Ответ:Предмет и метод экономической теории

Ответ:Предмет и метод экономической теории

1. Предмет, ф-ции, разделы. ЭТ- это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов (земля, труд, товар). Предметом ЭТ являются отношения, возникающие м/у людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. ЭТ состоит из разделов:микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы - фирмы, домохозяйства, рынки. Макроэкономика изучает функционирование экономики страны в целом (национ. экономики). Мировая экономика анализирует экономические отношения в мировом сообществе.

Методы исследования ЭТ. Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью кот.опр-ся пути достижения цели. Методы исследования делятся на общие и специфические методы.К общим методам относятся: Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономич. явления или процесса на части, признаки, св-ва, отношения. Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.Индукция — переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы. Дедукция - переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами. Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. К специфическим методам экономики можно отнести: Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности. Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономич. явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных усл. и дальнейшего практич. применения.Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономич. явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Такие модели исследуются методами функционального анализа, выявления характера зависимости одних переменных от других, например, объема покупок от цены и доходов покупателей. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.Предельный анализ-поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путем сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. Предельный анализ лежит в основе теорий потребительского спроса и предложения фирм.

Функциональный анализ – непосредственным объектом его выступают функции (потребительские свойства) изделий и процессов, а непосредственным предметом – причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных продуктов труда (изделий и процессов).Равновесный анализ - составная часть анализа соотношения «затраты—объем производства—прибыль» (анализа безубыточности), с помощью которого определяется точка равновесного объема продаж, т. е. уровня продаж, при котором величина полных затрат равняется размеру полной выручки от реализации.

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:

• Альфред Маршал

• Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946),служитважнейшимтеоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на потокинвестиций и на формирование национального дохода..Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Факторы производства

Факторы производства— экономические ресурсы, используемые для производства товаров и услуг.

Обычно выделяют следующие факторы производства: труд;капитал; природные ресурсы; предпринимательская деятельность.

Ряд авторов дополнительно выделяют такие факторы, как: техника и технологии, время, информация, наука.

Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на получение производственного результата. Труд предполагает применение в процессе производства физических и умственных способностей людей. В связи с этим, по сферам применения, выделяют: преимущественно физический труд; преимущественно умственный труд.

В качестве вознаграждения за труд наемным работникам выплачивается заработная плата, а наряду с ней: премии, доплаты, надбавки и др.

Классификация труда по уровню квалификации работников:

а) неквалифицированный труд;

б) квалифицированный труд, который в свою очередь может быть:

• малоквалифицированным;

• квалифицированным;

• высококвалифицированным.

Труд измеряется продолжительностью рабочего времени, условиями труда и уровнем материального вознаграждения, получаемого работником за труд.

Труд характеризуется производительностью и интенсивностью труда. Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени или в расчете на одного работника. Интенсивность труда - это напряженность труда, характеризующая степень расходования умственной и физической энергии.

Капитал - это созданные человеческим трудом средства производства (машины, станки, оборудование).

Капитал может быть представлен в денежной форме и в натуральном выражении.

Виды капитала: основной капитал; оборотный капитал.

На вложенный капитал субъекты получают прибыль, доход, процент, дивиденд, прирост капитала.

Природные ресурсы - ресурсы, созданные самой природой и используемые в производственной деятельности человека (земля, недра, растительный и животный мир, воздушный бассейн, лесные и водные ресурсы).

За использование природных ресурсов пользователь уплачивает собственнику (обычно государству) ренту. Природные ресурсы применяются в разнообразных отраслях: сельское хозяйство, лесное хозяйство; угледобыча и нефтегазодобыча, разработка месторождений полезных ископаемых, рыбоводство и рыболовство и др.

Предпринимательская деятельность - специфический фактор производства, способствующий удовлетворению общественных потребностей и получению личной выгоды либо дохода предпринимателем.

Предпринимательство - это особый фактор производства, поскольку требует специальных знаний, умений и навыков. Не каждый субъект способен стать предпринимателем. Предпринимательство осуществляет соединение труда, капитала и природных ресурсов в наиболее эффективных пропорциях с целью максимизации дохода.

Сущность рыночных отношений

Рынок - это взаимодействие сил спроса и предложения, при операциях обмена.

Другие определения рынка.

Рынок - это система экономических отношений, направленных на сбалансирование спроса и предложения, денежной и товарной массы.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товара.

Условия возникновения и развития рыночных отношений:

• общественное разделение труда и специализация;

• свободный обмен ресурсами;

• наличие в стране комплекса экономических прав и свобод;

• свободное ценообразование;

• конкуренция товаропроизводителей;

• невысокий размер трансакционных издержек.

Рынок выполняет следующие функции:- ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;

- информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;

- посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

- регулирующая. Эта функция является наиболее важной. Рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке;

- стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать, а это возможно при внедрении достижений науки и техники;

- санирующая. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых хозяйств. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.

Сущность и типы конкуренции

Конкуренция – соперничество между участниками рынка в различных сферах: производстве, технике, технологии, качестве товаров и услуг, реализации продукции и т.д. Конкуренция - это тотальное экономическое состязание во всех сферах.

Конкуренция постоянно присутствует на рынке между

товаропроизводителями.

Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия: 1) количество действующих фирм на рынке; 2) свобода входа и выхода предприятий на рынок; 3) дифференциация товаров; 4) совместный контроль фирм за рыночной ценой. Цель конкуренции заключается в том, чтобы покупатель купил товар. Основным орудием является формирование спроса и стимулирование сбыта (фосстис). Покупатель отдает свое предпочтение какому-либо товару, лишь убедившись на практике в своем выборе, а необходимую информацию он получает от производителя посредством рекламы. Как правило, конкуренция возникает между товарами, а не фирмами. Существуют следующие виды конкуренции. 1. Совершенная (или свободная): на рынке участвует множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме. Условия: 1) объем производства отдельной фирмы незначителен и не оказывает существенного влияния на цену товара; 2) товары однородны; 3) покупатели хорошо информированы о ценах; 4) продавцы независимы друг от друга; 5) рынок не ограничен, т. е. возможен свободный доступ любого, кто пожелает стать предпринимателем. Совершенная конкуренция формирует рыночный механизм образования цен и самонастройки экономической системы. Этот вид конкуренции имеет лишь теоретическое значение, хотя является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. В этом и есть ее ценность. 2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием монополий. И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса. Подвидами являются: монополия и омегополия. Монополия – это исключительное право производства, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству. Выделяют: естественную (легальную) и искусственную, а также чистую и абсолютную. Монополистические фирмы создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают доступ к источникам сырья и энергоресурсам; используют высокий уровень технологий; применяют более крупный капитал и т. д. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест, концерн. Олигополия – это существование нескольких фирм, обычно больших, на плечи которых приходится основная часть продаж отрасли. Проникновение на рынок новых фирм сложно в силу больших капитальных затрат. Ценовая – это искусственное сбивание цен на товар. Здесь широко используется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг. Неценовая – это конкуренция, осуществляемая с помощью совершенствования качества продукции и условий ее продажи. Проведение неценовой конкуренции может осуществляться по двум направлениям. 1. Конкуренция по продукту. 2. Конкуренция по условиям продаж

12 ответ:Рынок имеет определенные преимущества и недостатки.К преимуществам относятся :-способность эффективно распределять ресурсы. Они поступают туда, в чьих товарах и услугах люди и общество нуждаются;- дает свободу в действиях потребителям и производителям; способствует быстрой адаптации к изменяющимся условиям.- позволяет оптимально использовать достижения НТП в области создания новых товаров и услуг, внедрения новой техники и технологии;- способствует удовлетворению разнообразных потребностей людей и общества в целом.Недостатки рынка:. не гарантирует право на труд, на доход, на отдых; не обеспечивает защиты окружающей среды и сохранение невоспроизводимых ресурсов (газ, нефть, руда); не создает условия для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.); не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; не ориентирован на производство социально необходимых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги;не способствует созданию социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, социально-культурные объекты и т. д.).Современный рынок является отражением смешанной экономики, которая регулируется государством с помощью налогообложения, созданием инфраструктуры рынка. Свободного рынка, полностью избавленного от государственного воздействия, нигде уже нет. Феаско рынка-это ситуация когда обществен. благосостоян.не может быть максимизиров.под средством рыночных механизмов и требует госуд.вмешательства.К ним относят:внеш.эфекты,прооч.механизмсимиляциярынблема произ.общест.благ,монапализм.,асимиляциярыноч.информации,сниж.трансакц.издержек.

ответ:Предмет и метод экономической теории

1. Предмет, ф-ции, разделы. ЭТ- это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов (земля, труд, товар). Предметом ЭТ являются отношения, возникающие м/у людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. ЭТ состоит из разделов:микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы - фирмы, домохозяйства, рынки. Макроэкономика изучает функционирование экономики страны в целом (национ. экономики). Мировая экономика анализирует экономические отношения в мировом сообществе.

Методы исследования ЭТ. Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью кот.опр-ся пути достижения цели. Методы исследования делятся на общие и специфические методы.К общим методам относятся: Анализ – процедура мысленного разделения предмета, экономич. явления или процесса на части, признаки, св-ва, отношения. Синтез – соединение различных элементов и сторон предмета, явления или процесса в единое целое.Индукция — переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Этот метод позволяет сделать вероятностные выводы. Дедукция - переход от общих положений и к выводам в отношении единичных. Данные выводы рассматриваются как достоверные. К дедуктивному методу относится предсказание будущих событий, сопоставление выдвинутых гипотез с фактами. Научная абстракция – это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся. Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. К специфическим методам экономики можно отнести: Экономическое наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей научной деятельности. Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономич. явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных усл. и дальнейшего практич. применения.Экономико-математическое моделирование – построение условной схемы экономич. явления или процесса и получения на основе ее анализа достоверных данных о самом явлении. Такие модели исследуются методами функционального анализа, выявления характера зависимости одних переменных от других, например, объема покупок от цены и доходов покупателей. Экономическая модель служит для объяснения, как работает экономика или ее отдельный сектор, для выработки экономических принципов и экономических прогнозов.Предельный анализ-поиск оптимального значения переменной, экономического показателя, производимый путем сравнения издержек и выгод, которые могли бы быть вызваны изменением значения данной переменной. Предельный анализ лежит в основе теорий потребительского спроса и предложения фирм.

Функциональный анализ – непосредственным объектом его выступают функции (потребительские свойства) изделий и процессов, а непосредственным предметом – причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных продуктов труда (изделий и процессов).Равновесный анализ - составная часть анализа соотношения «затраты—объем производства—прибыль» (анализа безубыточности), с помощью которого определяется точка равновесного объема продаж, т. е. уровня продаж, при котором величина полных затрат равняется размеру полной выручки от реализации.

Наши рекомендации