Чепурных маргарита евгеньевна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

ЧЕПУРНЫХ МАРГАРИТА ЕВГЕНЬЕВНА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Автор-составитель:

Чепурных Маргарита Евгеньевна,к.э.н., доцент кафедры экономической теории и мировой эконмики

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ», а также аспирантов и преподавателей экономических ВУЗов. Целью изучения является углубление фундаментальных знаний студентов и всех заинтересованных лиц о сущности и основных проблемах мировой экономики. Задачи изучения курса состоят в формировании представлений о принципах экономического сотрудничества стран в условиях глобализации мирового хозяйства, о социально-экономических свойствах мирового рынка, его территориальных масштабах, методах государственного регулирования внешней торговли. Важное место в курсе занимают глобальные проблемы современной мировой экономики, международное перемещение факторов производства, сущность и формы международной экономической интеграции, валютные отношения. Одной из важнейших задач данного курса является выявление места и роли России в современном мировом хозяйстве, проблем и перспектив расширения ее участия во внешнеэкономических отношениях.

Изучаемый курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Макроэкономика», «Международные экономические отношения». Знания, полученные ри изучении курса «Мировая экономика», незаменимы в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, как на уровне принятия управленческих решений, так и в повседневной жизни каждого человека.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о сущности современного мирового хозяйства и места в нем России;

- знать концептуальные основы участия стран в международных экономических отношениях;

- уметь анализировать и прогнозировать ситуации, возникающие между странами по разнообразным вопросам экономического взаимодействия;

- приобрести навыки эффективного решения возникающих на практике проблем;

- овладеть методами, применяемыми в экономических исследованиях, инструментарием экономического анализа для решения ситуаций.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по

Формам обучения

Очная Заочная Второе высшее

№№ семестров 3

Аудиторные занятия: 72 12 8

лекции 36 12 8

семинары 36 - -

Самостоятельная

работа36 128 132

ВСЕГО ЧАСОВ НА

ДИСЦИПЛИНУ108 140 140

Текущий контрольконтрольная - -

работа

3 семестр

Виды промежуточ-экзамен –

ного контроля3 семестр зачет зачет

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения - очная

Название тем Всего Виды учебных занятий

Аудиторные занятия:

Лекции Семи- Самосто-

нары ятельная

работа

1. Возникновение

мирового хозяйства.

Международное разде-

ление труда – матери-

альная основа миро-

вого хозяйства 12 4 4 4

2. Мировой рынок и

международная торговля 12 4 4 4

3. Государственное

регулирование внешней

торговли. Тарифные и

нетарифные методы 12 4 4 4

4. Место и роль России

в современном мировом

хозяйстве 12 4 4 4

5. Глобальные проблемы

современной мировой

экономики 12 4 4 4

6. Международное пере-

мещение факторов

производства 12 4 4 4

7. Современная валют-

ная система 12 4 4 4

8. Содержание и формы

международной эконо-

мической интеграции 12 4 4 4

9. Регулирование

мирового хозяйства 12 4 4 4

ИТОГО:108 36 36 36

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Содержание курса

Тема 5. Глобальные проблемы современной мировой экономики.

Абсолютная и относительная ограниченность природных ресурсов. Проблема эффективного использования ограниченных ресурсов в мировой экономике.

Содержание экологического кризиса. Экономическая аспекты международного экологического кризиса.

Продовольственная проблема. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 8. Содержание и формы международной экономической интеграции

Цельсеминарского занятия – выявить сущность международной экономической интеграции, добиться понимания студентами необходимости этого процесса в современной мировой экономике, раскрыть формы интеграции. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1.Содержание и формы международной экономической интеграции.

2.Формы интеграционных объединений.

3.Европейский Союз.

4.NAFTA (Северо-американский договор о свободной торговле).

Библиографический список

1. Гарет Дейвис. Право внутреннего рынка ЕС. Киев: «Знания-Прес», 2004.

2. Дайнеко А.Е., Забавский Г.В., Малинин А.С., ШведкоП.В. Мировая экономика: механизмы и факторы роста. М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2004.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити, 2003.

4. Международные отношения: теории, конфликты, организации. Под ред.П.А.Цыганкова. М.: Альфа-М, 2004.

5. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности. Под ред. В.С.Каменкова. М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2005.

6. Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2004.

