смещение кривой спроса вправо;

В) сдвиг кривой спроса влево;

Г) смещение кривой предложения влево.

21. Увеличение предложения:

А) повышает равновесную цену;

Б) не влияет на равновесную цену;

В) повышает равновесную цену, но затем возвращает к прежнему уровню;

Г) уменьшает равновесную цену.

22. Если предложение стабильно, то увеличение спроса:

А) уменьшает равновесную цену;

Б) не влияет на равновесную цену;

В) повышает равновесную цену;

Г) создаст ажиотаж на рынке.

23. Условием рыночного равновесия является:

А) покупатели договорились о цене с продавцами;

Б) предложение создаваемое производителями в точности отражает вкусы и предпочтения потребителей;

В) спрос покупателей совпадает с их финансовыми возможностями;

Г) спрос равен предложению;

24. Увеличение спроса:

А) понижает равновесную цену;

Б) не влияет на равновесную цену;

В) повышает равновесную цену;

Г) повышает равновесную цену, но затем возвращает к прежнему уровню.

Верно или неверно?

1. Если два ресурса являются взаимодополняемыми, то сокращение цены на один из них приводит с уменьшению спроса на другой. Верно?

2. Спрос на товар зависит от качества продукции.

3. В условиях рыночного равновесия цены не меняются.

4. Рост цен на бензин в России сопровождался расширением объема, его продаж. Таким образом, очевидно, что увеличение спроса на бензин вызвано повышением его продажной цены.

5. С ростом цены уровень спроса снижается, а при некотором увеличении цены уровень предложения повышается.

Темы рефератов

1. Спрос на продукцию отечественных производителей.

2. Предложение продукции отечественными предприятиями.

3. Спрос и предложение продукции сельскохозяйственных производителей.

4. Факторы, влияющие на спрос.

5. Факторы, влияющие на предложение.

6. Нижний уровень цены и товарные излишки.

Тесты

1. Универсальными регуляторами в рыночной экономике являются:

А) цены и конкуренция;

Б) издержки и прибыль;

В) частная собственность и доход предпринимателя;

Г) план, порядок и дисциплина;

Д) издержки, прибыль, цена.

2. Издержки бывают следующими:

А) постоянными, переменными, совокупными, средними, неизменными;

Б) фиксированными; переменными, валовыми, средними, маржинальными;

В) постоянными, переменными, совокупными, срединными, запредельными.

3. При положительном эффекте от роста масштаба производства, фирмы получают экономию:

А) при уплате налогов;

Б) издержек;

В) на финансах и капитале;

Г) заработной платы.

4. Фирма планирует выпустить учебник «Экономической теории». Средние издержки на книгу составляют 4$ + 4000$/Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8$. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий безубыточности.

А) 500;

Б) 750;

В) 1000;

Г) 2000;

Д) 3000.

5. Износ основного капитала может быть:

А) полный;

Б) неполный;

В) моральный;

Г) материальный.

6. Отрицательный эффект от роста масштаба производства складывается под влиянием:

А) перерасхода средств на рекламу и маркетинг;

Б) невыполнения плана цехами предприятия;

В) отказа банка в кредите;

Г) слабого менеджмента управленческого персонала;

Д) снижения управленческой эффективности.

7. При отрицательном эффекте от роста масштаба производства:

А) правительство прекращает предоставлять дотации;

Б) администрация сокращает заработную плату работникам;

В) прекращается выплата премий;

Г) снижается управленческая эффективность и растут издержки по сбыту продукции.

8. Какое из приведенных ниже утверждений правильно?

А) объем производства – это отношение производительности труда к продолжительности рабочего времени;

Б) производительность труда – это отношение продолжительности рабочего времени к объему производства;

В) объем производства равен, продолжительность рабочего времени умножить на производительность труда;

Г) продолжительность рабочего времени равна, производительность труда умножить на объем производства;

Д) производительность труда равна, продолжительность рабочего времени умножить на объем производства.

9. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской прибыли:

А) на величину внешних издержек;

Б) суммой маржинальных издержек;

В) на величину переменных издержек;

Г) на сумму внутренних издержек;

Д) ни чем не отличается.

