Основные характеристики и общая экономическая сущность сферы услуг
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Коммерческая деятельность»
Вариант (тема): «Услуги как объект коммерческой деятельности в современной глобальной экономике»
Направление: 38.03.06 Торговое дело
Направленность: Коммерция
Студентка: Кошевая Анна Дмитриевна
Группа: ТД-1501 Подпись: _______________________
Проверил: Кожевникова Светлана Юрьевна
Должность: к.э.н., доцент кафедры торгового дела и товароведения
Оценка: _______________________ Дата: _______________________
Подпись: _______________________
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ. 5
1.1. Определение места сферы услуг в коммерческой деятельности. 5
1.2. Услуга и ее отличия от прочих объектов коммерческой деятельности. 6
1.3. Нормативно-правовое регулирование в сфере услуг. 9
1.4. Экономическое государственное регулирование в сфере услуг. 12
1.5. Классификация услуг. 13
1.6. Роль и причины развития сферы услуг в современной экономике. 22
1.7. Факторы глобализация сферы услуг. 23
Вывод по главе 1. 25
2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СФЕРУ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ В РОССИИ. 27
2.1. Анализ сферы услуг в развитых странах мира в условиях экономической интеграции 27
2.2. Выставочная деятельность в сфере услуг как часть процесса глобализации…. 29
2.3. Сфера услуг Российской Федерации как часть глобальной экономики. 32
Выводы по главе 2. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
Приложение А. Распределение объема ВВП по основным отраслям экономики в развитых странах мира. 41
Приложение Б. Структура экспорта и импорта различных видов услуг Российской Федерации в страны СНГ и страны дальнего зарубежья. 42
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире происходит непрерывное развитие экономики. Важнейшей её характеристикой является преобладание в составе многочисленных видов и отраслей услуг, которое обусловлено рядом причин, связанных, в первую очередь, с изменением уровня жизни населения, а также технологическим прогрессом. Всё большая часть доходов людей направляется на удовлетворение всевозможных потребностей посредством потребления целого спектра услуг. Именно поэтому на сегодняшний день исследование условий и закономерностей возрастания роли сферы услуг в современной экономике является чрезвычайно актуальным.
Целью данной работы является анализ роли сферы услуг в качестве объекта коммерческой деятельности, как в глобальной экономике, так и в экономике отдельно взятых стран, включая Российскую Федерацию. Отсюда вытекают три основные задачи, которые должны быть решены в ходе выполнения работы:
- охарактеризовать услуги как объект коммерческой деятельности, а также выделить отличительные черты данной сферы;
- определить значимость сферы услуг в развитии современной глобальной экономики;
- проанализировать данную сферу экономики Российской Федерации в глобальной интеграционной среде.
Предметом моего исследования является сфера услуг, а объектом исследования - различные структуры, осуществляющие коммерческую деятельность в данной сфере.
Для решения представленных задач в работе, в первую очередь, будут освещены теоретические основы сферы услуг. Во введении детально рассматривается актуальность темы сферы услуг в современном мире в качестве объекта коммерческой деятельности. Также формируются цели и задачи исследования, которые должны быть решены в итоге работы, определяется объект и предмет исследования. Первая глава содержит актуальную информацию, дающую представление о сущности сферы услуг, определяются ее основные отличия от других областей коммерческой деятельности, поднимается вопрос о нормативной и государственно-экономической регулирующей базе. Для глубокого понимания темы, услуги наиболее детально классифицируются, обозначаются основные аспекты процесса глобализации в изучаемой сфере. Во второй главе, которая является практической частью работы, анализируется сфера услуг в различных развитых странах мира, проводится структурное сравнение по видам услуг, определяется динамика развития сферы услуг в Российской Федерации по трём годам: 2013, 2014 и 2015 год. Здесь же рассматривается значимость мировой выставочной деятельности в процессе глобализации. На основании полученных данных проводится прогнозирование. В заключении кратко излагаются основные этапы исследования, а также подводятся итоги о проделанной работе.
Классификация услуг
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить свою специфику. Традиционная классификация происходит по «международному классификатору товаров и услуг (МКТУ), учрежденного Соглашением о классификациях (Ниццкое соглашение), предназначенной для регистрации товарных знаков. Классификатор состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги».[20] Заглавия классов МКТУ указывают в самых общих чертах те области, к которым товары и услуги относятся. В каждом классе перечень товаров и услуг расположен в алфавитном порядке от «а» до «я».
