Основные этапы выполнения бакалаврской работы

Написание бакалаврской работы требует правильного применения всей совокупности методических средств и приемов, помогающих и ускоряющих решение поставленной научной задачи.

Процесс написания бакалаврской работы делится на две основные части: исследование и изложение. Исследование предполагает выбор темы, составление плана ее рассмотрения, оформление задания на бакалаврскую работу, сбор и обработку материала, формирование основных положений. Изложение – это написание текста, редактирование и подготовка его к печати.

При подготовке бакалаврской работы каждому студенту назначается руководитель. После выбора темы дальнейшая работа студента осуществляется под его руководством. Научный руководитель корректирует при необходимости план работы и дает рекомендации по списку литературы, оказывает студенту помощь в разработке графика выполнения работ; дает рекомендации о привлечении необходимых нормативных, литературных и практических материалов, указания по внесению исправлений и изменений в предварительный вариант работы (как по содержанию, так и по оформлению).

Особое внимание необходимо уделить обработке литературных источников. Начинают с составления библиографии. Опыт показывает, что полезно при этом использовать содержащуюся в книгах и статьях библиографию, а так же реферативные журналы, сборники, обзоры, выпускаемые информационными центрами, и т.п. При этом следует иметь в виду, что теоретические и практические основы по всем темам изложены, прежде всего, в учебниках и учебных пособиях. Более глубоко и критически на опыте различных стран они рассматриваются в монографической и периодической литературе. Изучение этой литературы позволит усвоить систему научных понятий, разделяемых большинством ученых, и имеющиеся дискуссионные расхождения.

Добившись отчетливого понимания существа темы, следует перейти к подбору законодательного материала, регламентирующего элементы механизма функционирования в изучаемой области. Затем, опираясь на публикации специалистов в печати, обобщить ход, результаты этого процесса и предлагаемые пути развития. Материал, содержащийся в литературе, необходимо излагать «своими словами» в объеме и последовательности, соответствующими критическому его восприятию. При заимствовании текста литературных источников должна быть сделана ссылка с указанием автора, названия работы, места издания, года, страницы.

Для облегчения работы, изучая литературу, следует вести рабочие записи, выписывая определения, формулировки, доказательства, выводы и предложения, интересные примеры, необходимые статистические данные. При этом в каждом случае целесообразно делать пометку, из какого источника позаимствован тот или иной пример, а при использовании его в работе делать сноску на данный источник. Нужно также записывать свои мысли, которые возникают при изучении литературы и других источников информации. Собственные замечания, дополнительная аргументация, различные соображения по теме, выводы могут быть затем систематизированы и использованы в тексте работы.

Необходимо помнить, что сжатый пересказ основных положений изучаемого источника можно использовать там, где материал не имеет решающего значения. Но там, где речь идет об основных положениях, выводах или рекомендациях автора, следует текст записывать дословно.

Для составления плана бакалаврской работы полезно ознакомиться с содержанием монографических исследований и их структурой, формулировками глав, параграфов. Здесь могут быть также полезны авторефераты диссертаций, учебники, учебные пособия и т.д. Окончательный план бакалаврской работы складывается обычно как итог проделанной работы.

При составлении задания и плана бакалаврской работы следует обратить внимание на формулировки глав и параграфов. Эти формулировки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать излишней информации. Формулировки глав должны раскрывать заявленную тему работы, а формулировки параграфов – заявленные главы бакалаврской работы.

Сбор материала требует умения работать над источниками. Опираясь на ранее разработанную библиографию, изучение необходимо начать с более общей литературы, переходя затем к узкоспециальной; сначала работать над новыми публикациями, а затем – более ранними. Следует научиться выборочному чтению, когда для уяснения полезности книги для исследования вполне достаточно ознакомиться с оглавлением, прочитать введение, заключение, отдельные главы и параграфы. В сборе материала особое место принадлежит фактическим данным, накопление которых рекомендуется осуществлять лишь после того, как качественная сторона изучаемого вопроса определится с достаточной полнотой и обоснованностью.

Для научного исследования важны не единичные факты, а массовые, типичные, отражающие главные тенденции и закономерности развития. Они должны быть так же «свежими», достоверными, точными, взятыми в целом, в их связи и совокупности без исключения.

Накопленный по намеченному плану материал нуждается в обработке. Этот новый этап в исследовании наступает после того, когда сбор данных, на разработку темы закончен. Сбор дополнительного материала обычно продолжается и на этапах написания и редактирования текста, но он дополняет, углубляет содержание, не меняя в нем главного. Обработку всего собранного материала рекомендуется осуществлять следующим образом: сначала перечитать и разложить по вопросам плана, а затем – расчистить, то есть освободить от всего ненужного для разработки темы. В процессе обработки цифрового, статистического материала следует использовать таблицы, графики, диаграммы; обобщать с использованием методов экономико-статистического анализа, программных средств, имеющихся в институте.

Работу, завершенную написанием текста, не следует считать готовой. Она нуждается в редактировании, то есть упорядочении, обработке текста в соответствии с требованиями и правилами литературного слога и стиля, с характером, назначением и направленностью исследования. При этом необходимо прежде всего устранить все лишнее, мешающее точному и четкому освещению вопроса, а там, где слишком сжатое изложение, ввести дополнения, углубляющие содержание. Затем - обеспечить равномерное размещение материала по главам и параграфам.

Важно обратить внимание на выделение абзацев и их соразмерность.

Абзац – это новая мысль, и ее выделение облегчает чтение. Задачей редактирования является также освобождение от перегрузки цитатами.

Немаловажным требованием, предъявляемым к редактированию рукописи, является авторская скромность. Стиль обобщения должен быть научным, выдержанным с учетом компетенции студента как еще молодого специалиста, без использования слишком самоуверенных оценок, агрессивных эмоций, чем нередко отличаются публикации в периодической литературе.

Отредактированная бакалаврская работа должна быть оформлена в соответствии со Стандартом предприятия КНИТУ-КАИ.

Оформление бакалаврской работы

6.1. Работа выполняется на одной стороне стандартного листа форматом А4(210*297) в машинописном варианте с полями: левое -30 мм, правое -

10мм, нижнее - 20мм, верхнее - 20мм. Шрифт TimesNewRoman 14, межстрочныйинтервал - 1,5.

6.2. Листы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами,

посредине внизу страницы. Нумерация страниц проставляется,начиная с 3 листа.

6.3. Название раздела (главы) пишется прописными буквами и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия раздела (главы) неставится, название не подчеркивается. Название раздела (главы) отделяется отпоследующего текста интервалом в одну строку. Каждый раздел (глава) начинается сновой страницы.

6.4. Подразделы (параграфы) должны иметь двойную нумерацию арабскимицифрами (например: 1.1.). Название подраздела (параграфа) отделяется отпоследующего текста 1 строкой. Части подраздела (параграфа) могутиметь тройную нумерацию (например: 1.1.1.).

Дальнейшее деление не допускается.

Подразделы (параграфы) начинаются на той же странице, где заканчиваетсяпредыдущий подраздел (внутри раздела).

Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере. Другие обозначения при перечислении не допускаются (Например, * , • , Δ)

Пример.

а) ================================================;

б) ================================================;

1) ================================;

2) ================================;

в) ================================================.

Стилистические особенности

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова - «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

В ВКР должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе.

В тексте ВКР не допускается:

- применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять произвольные словообразования.

В тексте ВКР, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр;

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки; например > (больше), < (меньше),

= (равно), D (больше или равно), D (меньше или равно), D (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

При необходимости применения сокращений слов, терминов, наименований, условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять при первом упоминании в тексте и включать в перечень сокращений и условных обозначений.

6.5. Ссылки на использованные источники должны нумероваться арабскимицифрами по порядку появления в списке и помещаться в квадратные скобки.Например: [14,85].

Ссылаться следует на источник в целом. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данной работы. Оформлять ссылки на использованные источники в виде сносок не допускается!

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение.

Ссылки в тексте на порядковый номер формул и уравнений дают в круглых скобках. Например: в формуле (1), по уравнению (3).

Ссылки на разделы, таблицы, иллюстрации указывают их порядковым номером. При этом сокращать слова «раздел», «таблица» не допускается.

Например: в разделе 4, по таблице 2.3.

6.6. Общие требования и правила составления списка использованных источников

При выполнении выпускной квалификационной работы используется не менее 40 литературных источников. Список использованных источников является частью работы, помещается сразу после заключения и показывает степень изученности излагаемых вопросов. В список включаются литературные источники, на которые в работе сделаны ссылки.

Список литературы содержит вначале законы и нормативные акты, затем учебники и статьи журналов, а так же интернет-источники.

Ниже приводятся примеры библиографического описания различных источников.

Книга одного автора

Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. -160с.

Книга двух, трех авторов

Горохов Н.Ю, Малеев В.В. Бизнес - планирование и инвестиционный анализ /Н.Ю.Горохов, В.В.Малев. -М: Информационно-издательский дом Филинъ, 2012. - 208с.

Книга более трех авторов

Экономика предприятия /Л.Я.Аврамков, В.В.Адамчук, О.В.Антонова, Л.В Бобков.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-742с.

Бизнес-план Методические материалы /Под ред. проф. Р.Г. Маниловского - М.: Финансы и статистика, 2011. - 183с.

Статья из газеты, журнала

Коршуков В.П. Перспективы региональных рынков //Экономика и жизнь. - 2012. - № 6. -с.14- 15.

Автореферат диссертации

Васин Е.К. Организация и функционирование рынка ценных бумаг: автореф.дис.канд.экон.наук/Е.К. Васин - Казань, 1996.-21 с.

Методические указания

Производственная практика. Подготовка, оформление и защита дипломных работ: методические указания / сост. А.И.Бикчантаева; КНИТУ-КАИ - Казань, 2014. -28с.

Документы

ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам.

Гражданский кодекс РФ. Часть I. - М.: -Юридическая литература, 1997.-140с.

Наши рекомендации