10. Выпуклость кривой производственных возможностей показывает:

А) увеличение вмененных издержек;

Б) экономию ресурсов;

В) увеличение доходности производства;

Г) рост валовых издержек.

11. Если стоит задача минимизировать издержки и максимизировать выход продукции, то следует добиваться:

А) повышения экономической эффективности;

Б) экономии ресурсов и повышения качества продукции;

В) экономического роста;

Г) снижения безработицы.

12. Обобщающим показателем эффективности является:

А) производительность труда;

Б) материалоемкость;

В) суммы привлекаемых инвестиций;

Г) рентабельность.

Задачи

1. В таблице приведены данные об издержках производства:

Объем производства, шт. Совокупные издержки, руб. Средние издержки, руб. Предельные издержки, руб.
   
   
   
   
   
   

1. Определите размер средних и предельных издержек.

2. Постройте функции средних и предельных издержек.

3. При каком объеме производства средние издержки окажутся минимальными.

4. При каком объеме производства предельные издержки будут равны средним издержкам.

5. При каких объемах производства фирма испытывает положительный и отрицательный эффект от увеличения масштаба производства.

6. Каким окажется минимальный эффективный масштаб производства.

2. Постоянные издержки фирмы равны 250 тыс. руб. Цена единицы выпускаемой продукции 600 тыс. руб. Другая информация о деятельности фирмы представлена в таблице

Q, шт. VC, тыс. руб. TC, тыс. руб. AFC, тыс. руб. AVC, тыс. руб. ATC, тыс. руб. MC, тыс. руб. Выручка, тыс. руб.
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

1. Заполните столбцы таблицы.

2. Начертите функции FC, TC, VC.

3. При каком объеме производства фирма испытывает положительный эффект от роста масштаба производства.

3. Ниже приведены альтернативные варианты производства продуктов А и Б.

А 0 1 2 3

Б 6 4 2 0

Постройте кривую производственных возможностей.

Определите вмененные издержки второй единицы продукта А.

Определите совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А.

Продолжите перечень

1. Постоянные издержки, переменные издержки,…

2. Положительный эффект, отрицательный эффект….

Верно или неверно?

1. Маржинальные издержки больше, чем переменные?

2. Сумма постоянных, переменных и предельных издержек равна маржинальным?

3. Средние переменные издержки – это совокупные издержки минус постоянные и разделить на количество единиц продукции.

4. Переменные издержки, как правило, значительно больше постоянных.

Темы рефератов

1. Пути снижения издержек в сельском хозяйстве.

2. Коммерческий расчет как метод хозяйствования сельскохозяйственных предприятий.

3. Современные теории экономической прибыли.

4. Формирование прибыли сельскохозяйственных предприятий и ее распределение.

5. Формирование прибыли предприятия и ее распределение.

6. Экономическая несостоятельность предприятия и проблемы банкротства.

Тесты

1. В отличие от конкурентного рынка монополист может:

А) назначит любую цену на производимый продукт;

Б) произвести любой объем продукта;

В) использовать демпинговые цены.

2. Олигополия – это рыночная структура, в которой:

А) может производиться как однородная, так и дифференцированная продукция;

Б) только одна фирма;

В) только один крупный покупатель.

3. Монополист:

А) никогда не снижает цену;

Б) меняет цену только в сторону ее увеличения;

В) может цену понижать и увеличивать.

4. Какой из перечисленных товаров никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей?

А) нефть;

Б) бананы;

В) сахар;

Г) пшеница;

Д) кофе.

5. По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить:

А) большую заработную плату и нанимать меньше рабочих;

Б) меньшую заработную плату, но нанимать больше рабочих;

В) меньшую заработную плату, нанимая тоже количество рабочих;

Г) меньшую заработную плату, и нанимать меньше рабочих;

Д) большую заработную плату и нанимать больше рабочих.

6. Какой из следующих рынков в наибольшей мере соответствует условиям совершенной конкуренции?

А) стали;

Б) автомобилей;

В) ценных бумаг;

Г) бензина;

Д) услуг парикмахерских.

7. Скажите, какие типы рыночных структур приведены ниже?

Например, совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция (полиполия); олигополия; монопсония; дуополия и т.п..