35 класс: Реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офисная служба.[20] Класс включает, в основном, услуги, оказываемые лицами или организациями, основной целью которых является:
1) помощь в эксплуатации или управлении делами коммерческого, торгового или промышленного предприятия;
2) оказание рекламных услуг, обеспечивающих связь с потребителями, оповещение или объявление с помощью любых средств информации о всевозможных товарах и видах услуг.
К классу относятся:
- сбор для третьих лиц различных товаров и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями (розничные и оптовые магазины);
- услуги по составлению, сбору или систематизации письменных сообщений и записей, а также по использованию или сбору математических или статистических данных;
- услуги рекламных агентств, а также услуги по распространению проспектов или образцов непосредственно или по почте.
Примеры услуг данного класса:
1) ведение бухгалтерских документов, аутсорсинг бизнес-процессов;
2) подбор персонала и формирование штата сотрудников;
3) консультации по вопросам организации и управления бизнесом, развитие бизнеса клиента, повышение эффективности маркетинга компании, увеличение продаж, рост выручки и рост прибыльности;
4) организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях;
5) телевизионная, газетная, радио реклама.
Класс 36: Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью.[20] Класс включает, в основном, услуги по денежно-финансовым операциям и услуги, связанные со всеми видами страховых контрактов.
К классу относятся:
- услуги, касающиеся денежно-финансовых операций: услуги всех банков или связанных с ними учреждений, услуги кредитных учреждений, услуги инвестиционных и холдинговых компаний, услуги посредников при совершении сделок, касающихся ценных бумаг и имущества;
- услуги администраторов по недвижимому имуществу, т.е. услуги по сдаче в наем, оценке недвижимого имущества или финансированию;
- услуги, связанные со страхованием, такие как услуги агентов или посредников по страхованию, подписание страховых полисов.
Примеры услуг данного класса:
1) сбор благотворительных средств;
2) выпуск кредитных карточек и их дальнейшее обслуживание;
3) консультирование по вопросам задолженности, страхования;
4) страхование жизни;
5) налоговая экспертиза;
6) услуги по выплате пенсий.
Класс 37: Строительство; ремонт; установка оборудования.[20] Класс включает, в основном, услуги, оказываемые подрядчиками или субподрядчиками по строительству или изготовлению капитальных зданий, а также услуги частных лиц или организаций по восстановлению объектов в их первоначальном виде или их сохранению без изменения их физических или химических характеристик.
К классу относятся:
- услуги, относящиеся к строительству зданий, дорог, мостов, плотин или линий передач, а также услуги предприятий, специализирующихся в области строительных работ;
- услуги по выдаче напрокат строительного оборудования или материалов;
- услуги по ремонту, т.е. предпринимаемые для восстановления любых объектов после износа, повреждения, частичной порчи или разрушения;
- различные услуги по ремонту электропроводки, мебели, оборудования, инструментов, инвентаря и т.д.;
- услуги по поддержанию объектов в их первоначальном состоянии без изменений каких-либо характеристик.
Примеры услуг данного класса:
1) оказание услуг по строительству зданий, дорог, мостов, дамб;
2) проверка строительных проектов: экспертиза проектной документации, проверка достоверности сметной стоимости;
3) мытье, ремонт транспортных средств, профилактические работы;
4) ремонтные и восстановительные работы одежды, обуви, компьютеров.
Класс 38: Телекоммуникации. [20] Класс включает, в основном, услуги, дающие возможность передавать голосовые и текстовые сигналы от одного человека к другому (как минимум) и услуги по предоставлению возможности устной и визуальной, как правило, односторонней коммуникации (радио и телевидение).
К классу относятся:
- услуги, которые, по существу, заключаются в передаче радио- или телевизионных программ.
К классу не относятся, в частности:
- услуги по радиорекламе (класс 35).
Примеры услуг данного класса:
1) телевизионное вещание, беспроводное;
2) обеспечение доступа в интернет;
3) радиовещание, передача поздравительных открыток онлайн; передача сообщений;
4) услуги по предоставлению телефонной связи;
5) предоставление услуг видеоконференцсвязи.
Класс 39: Транспортировка; упаковка и хранение товаров; организация путешествий.[20] Класс включает, в основном, услуги, относящиеся к перевозке людей или товаров из одного места в другое (железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом или по трубопроводу), а также услуги по хранению товаров на складах или в других помещениях для предотвращения их повреждения или хищения.
К классу относятся:
- услуги, оказываемые компаниями, владеющими станциями, мостами, железнодорожными платформами и тому подобными транспортными средствами;
- услуги, связанные с прокатом транспортных средств;
- услуги, связанные с буксированием и разгрузкой судов;
- услуги, связанные с работой аэропортов;
- услуги по упаковке товаров перед отправкой;
- услуги, оказываемые посредниками или агентствами по туризму;
- услуги, относящиеся к проверке транспортных средств или товаров перед транспортировкой.
