Предмет и методология макроэкономического анализа.
Предмет и методология макроэкономического анализа.
В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, уровень безработицы и др.
В своем анализе макроэкономика использует те же методы, что и микроэкономика. К таким общим методам экономического анализа относятся: абстрагирование, использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений; сочетание методов дедукции и индукции; использование принципа «при прочих равных условиях» и др.
Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим методом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь при условии рассмотрения совокупностей или агрегатов.
Агрегирование – сведение (объединение) множества разрозненных экономических показателей в единое целое, в совокупность.
Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических субъектов, макроэкономические рынки, макроэкономические показатели.
Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэкономических рынка:
1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок) Закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и равновесного объема их производства.
2. Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации).
3. Рынок факторов производства. В макроэкономических моделях он представлен рынком труда. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.
Модель экономического кругооборота.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (рис.1-2).
Рисунок 1. Кругооборот спроса и предложения (простая модель, микромодель).
Рисунок 2. Роль государства в кругообороте (макромодель).
Шоки спроса и предложения.
Шок — это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса, либо совокупного предложения. Различают:
• позитивные шоки — неожиданное резкое увеличение совокупного спроса (что графически отображается сдвигом вправо кривой AD) или совокупного предложения (что отображается сдвигом кривой AS вниз, если она имеет горизонтальный вид; вправо-вниз, если она имеет положительный наклон; вправо, если она вертикальна).
• негативные шоки — неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой AS в зависимости от ее вида: вверх (горизонтальная), влево-вверх (промежуточная) или влево (вертикальная)).
Причинами позитивных шоков совокупного спроса могут служить:
- резкое непредвиденное увеличение предложения денег (денежной массы);
- неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора).
- неожиданное сокращение предложения денег (сжатие денежной массы);
- резкое сокращение совокупных расходов.
Негативные шоки совокупного предложения обычно называют ценовыми шоками, поскольку их причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня цен. К таким причинам относятся:
- рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек;
- борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную долю издержек;
- экологические меры государства (законы об охране окружающей среды), что вынуждает фирмы строить очистные сооружения, использовать фильтры и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска;
- стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящие урон экономике и др.
Спрос на денежном рынке.
Денежный рынок — это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. Этот рынок имеет в своем составе институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения.
Понятие спрос на деньги различно в классической и кейнсианской теориях. Классическая количественная теория денег основывается на скорости обращения денег. Она может быть представлена в следующем виде:
MV = PQ
где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег в движении доходов; Q — реальный объем производства; Р — абсолютный уровень цен.
Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг, составляющих реальный ВНП.
Согласно кейнсианской теории предпочтения ликвидности существуют три побудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства (портфеля активов) в форме денег.
1. Транзакционный мотив. Часть богатства приходится держать в денежной форме с целью использования денег в качестве средства платежа и средства обращения.
2. Мотив предосторожности. Он связан с желанием иметь в перспективе возможность распоряжаться частью своего богатства в денежной форме, чтобы реализовать преимущества неожиданных возможностей или удовлетворить неожиданные потребности.
3. Спекулятивный мотив. Такой мотив вызван желанием избежать потерь капитала, связанных с хранением его в виде ценных бумаг, в периоды снижения их курсовой стоимости.
В теории предпочтения ликвидности большую роль играет ставка процента. Она определяет сумму, которую заемщик уплачивает кредитору в обмен на использование заемных денег. Ставка процента обычно выражается в процентах годовых.
Спрос на деньги – количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей.
Спрос на деньги включает:
1) текущий спрос – потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики;
2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы;
3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.
В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:
MV = PQ,
где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; P – уровень цен; Q – физический объем товаров.
Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов:
а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги);
б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот);
в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги).
Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.
В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
Предложение денег.
Под предложением денег понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).
В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.
Рынок денег и кривая LM.
Кривая LM характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие комбинации ставки процента и уровня реального дохода (ВНП), при которых денежный рынок находится в равновесии. Кривая LM фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения (Ms). Во всех точках кривой спрос на деньги равен их предложению.
Графически кривая LM должна быть наклонена с северо-востока на юго-запад. Это свидетельствует, что рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет соответствовать более высокая ставка процента.
Кроме того, кривая LM имеет своеобразную конфигурацию: ее левая часть, которая отражает низкие значения ставки процента, расположена почти горизонтально, тогда как правая часть этой кривой близка к вертикали.
Рост национального дохода (Y1>Y2) увеличивает спрос на деньги (Dm1 > Dm2). При неизменном предложении денег (Sm) это приводит к росту r (рис. а).
Рис. Равновесие денежного рынка. Кривая LM
Таким образом, при национальном доходе Y2 (рис. б) кривая LM имеет положительный наклон (прямая зависимость между Y и r) и отражает равновесие денежного рынка.
На кривой LM – чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента. Увеличение предложения денег или снижение уровня цен сдвигает кривую LM вправо.
Равновесие в модели IS-LM.
Модель IS–LM (инвестиции – сбережения, предпочтения ликвидности – денежная масса) – это модель товарно-денежного равновесия. Она позволяет найти такие сочетания рыночной процентной ставки (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Эта модель является конкретизацией модели AD–AS.