7. Теория международных отношений. Под ред.П.А.Цыганкова. М.: Гардарики, 2002.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература основная

1. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити, 2003.

2. Раджабова З.К. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2004

3. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М. Инфра-М, 2003.

Литература дополнительная

1. Бункина М.К., Семенов А.М. Рубль в валютном пространстве Европы. М.: Олимп-Бизнес, 2004.

2. Дайнеко А.Е., Забавский Г.В., Малинин А.С., Шведко П.В. Мировая экономика: механизмы и факторы роста. М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2004.

3. Гарет Дейвис Право внутреннего рынка ЕС. Киев: «Знание – Пресс», 2004.

4. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулиование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир».

5. Котелкин С.В. Международная финансовая система. М.: Экономист, 2004.

6. Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика. 5-е Изд. СПб.: Питер, 2004.

7. Кузнецов В.С. МВФ и мирохозяйственные связи. М.: РОССПЭН, 2001.

8. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности. Под ред.В.С.Каменкова. М.: Изд-во деловой и учебной лит-ры, 2005.

9. Международные отношения: теории, конфликты, организации. Под ред.П.А.Цыганкова. М.: Альфа-М, 2004.

10. Моисеев С.Р. Международные валютно-финансовые отношения. М.: Дело и сервис, 2003.

11.Роузфилд С. Сравнительная экномика стран мира. М.: РОССПЭН, 2004.

12. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. М.: ООО «Новое знание», 2003.

13.Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. М.: КНОРУС, 2007.

14.Чаплыгин В.Г. Теория и методология формирования валютных объединений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. Университета экономики и финансов, 2003.

7.2. Информационное обеспечение дисциплины

При подготовке к занятиям по курсу «Мировая экономика» рекомендуется пользоваться Интернет-ресурсами:

www.imf.org – вебсайт Международного Валютного Фонда

www.wto.org – вебсайт Всемирной Торговой Организации

www.ibdr.org – вебсайт Международного Банка развития и Реконструкции

www.ebdr.org – вебсайт Европейского Банка Развития и Реконструкции

www.un.org – вебсайт Организации Объединенных Наций

Кроме того, рекомендуется при самостоятельной подготовке активно использовать периодические издания, такие как:

«Мировая экономика и международные отношения»,

«Российский экономический журнал»,

«Вопросы экономики»,

«Экономист» и др.

Все эти издания имеются в библиотеке ПГУ и библиотеке экономического факультета.

7.3. Методические указания студентам:

- очной формы обучения

Каждый студент очной формы обучения по курсу «Мировая экономика» получает 72 часа аудиторных занятий и 36 часов отводится учебным планом на самостоятельную работу. Перед началом первого семинарского занятия преподаватель выдает каждому студенту расписание своих занятий с данным потоком, где четко указаны даты и названия тем семинарских занятий на весь семестр. Это позволяет студенту планировать свое время и заранее готовиться к семинарам, докладам и контрольной работе.

Самостоятельная работа студента нужна для более глубокого усвоения изучаемого курса, для формирования навыков исследовательской работы и должна научить студента на практике применять полученные теоретические знания.

Задания для самостоятельной работы студента:

Тема 8. Содержание и формы международной экономической интеграции

Учебным планом отведено 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий, 4 часа самостоятельной работы. При подготовке к семинарским занятиям студенты активно используют конспекты лекций, учебную и научную литературу. Для самостоятельного изучения предлагаются такие темы: 1) сравнительный анализ европейской и североамериканской интеграции; 2) участие России в современных мировых интеграционных группировках. Кроме того, один из двух семинаров может быть проведен в форме круглого стола по проблемам европейской интеграции в целом. Вся группа должна принять участие в работе круглого стола. Для этого заранее, в начале семестра каждый студент получает индивидуальное задание разработать самостоятельно один небольшой вопрос по тематике ЕС. Иногда несколько студентов привлекаются для выступления по одному большому вопросу. Темы выступлений охватывают историю создания ЕС, исторический путь, пройденный ЕС. Особое внимание следует уделить различным видам макроэкономической политики, проводимой ЕС. Нельзя обойти стороной и проблему взаимоотношений ЕС и России, перспективы их развития. В том случае, если студенческая группа большая, можно предложить к обсуждению вопросы о значении вступления в европейскую интеграцию для отдельных стран.

В конце семинара следует предупредить группу о том, что к следующему занятию они должны подготовиться к контрольной работе.

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации должен проводиться в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном университете.

Перечень вопросов к зачету и экзамену:

1. Сущность мирового хозяйства. Субъекты современного мирового хозяйства. Классификация стран мира.

2. Международное разделение труда. Виды МРТ.

3. Глобализация мирового хозяйства и ее последствия.

4. Место и роль России в современном мировом хозяйстве.

5. Мировой рынок и внешняя торговля.

6. Проблема равновесия между экспортом и импортом. Уравнение функции импорта. Эффект мультипликации во внешней торговле.

7. Сущность протекционистской политики. Формы нетарифных ограничений во внешней торговле.

8. Теория абсолютных преимуществ А.Смита.

9. Теория относительных преимуществ Д.Рикардо.

10. Теорема Хекшера-Олина. Парадокс В.Леонтьева.

11. Теория жизненного цикла продукта.

12.Проблема ограниченности ресурсов в современном мировом хозяйстве.

13. Экономические аспекты мирового экологического кризиса.

14. Международные экономические аспекты продовольственной проблемы.

15. Содержание и формы международной экономической интеграции.

16. Европейский Союз.

17. Североамериканская экономическая интеграция (НАФТА).

18. Международное перемещение капитала.

19. Транснациональные корпорации.

20. Мировой рынок рабочей силы. Миграция рабочей силы: причины и последствия. Проблема «утечки мозгов».

21. Валютная система. Виды валютных систем.

22. Валютный курс. Спрос и предложение валют. Выбор системы валютного курса. Валютная система России.

23. Платежный баланс. Торговый баланс, баланс услуг. Счет текущих операций, счет движения капитала. Официальные резервы. Валютная интервенция.

24. Проблема дефицита платежного баланса, способы его урегулирования.

25. Особенности российского платежного баланса.

26. Международные экономические организации системы ООН.

27. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.

28. МВФ и его роль в мировой экономике.

29. МБРР и его роль в мировой экономике.

30. ЕБРР и его роль в мировой экономике.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории и мировой экономики

ЧЕПУРНЫХ МАРГАРИТА ЕВГЕНЬЕВНА

Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Автор-составитель:

Чепурных Маргарита Евгеньевна,к.э.н., доцент кафедры экономической теории и мировой эконмики

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности «Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ», а также аспирантов и преподавателей экономических ВУЗов. Целью изучения является углубление фундаментальных знаний студентов и всех заинтересованных лиц о сущности и основных проблемах мировой экономики. Задачи изучения курса состоят в формировании представлений о принципах экономического сотрудничества стран в условиях глобализации мирового хозяйства, о социально-экономических свойствах мирового рынка, его территориальных масштабах, методах государственного регулирования внешней торговли. Важное место в курсе занимают глобальные проблемы современной мировой экономики, международное перемещение факторов производства, сущность и формы международной экономической интеграции, валютные отношения. Одной из важнейших задач данного курса является выявление места и роли России в современном мировом хозяйстве, проблем и перспектив расширения ее участия во внешнеэкономических отношениях.

Изучаемый курс тесно связан с такими дисциплинами, как «Макроэкономика», «Международные экономические отношения». Знания, полученные ри изучении курса «Мировая экономика», незаменимы в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, как на уровне принятия управленческих решений, так и в повседневной жизни каждого человека.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о сущности современного мирового хозяйства и места в нем России;

- знать концептуальные основы участия стран в международных экономических отношениях;

- уметь анализировать и прогнозировать ситуации, возникающие между странами по разнообразным вопросам экономического взаимодействия;

- приобрести навыки эффективного решения возникающих на практике проблем;

- овладеть методами, применяемыми в экономических исследованиях, инструментарием экономического анализа для решения ситуаций.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по

Формам обучения

Очная Заочная Второе высшее

№№ семестров 3

Аудиторные занятия: 72 12 8

лекции 36 12 8

семинары 36 - -

Самостоятельная

работа36 128 132

ВСЕГО ЧАСОВ НА

ДИСЦИПЛИНУ108 140 140

Текущий контрольконтрольная - -

работа

3 семестр

Виды промежуточ-экзамен –

ного контроля3 семестр зачет зачет

Наши рекомендации