Тема 1. введение в макроэкономику
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, в том виде, в котором она изучается сегодня, сформировалась относительно недавно. Ее реальное возникновение в качестве самостоятельной дисциплины принято связывать с выходом в 1936 г. знаменитой работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор фактически заложил основы современной макроэкономической науки. Он считается основоположником целого направления экономической мысли, получившего название кейнсианства. |
Макроэкономика занимается изучением не отдельных рынков, а экономики страны, поэтому в макроэкономике, несмотря на многие аналогии с микроэкономикой, гораздо большее внимание уделяется агрегированным показателям: если микроэкономика занималась изучением спроса и предложения на отдельном рынке, то макроэкономика изучает совокупный спрос и совокупное предложение — категории, рассматриваемые в масштабе всей экономики. |
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Система национальных счетов — СНС— представляет .собой совокупность данных, используемых государством для описания итогов хозяйственной деятельности страны в целях их последующего анализа. |
Составляющие СНС
Валовой национальный продукт — ВНП (gross national product — GNP) — это суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за данный период времени. |
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВВП
ВВП |
1. по расходамподсчитывается как сумма совокупных расходов всех субъектов рыночного хозяйства. |
по доходамподсчитывается как сумма всех доходов, полученных владельцами факторов производства (труда, земли, капитала, предпринимательства) за их участие в производственной деятельности. |
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Если две линии на графике пересекаются, за этим кроется что-то важное.
Эрнест Кук, американский ученый
Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD) — это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен. |
Уровень
цен,
Р
AD
Реальный объем производства, Y
МОДЕЛЬ «AD-AS»
Макроэкономическое равновесие в этой модели можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос. |
Выбирая тип экономической политики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а следовательно, к рекомендациям какой школы будет тяготеть экономическая политика. |
Эффект храповика
ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА
ТЕМА 4. БЕЗРАБОТИЦА
Безработица— это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течете определенного по законодательству периода времени. |
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ТЕМА 5. ИНФЛЯЦИЯ
Инфляция — это рост общего уровня цен в стране |
При инфляции предложения рост цен наступает раньше роста денежной массы, что отличает ее от инфляции спроса. Растет стоимость сделок, в результате чего увеличивается спрос на деньги, а следовательно, государство увеличивает объем денежной массы |
ИСТОЧНИКИ ИНФЛЯЦИИ
Сеньораж (SE — seniorage) обычно определяют как доход, получаемый государством в результате печатания денег. |
Сеньораж — доход государства. Он оплачивается населением, поскольку население вследствие инфляции, делающей его беднее, имеет возможность приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, население платит инфляционный налог (IT — inflation tax), ставка которого равна темпу инфляции. |
IT = С х n + D (п - i),
где С — наличные деньги в обращении,
D — деньги на депозитах,
n — темп инфляции,
i — номинальная ставка процента по депозитам.
При определенных условиях (в ситуации умеренной инфляции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT |
КРИВАЯ ФИЛЛИПСА
Кривая Филлипса, отражает альтернативу между инфляцией и безработицей |
ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА
Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП называют мультипликационным эффектом.
Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.
Мультипликатор (лат. multiplier — множитель – m) — это коэффициент, показывающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода.
То есть, это число, на которое надо умножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода.
m = |
Приращение ВНП |
Приращение инвестиций |
ê ВНП |
ê инвестиций |
= |
Или
êВНП = m х êинвестиций,
т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП.
Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что привело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2
Рассмотрим условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта.
Допустим, первоначальный объем автономных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 долл.
Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (выделенное слово очень важно!) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается.
Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений.
Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.
Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент.
Этот коэффициент и есть мультипликатор.
Как же определить его?
Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т. е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление, следовательно, прирост национального дохода, используемого на потребление, составит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов.
Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями?
Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + … долл. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл. Эта цифра подсчитана по формуле:
Формула мультипликатора автономных расходов:
m = 1/(1 - МРС)
m = 1/ МРS
Эффект мультипликатора графически выглядит, как показано на рис. 5.
S,I |
Y |
S |
Y0 |
Y1 |
E1 |
I |
Рис. 5. Эффект мультипликатора
Первоначально равновесный уровень дохода составляет Y1. Если же в результате инвестиционного толчка линия I1 поднимается вверх, на уровень I2, то пересечение S и I произойдет в точке E2, а уровень равновесного дохода будет равен Y2. Отрезок Y1Y2 превышает отрезок I1 I2.
Это означает, что увеличение инвестиций приводит к большему увеличению дохода. Допустим, автономные инвестиции (10 млрд. долл.) привели к увеличению дохода не на 10, а на 50 млрд. долл. При этом очевидно, что m = 5.
Формула êY = êI х m;
10 х 5 = 50
Выводы:
1. Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.
2. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.
Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор.
Акселератор (лат. accelero — ускоритель) — это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвестиций данного года к приросту национального дохода прошлого года:
êинвестиций текущего года
акселератор = -------------------------------------- .
êНД прошлого года
Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР П. САМУЭЛЬСОНА. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на $6 млн, то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на $60 млн. Допустим, оборудование состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмещению 1 машина, или $3 млн. Предположим, что в течение четвертого года продажи возросли на 50%: с $6 млн до $9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% — с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изношенной. Продажи возросли на 50%, а производство машин — на 1000%. Это и есть эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.
Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.
«Парадокс бережливости» означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.
Принципы налогообложения
Хотя в налоговой философии преобладает первый принцип, следовательно, прогрессивная система налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы налоговая система была эффективной. Ведь стремление пополнить государственный бюджет, увеличивая налоговый прессинг, может привести к противоположным результатам: у производителя при взгляде на высокие налоги «опускаются руки», он уходит в «теневую» экономику либо отдает предпочтение спекулятивным операциям. |
Кривая Лаффера
Налоговые
поступления (T)
Max t Налоговая ставка (t)
Проблемы «Рейганомики»
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