Неценовые факторы потребительского спроса
Совокупный спрос — это представленные на рынке в денежной форме потребности домохозяйств, фирм, государства и зарубежных стран в потребительских и инвестиционных товарах и услугах. Совокупный спрос характеризует их желание и возможность приобрести определенный объем товаров и услуг при том или ином уровне цен. График кривой совокупного спроса AD (рис. 2.1) отражает обратную зависимость между уровнем цен Р и объемом национального производства (реальным ВВП) Q, на который предъявляется спрос всеми субъектами экономической системы.
Кривая совокупного спроса
Неценовые факторы не оказывают влияния на форму кривой совокупного спроса, но под их воздействием данная кривая может смещаться вправо и влево. Понятно, что если в первом случае реальный ВВП будет расти, то во втором — начнет снижаться. И если попытаться дать наиболее короткий ответ на вопрос о причинах глубокого падения российской экономики в кризисные 1990-е гг., то он может быть сведен к фиксации левостороннего смещения кривой AD в нашей стране. А потому перемещение этой кривой вправо выступает важнейшим условием результативного антикризисного регулирования отечественной экономики.
На динамику каждого из компонентов совокупных расходов (С + I + G + Bт) воздействует некая комбинация факторов.
Изменения в потребительском спросе С могут быть обусловлены:
динамикой благосостояния потребителей, т.е. реальной стоимости располагаемых ими реальных и финансовых активов. Чем богаче народ той или иной страны и чем выше его склонность к удовлетворению своих потребностей в настоящее время (а не переносу этих трат в неопределенное будущее), тем дальше вправо отодвигается кривая AD и выше становятся темпы экономического роста. Так, неуклонному наращиванию потребительского спроса россиян в 2000—2008 гг. темпом около 10% в год[6] в решающей степени способствовал опережающий наращивание цен рост номинальных доходов вкупе с форсированным развертыванием кредитования их разнообразных покупок;
ожиданиями потребителей (инфляционными, дефляционными, дефицитными, девальвационными и т.п.). Если потребители ожидают, что доходы в будущем будут расти быстрее цен, то они смело направляют свои нынешние заработки на текущее потребление и кривая AD смещается вправо. Аналогичным окажется их потребительское поведение и при опасении исчезновения товаров с прилавков магазинов. И наоборот, опасение грядущего обнищания (вследствие, например, падения обменного курса рубля), как и прогноз предстоящего удешевления товаров в обстановке кризиса перепроизводства усиливают сберегательную активность домохозяйств, и кривая AD смещается влево, что через сжатие потребительского спроса и падение ВВП превращает угрозу подобного обнищания в реальность;
задолженностью потребителей. Ее увеличение заставляет домохозяйства больше сберегать, что соответствует левостороннему сдвигу кривой AD. Подобная ситуация сложилась сегодня, например, в Испании, где свершился крах модели стремительного наращивания потребительских расходов граждан, построенной на некогда дешевом кредите. И наоборот, рассчитавшись с задолженностью по потребительскому кредиту (за приобретенные ранее компьютеры, мебель, автомобили и т.п.), семьи могут временно воздержаться от сбережений, и потребительский спрос нарастет. Недавний глобальный финансово-экономический кризис берет свое начало в чрезмерно быстром росте задолженности американских домохозяйств по ипотечному кредиту, достигшей в 2007 г. 10 трлн дол. (75% ВВП)[7]. Особая тяжесть данного ипотечного кризиса была связана не только с огромным объемом заимствований, но и с тем, что кредиты предоставлялись в расчете на грядущее удорожание недвижимости. А когда эти прогнозы не подтвердились, фактическая стоимость залога оказалась намного ниже величины заемных средств. К тому же многие кредиты брались по плавающим ставкам, которые затем в условиях развернувшегося кризиса резко возросли. Все эти обстоятельства вызвали взрывной рост задолженности населения США, что не могло не отразиться на сокращении его потребительских расходов и, как результат, на падении ВВП данной страны в 2008-2009 гг.;
размером прямых и косвенных налогов, уплачиваемых домохозяйствами, а также получаемых ими трансфертов. Чем выше ставка подоходного налога с физических лиц, тем меньше располагаемый доход семей и, соответственно, их потребительские расходы. Удорожание бензина, связанное, в частности, с повышением акцизного налога, сокращает спрос россиян на многие другие товары. А вот предвыборное повышение пенсий выступает сегодня фактором наращивания потребительской активности.