Примеры услуг данного класса:
1) авиаперевозки;
2) аренда складов;
3) доставка товаров, цветов;
4) организация путешествий;
5) перевозка мебели;
6) организация спасательных операций;
7) прокат автомобилей.
Класс 40: Обработка материалов.Класс включает в себя услуги по механической или химической обработке или преобразованию предметов, органических (неорганических) веществ, а также услуги по техническому обслуживанию. Все они будут состоять в классе 40 (а не в 37), в тех случаях, если они приводят к изменению внешнего вида.
К классу относятся:
- услуги по преобразованию и любой обработке предметов или веществ, влекущей за собой изменение их основных характеристик;
- услуги по обработке, которые могут быть оказаны во время получения каких-либо веществ или изготовления предметов.
Примеры услуг данного класса:
1) замораживание, консервирование пищевых продуктов;
2) крашение кожи, мехов, обуви;
3) обработка (переработка) отходов, услуги по сбору и вывозу твердых и жидких отходов и неликвидной продукции;
4) обработка тканей против влаги, несминаемости, паразитов и так далее;
5) цинкование, хромирование, гальванизация и прочая обработка металлов.
Класс 41: Воспитание; обеспечение учебного процесса; развлечения; организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.[20] Класс включает, в основном, услуги отдельных лиц или организаций по развитию умственных способностей людей или дрессировке животных, а также услуги, предназначенные для развлечения людей или организации досуга.
К классу относятся:
- услуги по всем видам и формам образования и воспитания людей или дрессировке животных;
- услуги, основной целью которых является организация развлечений и отдыха людей;
- услуги по предоставлению публике произведений пластического искусства или литературы с культурной или воспитательной целью.
Примеры услуг данного класса:
1) аренда спортивных площадок;
2) услуги библиотеки;
3) услуги видеосъемки праздничных мероприятий;
4) издание книг, услуги киностудий;
5) услуги образовательных учреждений: школы, академии, университеты;
6) организация выставок, конференций, мастер-классов;
7) услуги по распространению, бронированию билетов;
8) цирки, клубы, парки аттракционов.
Класс 42: Научные и технологические услуги и относящиеся к ним научные исследования и разработки; услуги по промышленному анализу и научным исследованиям; разработка и усовершенствование технического и программного обеспечения компьютеров.[20] Класс включает, в основном, услуги, предоставляемые физическими лицами, индивидуально или коллективно, в отношении теоретических и практических аспектов сложных областей деятельности, такие услуги предоставляются специалистами в областях химии, физики, техники и программирования.
К классу относятся:
- услуги инженеров, обеспечивающих оценку, расчеты, исследования и составление отчетов в научно-исследовательских и технологических областях;
- научно-исследовательские услуги для медицинских целей.
К классу не относятся:
- исследования и оценка в области коммерческих операций (кл. 35);
- услуги по текстовой обработке и управлению компьютерными файлами (кл. 35);
- финансовые и налоговые оценки (кл. 36);
- добыча полезных ископаемых (кл. 37);
- услуги по установке, обслуживанию и ремонту компьютеров (кл. 37);
- услуги, оказываемые профессиональными деятелями, такими как доктора медицины, ветеринары, психоаналитики (кл. 44);
- медицинское обслуживание (кл. 44);
- дизайн в области садоводства (кл. 44);
- услуги юридические (кл. 45).
Примеры услуг данного класса:
1) химический анализ воды и пищи;
2) восстановление компьютерных данных, установка антивирусных программ, инсталляция программного обеспечения;
3) исследования в области геологии, биологии, химии и т.д.;
4) оформление дизайна интерьера;
5) испытания материалов.
Класс 43: Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; обеспечение временного проживания.[20] Класс включает, в основном, услуги, предоставляемые физическими лицами или учреждениями, целью которых является приготовление пищевых продуктов и напитков для употребления, оказание услуг по предоставлению мест и питания в гостиницах, пансионатах или других заведениях, предоставляющих временное проживание.
К классу относятся:
- услуги по бронированию мест для проживания путешественников, в частности, через туристские агентства или через агентов;
- пансионаты для животных.
Примеры услуг данного класса:
1) агентства по обеспечению мест (гостиницы, базы отдыха), помещений для проведения встреч и конференций;
2) прокат мебели, посуды, осветительных приборов;
3) прокат передвижных строений, палаток;
4) рестораны, кафе, столовые, кафетерии, бары и прочее;
5) услуги по доставке продуктов и еды на дом.