Проблема общего равновесия проанализирована Дж. Хинсом в работе «Стоимость и капитал» (1939 г.). Более широкое распространение модель IS–LM получила после выхода в свет книги Э. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949 г.). Поэтому ее часто называют моделью Хикса-Хансена.
Модель IS–LM строится для экономики, к которой уровень цен фиксирован, государственные расходы (G), налоги (Т) и предложение денег (М) неизменен. Она состоит из двух частей.
Первая часть (модель IS) отражает равновесие на товарных рынках, вторая (модель LM) – на рынке денег. Условием равновесия на товарных рынках служит равенство инвестиций и сбережений, на денежном рынке – равенство спроса на деньги и предложения денег.
Эти две части модели связывают лишь одно сочетание значений процентной ставки (Re) уровня дохода (Ye), при котором достигается равновесие одновременно на двух рынках – товарном и денежном.
Графически модель IS–LM строится путем пересечения кривых IS и LM:
Рис. Равновесие в модели IS-LM
Равновесие на рынке благ и рынке денег достигается в точке пересечения кривых IS и LM. В состоянии равновесия два названных рынка сбалансированы. То есть равновесие на товарном и денежном рынках отражает такое состояние экономики, когда равновесная процентная ставка (RЕ) и уровень равновесного дохода (YE) одновременно уравнивают планируемые и фактические расходы, сбережения и инвестиции, спрос на деньги и их предложение (в точке Е). Во всех точках выше равновесного положения обоих рынков то есть наблюдается состояние экономики с положительным сбережением (+S), во всех точках ниже равновесного уровня – с отрицательным сбережением (–S). Это объясняется тем, что в первом случае товарный и денежный рынки переполнены «лишними» товарно-материальными запасами и деньгами, а во втором – наблюдается нехватка товаров денег.
Равновесие на каждом из двух рынков – товаров и денег – устанавливается не автономно, а взаимосвязано. Изменения на одном из рынков неизменно влекут за собой соответствующие сдвиги на другом. Допустим, улучшаются перспективы инвестиций; норма процента остается неизменной. Тогда предприниматели расширят вложения капиталов в производство.
С возрастанием доходов заработает обратная связь. На рынке денег возникает недостаток денежных средств, нарушится равновесие на нем. Повысится спрос участников хозяйственной деятельности на деньги. В результате поднимется норма процента.
Процесс взаимовлияния двух рынков на этом рынке не закончится. Более высокая норма процента притормозит инвестиционную деятельность, что, в свою очередь, отразится на уровне национального дохода (он несколько снизится). Равновесие на рынке товаров и рынке денег определяется одновременно нормой процента и уровнем дохода.
Равновесность на рынке инструментов на том и другом рынках формируется взаимосвязано и одновременно. При завершении процесса взаимодействия двух рынков устанавливается более высокий уровень r и Y.
Модель IS-LM получила признание Кейнса и стала весьма популярной. Она означает конкретизацию кейнсианской трактовки функциональных взаимосвязей на товарным и денежном рынках. Модель помогает представить функциональные зависимости на рынках товаров и денег, схему денежного равновесия по Кейнсу, влияние экономической политики на экономику.
Данная модель способствует обоснованию финансовой и денежной политики государства, выявлению их взаимосвязи и результативности.
Величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках товаров, денег и ценных бумаг, называется эффективным спросом.
Описанная модель IS–LM в практике используется для иллюстрации воздействия на национальный доход бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
Основной целью анализа экономики с помощью модели IS–LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.
Модель IS–LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS–LM является конкретизацией модели AD-AS.
Основные уравнения модели IS–LM:
1) Y=C+I+G+Xn – основное макроэкономическое тождество.
2) C=a+b(Y-T) – функция потребления, где T=Ta+tY.
3) I=e-dR – функция инвестиций.
4) Xn=g-m`*Y-n*R – функция чистого экспорта.
5) M/P=k*Y-h*R – функция спроса на деньги.
Внутренние переменные модели: Y (доход), C (потребление), I (инвестиции), Xn (чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: G (государственные расходы), Ms (предложение денег), t (налоговая ставка).
Эмпирические коэффициенты (a,b,e,d,g,m`,n,k,h) положительны и относительно стабильны.
В краткосрочным периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов (Y≠Y*), уровень цен P фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку P=const, поскольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.
В долгосрочным периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень цен P подвижен. В этом случае переменная Ms (предложение денег) является номинальной величиной, а все остальные переменные модели – реальными.
Предмет и методология макроэкономического анализа.
В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, уровень безработицы и др.
В своем анализе макроэкономика использует те же методы, что и микроэкономика. К таким общим методам экономического анализа относятся: абстрагирование, использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений; сочетание методов дедукции и индукции; использование принципа «при прочих равных условиях» и др.
Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим методом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь при условии рассмотрения совокупностей или агрегатов.
Агрегирование – сведение (объединение) множества разрозненных экономических показателей в единое целое, в совокупность.
Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических субъектов, макроэкономические рынки, макроэкономические показатели.
Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэкономических рынка:
1. Рынок товаров и услуг (реальный рынок) Закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг, соотношение совокупного спроса и совокупного предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и равновесного объема их производства.
2. Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации).
3. Рынок факторов производства. В макроэкономических моделях он представлен рынком труда. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы. Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.