А) на рынке работает большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает одежду по примерно одинаковым ценам;

Б) на рынке функционирует единственный поставщик минеральных удобрений;

В) очень большое количество фермеров предлагают на рынке апельсины по одинаковым ценам;

Г) несколько крупных фирм работает на рынке аккумуляторов;

Д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

Е) несколько фирм производят спиртные напитки;

Ж) единственная фирма производит штурманские приборы;

З) продукт поставляется на рынок только двумя очень крупными предприятиями;

И) на рынке работает единственный покупатель вооружений;

К) на рынке работает одна очень крупная фирма и несколько мелких;

Л) несколько фирм договорились о рынках сбыта продукции;

М) фирма продает свою продукцию по различным ценам разным покупателям.

8. Примером естественной монополии является:

А) ОПЕК – международный нефтяной картель;

Б) компания IBM;

В) банк «Российский кредит»;

Г) издательство «Известия»;

Д) минский метрополитен;

Е) минский завод «Горизонт».

9. Олигополия – это рыночная структура, в которой:

А) экономическая власть разделена между несколькими хозяйствующими субъектами;

Б) работает более 100 фирм;

В) работает до 100 фирм;

Г) только одна фирма.

10. Ценовая дискриминация это:

А) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

Б) различия в оплате труда по национальности или полу;

В) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

Г) повышение цены на товар более высокого качества;

Д) все предыдущие ответы неверны.

11. Одним из видов олигополии является:

А) монопсония;

Б) дуополия;

В) олигархия;

Г) полиполия.

12. Родоначальником теории олигополии, был:

А) О. Курно;

Б) Э Чемберлен;

В) Д. Робинсон;

Г) Д. Гелбрейт.

13. Что из перечисленного является признаком чистой монополии?

А) Дифференциация продуктов.

Б) Большие постоянные издержки.

В) Один продавец.

Г) наличие технических и технологических барьеров.

14. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

А) совершенной конкуренции;

Б) совершенной и монополистической конкуренции;

В) монополистической конкуренции;

Г) все перечисленное.

Задачи

1. На олигополистическом рынке действуют две фирмы выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Информация о спросе и издержках приведена ниже:

Цена (руб.) Пр-во (шт.) Спрос (шт.) Выруч-ка (руб.) Общ. изд. (руб.) При-быль (руб.) Изд. на ед. продук-ции, руб.
     
     
     
     
     

1. Какая цена будет установлена на рынке?

2. Какой объем производства выберет каждая фирма?

3. Могут ли появиться на данном рынке, новые конкуренты?

4. Какая цена не будет установлена ни при каких обстоятельствах?

5. При какой цене производство организовано более эффективно?

2. Имеются данные о доле рынка предприятий 4-х отраслей.

Местная промышленность.

В ней работает 8 предприятий, доля рынка которых составляет по 10%, 10 предприятий с долей рынка по 1 %, 20 предприятий по 0,5%.

Легкая промышленность.

Одно предприятие имеет долю рынка 28%, второе- 12%, третье – 20%, четвертое – 8%. Кроме того, в этой отрасли функционирует 32 предприятия, каждое из которых занимает на рынке долю 1%.

Машиностроение.

Эта отрасль представлена 5 предприятиями. Крупнейшее из них имеет долю на рынке 99,6%, а 4 оставшихся предприятия располагают долей по 0,1%.

Химическая промышленность.

Здесь работает 3 предприятия. Доля первого 80%, второго 11%, третьего 9%.

Верно или неверно?

1. Для монополистической конкуренции характерны ценовые методы конкурентной борьбы.

2. На рынке монополистической конкуренции эффективнее используются ресурсы, чем на рынке совершенной конкуренции.

3. При монополистической конкуренции цены выше, чем при монополии.

Продолжите перечень

1. Открытая монополия, закрытая монополия, ….

2. Чистая монополия, олигополия, ….

3. Коэффициент концентрации, коэффициент Херфиндаля-Хиршмана, …

Темы рефератов

1. Поведение предприятия на рынке совершенной и несовершенной конкуренции.

2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

3. Деятельность транснациональных корпораций.

4. Негативные примеры из практики деятельности чистых монополий.

5. Тайные олигополии.

6. Несовершенная конкуренция и ее регулирования государством.

7. Роль рекламы в условия<

Наши рекомендации