Класс 44: Медицинские услуги; ветеринарные услуги; услуги в области гигиены и косметики для людей и животных; услуги в области сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.[20] Класс включает, в основном, медицинский уход, услуги в области гигиены и косметики, оказываемые лицами или учреждениями людям и животным; услуги, относящиеся к областям сельского хозяйства, огородничества и лесоводства.
К классу относятся:
- услуги в области медицинского анализа, относящиеся к лечению людей (такие как рентгенологическое обследование и анализы крови);
- фармацевтические консультации;
- разведение животных;
- услуги, относящиеся к области выращивания садовых растений;
- услуги по составлению композиций из цветов и садовому дизайну.
Примеры услуг данного класса:
1) услуги банного комплекса, сауны, уход за больными, физиотерапия, санитарная служба, банк крови (больницы, поликлиники, санатории, дома отдыха);
2) парикмахерские услуги, маникюр, косметология, массаж, услуги визажиста, солярий;
3) садоводство, уничтожение растительных вредителей, уход за животными.
Класс 45: Услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другим для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц.[20] Класс включает в себя услуги по расследованию и наблюдению, относящиеся к безопасности физических и юридических лиц, а также юридические услуги, услуги, предоставляемые индивидуальным лицам в связи с общественными мероприятиями, такие как услуги по сопровождению, брачные агентства, организация и проведение похорон.
К классу относятся:
- услуги по расследованию и наблюдению, относящиеся к безопасности физических и юридических лиц;
- услуги, предоставляемые индивидуальным лицам в связи с общественными мероприятиями, такие как услуги по сопровождению, брачные агентства, организация и проведение похорон;
- услуги юридические, оказываемые отдельным лицам или группам лиц, организациям или предприятиям.
Примеры услуг данного класса:
1) брачные агентства, организация свадебных церемоний;
2) похоронное бюро, погребальные услуги, кремация;
3) юридические консультации, предоставление интересов в суде, сбор информации о физических лицах;
4) консультации по вопросам интеллектуальной собственности, контроль;
5) ночная охрана, охранная сигнализация, услуги телохранителей;
6) услуги по усыновлению детей.
Данная классификация представляет собой наиболее детализированную и подробную систематизация видов услуг из всех существующих. Также она является официальным международным перечнем услуг для регистрации товарных знаком, что выделяет её из остальных
Вывод по главе 1
Сфера услуг является неотъемлемой частью коммерческой деятельности, являясь её объектом наряду с товарами и работами, но в то же время имеет множество отличительных особенностей для отдельного детального и глубокого исследования в связи с нынешними тенденциями развития.
В современных условиях услуги, являясь органически важным элементом материального производства, в то же время выросли в крупную и значительную составляющую образа жизни населения большинства стран, что обусловливает необходимость усиления внимания государства к функционированию и развитию сферы услуг, возрастания роли государственного воздействия, как экономического, так и правового.
Выводы по главе 2
Глобализация сферы услуг это неизбежный процесс, имеющий как преимущества, так и некоторые недостатки для экономики различных стран. Чтобы успешно развиваться и занимать лидирующие позиции мировых импортеров и экспортеров услуг, необходимо найти баланс между политикой протекционизма и либерализма в условиях свободной торговли.
Сфера услуг, таким образом, занимает доминирующее положение в экономике многих стран мира с различными типами политического устройства, уровнем экономического развития, территорией, численностью населения, социокультурными особенностями. И хотя в одних странах вполне сложилась сервисная экономика, а в других сфера услуг не играет столь заметной роли,
в целом можно говорить об увеличении значимости сервисного сектора в глобальном экономическом пространстве.
Выставочная деятельность в сфере услуг является прогрессирующим явлением, которое положительно сказывается на общей направленности её развития. Участие различных стран мира позволяет участникам ознакомиться с новыми рынками, получить новые сведения о возможностях экспорта и импорта, изучить тенденции развития, а также обменяться опытом.
Сфера услуг в России, несмотря на высокие темпы роста в последние десятилетия, все еще имеет ряд нерешенных проблем для дальнейшего своего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, повышение занятости в этой сфере, расширение экспорта и импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, столь существенны в мировом
масштабе, что современная экономика удостоилась определения «сервисная», или «экономика услуг».
Спрос в современном мире становится чрезвычайно разнообразным, определяя тенденцию к стремительному увеличению сферы предоставляемых услуг как потребительского, так и производственного назначения. Обусловлено это множеством причин, включающих в себя технологический, научный, коммерческий, социальный аспект. Услуги развиваются не только количественно, но еще и качественно, видоизменяя и дополняя уже существующие традиционные виды.
С устранением локальной привязанности и временных ограничений связан в последнее десятилетие выход многих услуг в глобальное хозяйственное пространство и общее ускорение процесса экономической глобализации.
Российская сфера услуг претерпела за последние годы кардинальные изменения. Общемировые тенденции социально-экономического характера и процессы реорганизации отечественной экономики способствовали не только
достижению в сфере услуг России высоких темпов роста, но недостаточных для создания основы для дальнейшего стремительного развития. Улучшение ситуации невозможно без модернизации этой сферы: необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью страны. Поэтому главной задачей России должна стать работа по ускорению развития сферы услуг и решение главных проблем, которые были выявлены в ходе проведенной работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Коммерческая деятельность»
Вариант (тема): «Услуги как объект коммерческой деятельности в современной глобальной экономике»
Направление: 38.03.06 Торговое дело
Направленность: Коммерция
Студентка: Кошевая Анна Дмитриевна
Группа: ТД-1501 Подпись: _______________________
Проверил: Кожевникова Светлана Юрьевна
Должность: к.э.н., доцент кафедры торгового дела и товароведения
Оценка: _______________________ Дата: _______________________
Подпись: _______________________
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ. 5
1.1. Определение места сферы услуг в коммерческой деятельности. 5
1.2. Услуга и ее отличия от прочих объектов коммерческой деятельности. 6
1.3. Нормативно-правовое регулирование в сфере услуг. 9
1.4. Экономическое государственное регулирование в сфере услуг. 12
1.5. Классификация услуг. 13
1.6. Роль и причины развития сферы услуг в современной экономике. 22
1.7. Факторы глобализация сферы услуг. 23
Вывод по главе 1. 25
2. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СФЕРУ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И АНАЛИЗ РЫНКА УСЛУГ В РОССИИ. 27
2.1. Анализ сферы услуг в развитых странах мира в условиях экономической интеграции 27
2.2. Выставочная деятельность в сфере услуг как часть процесса глобализации…. 29
2.3. Сфера услуг Российской Федерации как часть глобальной экономики. 32
Выводы по главе 2. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
Приложение А. Распределение объема ВВП по основным отраслям экономики в развитых странах мира. 41
Приложение Б. Структура экспорта и импорта различных видов услуг Российской Федерации в страны СНГ и страны дальнего зарубежья. 42
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире происходит непрерывное развитие экономики. Важнейшей её характеристикой является преобладание в составе многочисленных видов и отраслей услуг, которое обусловлено рядом причин, связанных, в первую очередь, с изменением уровня жизни населения, а также технологическим прогрессом. Всё большая часть доходов людей направляется на удовлетворение всевозможных потребностей посредством потребления целого спектра услуг. Именно поэтому на сегодняшний день исследование условий и закономерностей возрастания роли сферы услуг в современной экономике является чрезвычайно актуальным.
Целью данной работы является анализ роли сферы услуг в качестве объекта коммерческой деятельности, как в глобальной экономике, так и в экономике отдельно взятых стран, включая Российскую Федерацию. Отсюда вытекают три основные задачи, которые должны быть решены в ходе выполнения работы:
- охарактеризовать услуги как объект коммерческой деятельности, а также выделить отличительные черты данной сферы;
- определить значимость сферы услуг в развитии современной глобальной экономики;
- проанализировать данную сферу экономики Российской Федерации в глобальной интеграционной среде.
Предметом моего исследования является сфера услуг, а объектом исследования - различные структуры, осуществляющие коммерческую деятельность в данной сфере.
Для решения представленных задач в работе, в первую очередь, будут освещены теоретические основы сферы услуг. Во введении детально рассматривается актуальность темы сферы услуг в современном мире в качестве объекта коммерческой деятельности. Также формируются цели и задачи исследования, которые должны быть решены в итоге работы, определяется объект и предмет исследования. Первая глава содержит актуальную информацию, дающую представление о сущности сферы услуг, определяются ее основные отличия от других областей коммерческой деятельности, поднимается вопрос о нормативной и государственно-экономической регулирующей базе. Для глубокого понимания темы, услуги наиболее детально классифицируются, обозначаются основные аспекты процесса глобализации в изучаемой сфере. Во второй главе, которая является практической частью работы, анализируется сфера услуг в различных развитых странах мира, проводится структурное сравнение по видам услуг, определяется динамика развития сферы услуг в Российской Федерации по трём годам: 2013, 2014 и 2015 год. Здесь же рассматривается значимость мировой выставочной деятельности в процессе глобализации. На основании полученных данных проводится прогнозирование. В заключении кратко излагаются основные этапы исследования, а также подводятся итоги о проделанной работе.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СФЕРЫ УСЛУГ