Тема 3. Основы теории спроса и предложения
Основные законы рынка
Закон спроса.
Спрос –отражает потребность людей в той их части, которая может быть оплачена потребителем.
Главным свойством спроса является то, что чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар и наоборот.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса составляет суть Закона спроса.
В основе закона спроса лежит:
1. Здравый смысл
2. Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому, каждая последующая единица данного вида товара приносит всё меньше и меньше удовольствия и поэтому покупатель приобретёт дополнительную единицу этого товара при условии, что цена на него снизится.
3. Эффект дохода согласно которому, если цена на какой-либо товар снижается, то покупатель может позволить себе купить больше данного товара, не отказываясь от других.
4. Эффект замещения – из ряда аналогичных товаров у покупателя появляется желание купить товар более дешёвый.
Кроме цен на спрос влияют не ценовые факторы (детерминанты):
a) Мода, реклама, вкусы, предпочтения, традиции, религии и т.д.
b) Географическое положение, сезон
c) Доходы населения
d) Количество покупателей на рынке
e) Ценовые ожидания
f) Цены на товары субституты (товары заменители)
g) Цены на сопряжённые товары
Закон спроса действует на все товары, кроме товаров Гиффена – это такие товары, спрос на которые растёт, если цены на них растут (дешёвые макароны, картофель).
Существуют также проекты, которые яко бы противоречат закону спроса, но это не так:
a) Эффект «Цена - качество»
b) Эффект Веблена (сноба) – это приобретение товаров, обладание которых связано с ощущением преимуществ по сравнению с окружающими, с особым престижем, особым статусом, социальным положением покупателя.
c) Эффект ожидаемой динамики цен
Закон предложения
Кривая предложения
Предложение –характеризует готовность продавца продать определённое количество товара по определённой цене в течение определённого периода времени.
Закон: Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость.
Кроме цены на предложение влияют:
1.Цены на ресурсы
2.Технологии
3.Налоги и дотации
4.Количество продавцов на рынке
5.Ценовые ожидания
6.Цены на другие товары
Рыночное равновесие
Спрос и предложение встречаются на рынке и в результате устанавливаются PE (равновесная цена).
QE –Равновесный объём продаж
E – Рыночное равновесие
Равновесная цена PE –в отличие от всех других цен это такая же цена, по которой покупатели приобрели всё то, что они хотели купить, а продавцы продали столько, сколько они хотели продать.
QD=QS
График рыночного равновесия
Фундаментальные вопросы экономики и их рыночное разрешение
1. Что производить?
Рынок ориентирован на прибыль, а её приносят те товары и услуги, которые пользуются спросом.
2. Как производить?
Ресурсы пойдут в те отрасли, которые выпускают товары, пользующиеся спросом.
Внутри отрасли ресурсы пойдут на такие предприятия, которые являются наиболее конкурентоспособными. Такие предприятия, которые применяют новые технологии и методы организации производства.
3. Для кого производить?
Распределение зависит от доходов каждого человека. Доходы - от ресурса, вложенного в экономику и от цены на этот ресурс в данное время в данном месте.