Вопрос 3. Макроэкономические показатели системы национальных счетов
В каждой стране постоянно ведется учет макроэкономических показателей, отражающих производство и распределение национального продукта, формирование доходов, уровень цен и др. Показатели необходимы для оценки положения дел в экономике и определения перспектив ее развития.
Выделяют ряд показателей:
1. Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции за год, созданной гражданами данной страны, как на территории страны, так и за ее пределами.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это рыночная стоимость всей конечной продукции за год, созданной в границах национальной территории.
ВВП и ВНП могут быть:
1. Номинальными – объем благ, произведенных в данном году, вычислен в текущих рыночных ценах.
2. Реальными – объем благ, произведенных в данном году, измеряется в проиндексированных ценах относительно базового года.
Для измерения ВВП (а также ВНП) существует три метода:
1. Метод добавленной стоимости (производственный метод). Добавленная стоимость – это валовая продукция предприятия минус текущие материальные издержки; это разница между валовой выручкой фирмы от продажи ее продукции и затратами на покупку товаров и услуг у др. фирм.
2. Метод расчета по расходам (метод конечной продукции) – суммируются рыночные стоимости всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течении данного периода времени (конечная продукция – это товары и услуги, поступающие в конечное потребление и не предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи). Промежуточная продукция не учитывается, чтобы избежать завышения объема ВВП (ВНП).
3. Метод расчета по доходам – суммируются стоимости, добавленные на каждом этапе производства конечной продукции во всех секторах экономики.
3. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – это чистая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в границах национальных территорий.
4. Чистый национальный продукт (ЧНП) - это чистая стоимость конечных товаров и услуг, созданной гражданами данной страны, как на территории страны, так и за ее пределами.
5. Национальный доход (НД) – это совокупный доход в экономике, получаемый резидентами от использования факторов производства.
6. Внутренний доход (ВД) – совокупный доход, получаемый всеми экономическими агентами, собственниками факторов производства.
7. Личный (персональный) доход (ЛД) – это денежный доход, получаемый всеми домашними хозяйствами, служащий базой для уплаты подоходных налогов.
8. Личный располагаемый доход (ЛРД) - это денежный доход, остающийся у домашних хозяйств после уплаты всех налогов.
9. Личные сбережения граждан
Вопрос 4. Макроэкономические показатели уровня цен
Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров во времени или в территориальном разрезе.
Выделяют следующие виды индексов цен:
1. Индекс оптовых цен – на все товары, реализуемые большими партиями;
2. Индекс цен производителей – оптовых цен на товары отдельных отраслей;
3. Индекс розничных цен – цен на все товары, продаваемые в розничной торговле;
4. Индекс стоимости жизни – цен «потребительской корзины» определенной группы розничных покупателей;
5. Индекс экспортных и импортных цен;
6. Индекс-дефлятор ВВП – индекс цен на все товары и услуги, покупаемыми конечными потребителями и др.
Обычно считают три основных показателя уровня цен:
1. Индекс потребительских (розничных) цен или индекс Ласпейреса – считается как средневзвешенная оценка изменений стоимости набора потребительских товаров, входящих в корзину базового года. Индекс является показателем общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.
2. Дефлятор ВВП или индекс Паше – считается как средневзвешенная оценка изменения стоимости набора товары как потребительского так и производственного назначения, входящего в корзину. Характеризует средний уровень цен.
3. Индекс Фишера – усредняет значения индексов Ласпейреса и Паше.
Перечисленные индексы цен позволяют определить темп инфляции в стране (ht) – показывает на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период: