Экономическое учение А. Смита
Меркантилизм – первая школа обоснования рыночной системы хозяйства. Исторические условия и экономические предпосылки возникновения меркантилизма. Основные этапы в развитии меркантилизма.
Ранний и поздний меркантилизм. Экономические воззрения и представители. У. Стаффорд (Англия),
Г. Скаруффи (Италия), Т. Мен (Англия), И. Бехер (Германия)*, А. Монкретьен (Франция).Роль и место меркантилизма в развитии экономической теории и практики.
Школа физиократов: основное содержание, условия возникновения и развития. Экономические взгляды
Ф. Кенэ. Экономическая программа Ф. Кенэ в работе «Общие принципы экономической политики земледельческого государства и примечания к этим принципам». Историческое значение книги Ф. Кенэ «Экономическая таблица».
Экономические воззрения А. Тюрго: принцип деления общества на классы, теория прибыли и ссудного процента, сущность наемного труда и его роли в производстве.
Роль меркантилистов и физиократов в развитии экономической теории. Современные аспекты в использовании их идей в условиях перехода к рыночной экономике.
Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политической экономии.
У. Петти, П. Буагильбер и их роль в развитии классической политической экономии.
А. Смит и его основные экономические идеи в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Отношение А. Смита к меркантилизму и физиократам.
Методология и предмет исследования в экономическом учении А. Смита. Анализ разделения труда на мануфактуре*. Смитовская трактовка мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека, оптимального сочетания личных, материальных и общественных интересов. Концепции «естественного порядка», «экономического человека», «невидимой руки». Политика экономического либерализма laissez faire, laissez passer.
Историческая роль и судьба экономического учения А. Смита. Распространение экономического учения А. Смита за рубежом и в России*.
Тема 3. Основные направления развития
Экономической науки в странах Запада
В XIX – начале ХХ в.
Д. Рикардо – экономист эпохи промышленного переворота и продолжатель экономического учения А. Смита. Методология экономического учения Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения».
Исследование проблем экономического развития капитализма свободной конкуренции. Ж. Сисмонди как критик капитализма.
Отношение к классической политической экономии. Ж. Сэй и его экономические взгляды в работах «Курс политической экономии», «Триединая формула», «Гармония интересов». Закон Сэя.
Исследование проблем занятости и безработицы. Работа Т. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения».
Отношение к теории трудовой стоимости. Дж. Милль и его работа «Элементы политической экономии». Экономические взгляды Дж. Мак-Куллоха в работе «Начала политической экономии»*.
Анализ и оценка положения рабочего класса. Дж. Милль и его работа «Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии». Н. Сениор и его теории: «теория воздержания» и «теория последнего часа». Ф. Бастиа и его концепция «все интересы гармоничны». Г. Ч. Кэри о «гармонии интересов» в работах «Принципы политической экономии» и «Основания социальной науки».
Предшественники исторической школы: А.Мюллер и Ф. Лист. Зарождение «исторической» школы Германии и этапы её развития Критика общезначимости экономических законов А. Смита и Д. Рикардо в «Национальной системе политической экономии» Ф. Листа.
Методология и основное содержание «старой» немецкой исторической школы (первая половина ХIХ в.). Сущность «исторического метода» В. Рошера, Б. Гильдебранда, К. Книса. Работа Рошера «Система народного хозяйства» о специфике национальной экономии, торговле и ремеслах, экономике земледелия, финансах и политике борьбы с бедностью*.
Особенности «новой» исторической школы Германии (вторая половина ХIХ в.). Г. Шмоллер о нормативном характере экономической науки, включении в неё психологии, социологии и географии; прославление монархизма, «мудрого и твердого правительства». Классификация экономической истории в работе К. Бюхера «Возникновение народного хозяйства». Использование дарвинистского принципа борьбы за существование в работе А. Шеффле «Строение и жизнь социальных тел». Немецкие экономисты о роли государства в преодолении «провалов» рынка и его основных функциях.
Экономическое учение К. Маркса. Методология и метод исследования в экономическом учении К. Маркса. «Капитал» – основное экономическое произведение
К. Маркса. Первый том «Капитала», структура, логика изложения и основные проблемы.
Теоретические проблемы второго и третьего томов «Капитала». Четвертый том «Капитала» («Теории прибавочной стоимости») и его содержание*. Взаимосвязь и единство всех томов «Капитала».
Теория трудовой стоимости – исходный пункт экономического учения К. Маркса. Двойственный характер труда, заключенного в товаре. Место и роль теории прибавочной стоимости в экономическом учении К. Маркса. Общая характеристика теории общественного воспроизводства капитала в экономическом учении К. Маркса. Преемственность и взаимосвязь идей Ф. Кенэ с марксовой схемой общественного воспроизводства*.
Превращение прибавочной стоимости в прибыль и нормы прибавочной стоимости в норму прибыли. Стоимость и издержки производства. Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Норма прибыли и факторы, влияющие на ее величину.
Роль и место экономического учения К. Маркса в создании социалистической экономики в СССР и других странах.
Современное отношение к экономическому учению К. Маркса.
Маржинализм. Формирование неоклассической экономической теории. Предшественники маржинализма Г. Госсен, Ж. Дюпюи, О. Курно, И. Тюнен. Общая характеристика австрийской экономической школы. Видные представители: К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк.
Основные положения австрийской экономической школы: теория предельной полезности, теория производительных благ, психологическая теория процента.
Работа Бем-Баверка «Капитал и прибыль». Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа маржинальной революции. Математические методы в экономических трудах У. Джевонса*. Роль и место австрийской школы в дальнейшем развитии экономической науки.
Совершенствование и модификация количественной теории денег в работах А. Пигу и Дж. Робертсона. «Эффект реальных кассовых остатков».
Второй этап маржинальной революции и его признаки. Основные экономические идеи А. Маршалла в работах «Экономика промышленности», «Принципы экономикс», «Деньги, кредит и торговля». Отношение к теории трудовой стоимости. Синтетическая теория ценности («стоимости»).
Дж. Б. Кларк – основоположник американской школы маржинализма. Экономические взгляды Дж. Б. Кларка в работах «Философия богатства» и «Распределение богатства». