Глава 1.:монополия как структура при несовершенном рынке

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в нашей стране и большинстве стран нашего мира преобладает рыночная экономика. В совершенном виде, она представляет собой экономику, основанную на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Этими факторами могут послужить увеличивающийся спрос и скудное предложение, конкуренция, многообразие форм собственности, воздействие государства и т. д. Экономисты стали подразделять рынок на несколько видов, присваивать определенные свойства, и выделять конкуренцию, как один из важнейших двигателей рыночной экономики. Соответственно, конкуренцию подразделяют на несколько видов, среди которых наиболее часто встречается монополистическая конкуренция.

Рассмотрение вопросов внедрения и развития конкуренции занимает значительное место во многих курсах экономических специальностей. Однако отдельного, более внимательного, рассмотрения требует определение того, что же на практике можно считать конкуренцией, а что - нет. На модельном уровне можно говорить о совершенной и несовершенной конкуренции. В современных исследованиях понятие конкуренции однозначно не определено.

Объектом исследования являются экономические отношения возникающие при монополистической конкуренции.

Предметом исследования являются монополистическая конкуренция в современной экономике.

Целью исследования является изучение монополистической конкуренции в современной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие, причины возникновения и сущность монополии

2.Изучить причины существования, барьеры, защищающие монопольный рынок

3.Охаракетризовать формы и виды монополий

4.Проанализировать монополии в современной России

5.Исследовоать антимонопольная политика

3.Рассмотреть структуру и деятельность Федеральной антимонопольной службы России .

При написании данной работы использовались следующие методы исследования: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: анализ и синтез, формально-логический. А так же специально-юридические методы: сравнительно-правовой, метод структурно-функционального анализа.

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации,Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При написании работы использовались работы ученых-теоретиков: Башкатова, Ю. И., Вечканова Г. Р., Ильин А. Б., Каптюхин Р. В., Липсиц И. В., Невоструев П. Ю.,Шкляр Т. Л., Ясин Е.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1.:МОНОПОЛИЯ КАК СТРУКТУРА ПРИ НЕСОВЕРШЕННОМ РЫНКЕ

Формы и виды монополий

Термин «монополия» означает преобладание на рынке единоличного продавца или производителя продукции. Такой хозяйствующий субъект представляет собой целую отрасль, самостоятельно определяет и рыночную цену своего товара, и его объемы поставки покупателям. Монополии являются продуктом развития капиталистических отношений. Причем само их существование является фактором, тормозящим проведение государством любых экономических реформ. Не дают в полной мере развиваться рыночным отношениям и различные виды монополий в России. И это серьезная задача, решение которой пытаются найти соответствующие государственные органы. В конце 19-го в. многовековое развитие рынка претерпело существенные изменения. И связаны они были с реальной угрозой развития конкуренции. Однако на пути такого необходимого рыночного атрибута возникло существенное препятствие, которым являлись различные организационные формы монополий [5]. Почему надо заниматься сексом как можно чаще? Очаровательная фотосессия мамы пятерняшек 10 детей знаменитостей, ставших копиями своих родителей форма монополии История подобных экономических образований началась еще в глубокой древности. Различные формы монополий и их эволюция сопровождали практически все этапы развития рыночных отношений. Однако их новейшая история началась лишь в последней трети 19-го в., особенно проявившись в период кризиса 1873 г. Признак монополистического образования Что собой представляет это явление? Например, формы промышленных монополий - это не что иное, как отдельные предприятия и их объединения, а также хозяйственные товарищества, производящие значительные объемы определенной продукции.

Именно поэтому главным признаком монополии является ее исключительное положение. Предприятия, входящие в подобные образования, значительно ограничивают конкуренцию, возникающую на рынке того или иного товара. Конечно, монополия желанна для каждого производителя. Ведь в таком случае в его руках будет сконцентрирована определенная хозяйственная власть, которая позволит избежать многих проблем и рисков. Естественная монополия Состояние доминирующего положения на рынке классифицируется по различным видам. Существует такая монополия, как естественная, а также административная и экономическая. Рассмотрим первую из них. Возникновению естественной монополии способствует целый ряд объективных причин. При этом подобное образование отражает такую ситуацию на рынке, когда спрос на тот или иной товар может удовлетворить одна компания или, в крайнем случае, несколько. В основе подобной монополии находится особенность производства продукции или уникальность обслуживания потребителей. В таких случаях конкуренция просто невозможна или крайне нежелательна. Подобные организации осуществляют энергообеспечение, оказывают телефонные услуги и т. д. В таких отраслях работает либо одна, либо ограниченное количество компаний. Порой та или иная организация начинает занимать доминирующее положение на рынке благодаря определенным действиям государственных органов.

Такая монополия является административной. Предпосылкой ее возникновения является предоставление государством исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности. Причем такие структуры, как правило, состоят из государственных предприятий, находящихся в подчинении различных ассоциаций, министерств и главков. 5 человек, с которыми нельзя общаться . В административную монополию входит целая группа хозяйствующих субъектов одной отрасли, выступающая на рынке как единое целое. Подобные образования были доминирующими в бывшем СССР. Экономическая монополия Подобная форма образований является самой распространенной. Она появляется в связи с возникновением определенных экономических причин и выстраивается согласно закономерностям развития хозяйствования. формы монополии в россии Так, об экономической монополии можно говорить в тех случаях, когда предприниматели завоевывают доминирующее положение на рынке двумя путями: концентрацией капитала с постоянным увеличением масштабов предприятия; централизацией капитала с присоединением или поглощением обанкротившихся фирм. Идя первым или вторым путем, предприятие достигает таких размеров, которые позволяют ему доминировать на рынке. Международная моно олия Подобное образование относится к особому виду[6].

Оно возникает при высокой степени обобществления капиталистического производства и развитии процессов интерполяции хозяйственной жизни. Какие виды монополий можно отнести к международному типу? Первая из них – транснациональная. Подобная монополия является национальной по составляющему ее капиталу и контролю над ним, но при этом она международная по своей сфере деятельности. Такие формы капиталистических монополий, как концерны, являются ярким тому подтверждением. Например: Концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси». Это американская нефтяная компания, предприятия которой размещены более чем в сорока странах мира. Причем за рубежом концерн разместил 56% своих активов, осуществляя там 68% продаж, получая 52% прибыли. Швейцарский пищевой концерн «Нестле». Основная масса его производственных мощностей и организаций сбыта находится в других странах. В Швейцарии же осуществляется лишь малая доля оборота товара (2-3%). Выделяют и собственно международные монополии. Все концерны и тресты, которые можно охарактеризовать этим термином, имеют ряд особенностей. Что происходит, когда собака облизывает лицо человека? Что есть, чтобы прожить больше 100 лет? Узнайте прямо сейчас Узнайте о 5 растениях, которые должны быть в вашем доме формы промышленных монополий Их отличия, прежде всего, состоят в том, что принадлежащий им акционерный капитал имеет международное рассредоточение. Основное ядро сотрудников – это люди разных национальностей. Примером подобного объединения является: англо-голландский концерн «Юнилевер», работающий в химико-пищевой сфере производства; бельгийско-германский трест «Агфа-Геверт», производящий фотохимические товары. Число подобных монополистических организаций невелико, что объясняется сложностями объединения капитала, различного по своему национальному происхождению - это и отличия в законодательстве, и двойное налогообложение, и противодействие государственных чиновников, и многое другое.

Существует определенная классификация организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. В этот перечень входит ряд основных форм, в которые могут объединяться монополистические предприятия. Самые простые из них возникли в сфере обращения. Среди них: Картель – форма монополии, объединяющая в себе несколько предприятий, работающих в одной производственной сфере. Участники подобной системы имеют коммерческую самостоятельность, сохраняют право собственности на средства и орудия труда, а также самостоятельно распоряжаются выпущенным ими продуктом. Участники картели лишь договариваются о величине своей доли в общем объеме производств, о рынках сбыта и назначаемых ценах на товар. Синдикат – это форма монополии, представляющая собой объединение некоторых предприятий, входящих в одну отрасль промышленности, у которых сохранена собственность на средства производства, но нет коммерческой самостоятельности в связи с отсутствием права на сбыт своего товара. Реализацией продукции в таком случае занимается общая сбытовая контора. Существует и более сложная форма монополии. Такие предприятия охватывают сектор непосредственного производства. Одна из основных форм монополий подобного типа – трест. В такое объединение входят предприятия либо одной, либо сразу нескольких отраслей промышленного производства. Участники треста не имеют собственности ни на средства производства, ни на выпускаемый ими продукт. Отсутствует у них и коммерческая самостоятельность. Другими словами, в трестах существует объединение производства, сбыта, финансов и управления. Преимуществом подобного объединения является то, что каждый из его участников обладает своей долей акций, пропорциональной доле вложенного капитала. Подобный пакет дает право на участие в управлении трестом и получение от него своей части прибыли. какие виды монополий. Существует и еще одна сложная форма монополий - многоотраслевой концерн. Он объединяет в себе десятки и даже сотни предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и транспорта. Участники подобной монополии утрачивают свое право на собственность производственных средств, а также на выпускаемый ими продукт. Кроме того, над всеми предприятиями осуществляется финансовый контроль, проводимый головной фирмой. Появление монополий в России Образования, состоящие из доминирующих на рынке организаций, возникли и в нашей стране [7]. Причем впервые о монополиях в России заговорили в конце 19-го в. Данные сообщества развивались по своеобразному пути, который отличался непосредственным вмешательством в их дела государственных органов. Свое влияние на развитие организаций правительство осуществляло в металлургической сфере, машиностроении, на транспорте, в сахарной и нефтяной промышленности. Именно поэтому виды монополии в России, как правило, ограничивались административным типом. Однако до начала 20-го в. роль таких организаций в экономике страны была несущественна. Переход России к империализму В 1900-1903 гг. разразился мировой экономический кризис. Он и стал главным толчком, приведшим к ускоренному и массовому образованию монополий в России. Для определения путей выхода из кризиса промышленники стали собираться на отраслевые съезды. И при этом был выработан основной рецепт решения проблемы. Он заключался в создании объединенных торговых организаций, реализующих произведенные товары. Таким образом, появились низшие формы монополии в России, представляющие собой синдикаты. Эти организации держали под контролем цены на рынке. Синдикаты, как первые формы монополии, в России возникли из-за покровительственных государственных пошлин, защищавших отечественный рынок. Появлению подобных образований способствовали и казенные заказы, когда государство устраивало конкурсы, отдавая предпочтение компании, назначившей самую низкую цену. Таким образом, в начале 20-го в. возникли такие синдикаты, как «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», «Кровля». Параллельно с синдикатами стала образовываться такая форма монополии, как трест. Постепенно появлялись и образования «высшего типа», то есть концерны. Подобные объединения были развиты в хлопчатобумажной промышленности. Причем предприниматели, накопив крупные суммы, вначале овладели банками, а затем начали вкладывать имеющиеся у них средства в слаборазвитые отрасли. На то время ими были такие сферы промышленности, как автомобильная, электротехническая и химическая. Международные виды монополии в России действовали в нефтяной промышленности. Они пришли в нашу страну в форме трестов, поделивших между собой мировые рынки. В России было сразу три представителя подобной монополии. Среди них: «Ройял Дал Шелл» - англо-голландский трест. «Товарищество Нобель», главный капитал которого принадлежал немецким промышленникам. «Русская генеральная нефтяная корпорация», созданная на основе англо-французских денежных вложений. виды монополии в россии В целом монополисты приносили явный ущерб народному хозяйству страны. Они держали высокие цены на свою продукцию, порой ограничивая добычу топливно-энергетических ресурсов.

Антимонопольная политика

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке . Важность установления в стране с рыночной экономикой благоприятного климата добросовестной конкуренции подчеркивается конституционным запретом экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) .

По мнению авторов, развитие экономики постоянно требует пересмотра действующей нормативно-правовой базы и корректировки не только норм, но и способов, а также механизмов их реализации.

Организация экономического сотрудничества и развития при расчете общего индекса развития конкуренции учитывает, в частности, антимонопольное регулирование при реализации требований законодательства, т.е. фактически эффективность деятельности антимонопольных органов .

Итак, подпункт «б» п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает в числе полномочий антимонопольного органа право выдавать предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

По мнению И.А. Ульянова, ввиду того, что предписания лишь требуют от нарушителя прекратить противозаконное поведение и устранить его последствия без каких-либо дополнительных неблагоприятных последствий для нарушителя, их правомерно отнести к восстановительным мерам, основная цель которых заключается в том, чтобы заставить нарушителя прекратить противозаконное поведение и устранить его последствия, при этом отсутствует как таковая цель наказания нарушителя .

Следует согласиться с позицией И.А. Ульянова о правовой природе предписания, поскольку законодатель в тексте пункта 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» акцентирует внимание на восстановительном характере такой меры реагирования, как предписание, используя формулировки «об устранении последствий», "о восстановлении положения" и др [10].

На практике реализация данного полномочия, как правило, сводится к предписаниям антимонопольного органа о прекращении злоупотребления и приведении деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с нормами специального законодательства, например при проведении торгов устанавливать требования к представлению документов в составе заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства , досрочно расторгнуть поименованные в решении антимонопольным органом договоры и т.п.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 30 июня 2008 г. в пункте 14 Постановления № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил содержание указанной функции антимонопольного органа: «Антимонопольный орган вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме».

Таким образом, хотя суды и говорят о восстановлении уже нарушенных прав, что подразумевает наличие конкретной правообразующей нормы, сама среда конкуренции настолько мобильна и многосторонне представлена в жизни общества, что далеко не всегда лишь приведение деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями специального законодательства может являться адекватным механизмом установления благоприятной конкурентной обстановки. Как справедливо отмечает Пузыревский, А.Г, очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры по пресечению определенных правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции) и обеспечить контроль за монополизацией экономики (концентрацией капиталов). В связи с этим особое значение приобретают положения законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия [11].

Сложность практического применения такого рода механизмов связана с необходимостью корректировать деятельность хозяйствующих субъектов методами, которые еще не закреплены законодательно, для чего требуется многосторонний анализ не только подконтрольной деятельности, но и всей экономической среды, в которой существует правоотношение, что представляется крайне затруднительным в сроки, предоставленные антимонопольным органам для разбирательства по делу.

Тем не менее в последние годы в практике антимонопольных органов все чаще стали встречаться предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, не связанные с реализацией конкретной правовой нормы, а налагающие на хозяйствующий субъект дополнительные обязанности, которые прямо не предусмотрены законодательством.

В частности, по делу о сдерживании роста розничных цен на нефтепродукты было вынесено предписание о ведении раздельного учета затрат и доходов по видам продаж (оптовой и розничной) и по основным видам нефтепродуктов . Данная обязанность не предусмотрена налоговым законодательством, однако была вменена субъекту для целей реализации общих требований антимонопольного законодательства - организации прозрачности ценообразования для превенции манипулирования на рынке.
Следует отметить, что анализ предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, приводит к выводу, что одной из целей осуществления таких действий является защита интересов конечных потребителей, в то же время часть 2 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» не предусматривает такой цели, максимально приближенной к ней можно считать цель, поименованную как «создание условий для эффективного функционирования товарных рынков», однако вопрос их тождественности является довольно дискуссионным.

По мнению Е.Е. Титова, законодатель попытался установить непосредственную защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства, не включив их в число субъектов конкуренции, а посредством установления правил хозяйствования на рынках так, чтобы сами по себе «правила игры» субъектов на рынке сделать в максимальной степени соответствующими интересам потребителей, а их нарушение - невыгодным для хозяйствующих субъектов. В этом случае непосредственная защита прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства будет не нужна [12].

Тем не менее то, что защита интересов конечных потребителей является одним из направлений антимонопольного регулирования, прослеживается и в положениях ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающего, что действия (бездействие) хозяйствующего субъекта могут быть признаны допустимыми в случае, когда их результатом явилось либо может явиться получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, а также в случае, когда их результатом стало совершенствование производства, реализация товаров или стимулирование технического, экономического прогресса.
Ориентация на интересы конечного потребителя существенно облегчает задачу разработки механизма корректировки деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку, в отличие от формулировок, предусмотренных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О защите конкуренции", является более конкретным и очевидным по своему содержанию, позволяет четко обосновать необходимость вменения дополнительных обязанностей. В частности, в «Дорожной карте» 2012 года защита прав граждан указана как одно из направлений государственной политики, от эффективной реализации которого зависит развитие конкуренции в экономике.
В части определения конечных целей антимонопольного регулирования интересен опыт зарубежных стран, в том числе имевшее большой резонанс антимонопольное дело корпорации Google, возбужденное Комиссией ЕС в 2010 году. Настоящее дело является показательным и для российской действительности, поскольку описанные ниже действия осуществляются по аналогичному сценарию и российскими организациями на соответствующем рынке, а также наличествует полная тождественность правовых норм, которые легли в основу решения, вынесенного Комиссией ЕС.

Структура и деятельность Федеральной антимонопольной службы России

Незадолго до распада СССР, в 1990 году, на правительственном уровне был создан Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур. Это образование является прародителем такого подразделения, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Предпосылкой появления комитета послужило утверждение закона РСФСР «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны». С тех самых пор развитие антимонопольных структур на территории страны стало набирать обороты. Уже в следующем, 1991 году, правительством был принят закон, который регулировал конкуренцию и ограничивал деятельность трестов и различных союзов на рынках товаров. Постановление было исправлено и дополнено спустя четыре года. В конечном результате этот закон запрещал любые действия организации, занимающей привилегированное положение на рынке, если те влекли за собой: 1. Ущемление или притеснение интересов прочих участников торговли. 2. Ограничение явной или неявной конкуренции. Кроме того, данное постановление запрещало какие-либо договоры, касающиеся ценовой политики, раздела ниши рынка или изъятия товаров, влекущих их дефицит. Через два года, в 1997 г., Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур был переименован в Государственный антимонопольный комитет. За несколько лет это подразделение претерпело многочисленные изменения. В 2004 году на его основе была создана дошедшая и до наших дней Федеральная антимонопольная служба. Функции и задачи организации Это ведомство напрямую подчиняется председателю правительства страны. Если рассматривать в совокупности, то Федеральная антимонопольная служба занимается урегулированием вопросов, так или иначе связанных с возникновением и развитием монополий. В частности, это подразделение: 1. Решает вопросы, связанные с недобросовестной конкуренцией. 2. Занимается пресечением, а также ограничением и предупреждением действий, влекущих за собой появление монополий. 3. Контролирует соблюдение всех имеющихся требований и постановлений, касающихся антимонопольного законодательства. Все организации, работающие на российском рынке, объем продаж которых составляет более 35% от общего по стране, занесены в специальный государственный реестр. Этот список позволяет ФАС осуществлять надлежащий контроль за деятельностью монополий и возлагать на них ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Рассматриваемая служба разрабатывает новые предложения по совершенствованию развития конкурентоспособной экономики.

Также она дифференцирует использование этих мер в зависимости от сферы рынка.

В настоящее время в России совершаются шаги по созданию полноценной конкурентоспособной среды национальной экономики. Они предусматривают продвижение товаров на мировой рынок, уменьшение риска появления трестов или союзов в той или иной рыночной нише. На данном этапе развития антимонопольное законодательство РФ далеко не совершенно. Многочисленные подводные камни имеющихся постановлений и различное толкование их пунктов приводят к появлению негативных последствий, ответственность за которые ложится на правительство и бизнесменов. Даже самое незначительное нарушение антимонопольного законодательства может привести к серьезному ущербу [13].

Имеются два основных направления, по которым осуществляется регулирование деятельности организаций.

К первой ветви относится антимонопольное законодательство, положения которого направлены против компании-доминанта и искусственно созданного ею ценообразования. Это направление регламентируется следующими постановлениями:

1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный акт вступил в силу двадцать второго марта 1991 года. Он является главным документом, по которому осуществляется контроль над организациями-монополистами.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он был принят двадцать третьего июня 1999 года. Федеральные законы, которые необходимо знать: вторая часть Следующей ветвью, которую затрагивает антимонопольное законодательство в России, является регулирование рабочих процессов естественных монополий. К последним относятся железная дорога и водоснабжение, ЖКХ и другие стратегически важные организации. Функционирование подобного рода объектов опирается на несколько правовых актов:

1. Федеральный закон «О естественных монополиях». Он был принят в середине июля 1995 года Государственной думой.

А вступил в силу несколько позднее - 17 августа. Затем он не раз подвергался корректировке и дополнениям. 2. Принятый 28 апреля 1997 года указ президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства». 3. Двадцатого декабря 1997 года было подписано постановление Правительства РФ «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы». 4. Федеральное антимонопольное законодательство регулируется также указом президента страны «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фондов», вступившим в силу в конце марта 1996 года. Стоит отметить, что и первое, и второе направления строго исполняются и на региональном уровне. Российское антимонопольное законодательство на местах не имеет принципиальных отличий от общего положения, действующего на всей территории страны. Принятие дополнительных актов на региональном уровне свидетельствует лишь о желании исполнительных органов придать федеральным постановлениям легитимный характер в некоторых отдельных областях государства. Следует обратить особое внимание на то, что антимонопольное законодательство имеет ряд ограничений, которые стесняют свободу принятия решений различными субъектами хозяйственной деятельности. И, что самое интересное, оно имеет уникальную по сравнению с другими правовыми системами России, весьма абстрактную структуру [14].

Последняя, в свою очередь, состоит из ряда отвлеченных понятий. Описание основного акта Двадцать второго марта 1995 года правительством РСФСР был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На протяжении нескольких десятилетий этот акт дополнялся и пересматривался. В дальнейшем статьи документа и стали определять основной принцип работы механизма под названием «Антимонопольное законодательство». Изначально постановление состояло из семи разделов. Постепенно некоторые из них были заменены отдельными законами, другие попросту утратили силу. Однако именно этот документ является основным в формировании антимонопольной политики России. Вкратце рассмотрим, что содержит каждый раздел этого акта: 1. Первая часть закона называется «Общие положения». Она состоит из четырех статей, которые повествуют о/об: а) целях, преследуемых этим постановлением, и о таком механизме, как антимонопольное законодательство, а также о его структуре; б) сфере применения самого закона; в) антимонопольных органах федерального и регионального масштаба; г) основных понятиях, которые встречаются по тексту документа. 2. Второй раздел является основным и наиболее важным для организаций. Здесь описывается характер, а также даются возможные признаки присутствия на рынке компании, ведущей монопольную деятельность. Статьи 5-9 регулируют работу организаций, занимающих доминирующее положение в той или иной сфере экономики. 3. Состоящий из одной статьи третий раздел закона рассказывает о таких понятиях, как недобросовестная конкуренция и антимонопольное законодательство как средство борьбы с ней. 4. Четвертая часть закона состоит из шести разделов. Каждый из них по очереди дает ответы на следующие вопросы: а) каковы задачи и функции антимонопольного органа; б) что включают его полномочия; в) каковы права органа в получении информации различного рода; г) необходимо ли предоставлять данные вышестоящим инстанциям; д) что включают обязанности антимонопольного органа в вопросе соблюдения коммерческой тайны; е) каково содействие органов в развитии предпринимательства и конкуренции. 5. Пятый раздел раскрывает перед читателем различные виды государственного контроля за предприятиями-монополистами. Он содержит четыре части. 6. Далее описывается ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Состоящий из шести частей, этот раздел дает полное и исчерпывающее понятие о/об:

а) обязательном исполнении предписаний и распоряжений, выданных антимонопольным органом;

б) видах ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

в) обязательствах коммерческих и некоммерческих предприятий в случае невыполнения пунктов рассматриваемого акта;

г) ответственности за нарушение закона руководителями и другими лицами;

д) взыскании убытков;

е) ответственности лиц федерального антимонопольного органа в случае нарушения пунктов закона. 7. Последний раздел устанавливает порядок принятия, исполнения или обжалования предписаний, которые были выданы антимонопольным органом. Такова структура изначального закона, регулирующего деятельность доминирующих организаций. Постепенно многие статьи этого документа стали отдельными полноправными актами. Методика проверки нарушений антимонопольного законодательства Примечательно, что в большинстве своем этот закон запрещает не само действие как таковое, а эффект, который может появиться после него. Именно этот факт влечет за собой огромные трудности не только для субъектов хозяйственной деятельности, но и для других лиц и организаций. Основная сложность возникает при определении перечня действий, которые могут привести к различного рода отрицательным последствиям, затрагивающим антимонопольное законодательство и регулирование процессов предпринимательской деятельности. Если понять, что те или иные моменты приведут к нарушению правового акта, то можно спокойно планировать развитие организации и оценивать хозяйственные риски. В другом случае возможности для нормального процесса работы попросту нет. Как правило, для того чтобы выяснить отрицательный эффект тех или иных предпринятых организацией действий, необходимо провести глубокий экономический анализ. Единой методики для проверки нет. Дела о нарушении антимонопольного законодательства проверяются, исходя из нормативного акта № 220, который называется так: «Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». Это постановление утверждено 28 апреля 2010 года приказом ФАС Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги. Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. Существуют различные виды монополий. Однако их классификация носит весьма условный характер. Это объясняется тем, что некоторые формы монополий могут одновременно принадлежать к нескольким их видам. Итак, выделяют: естественную монополию, когда хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке; чистую монополию, когда существует единственный поставщик определенного вида услуг или товаров; конгломерат – это несколько субъектов разнородного типа, но взаимно финансово интегрированных (примером в России может служить ЗАО «Газметалл»); закрытую монополию, у которой имеется защита от конкуренции в виде юридических ограничений, патентов и авторских прав; открытую монополию, которая отличается тем, что на рынке существует единственный поставщик продукта, не имеющий специальной защиты от конкуренции. Кроме вышеперечисленных существуют и другие виды монополий. Рассмотрим некоторые из типов данного явления.-

Современное антимонопольное законодательство определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в о<

Наши рекомендации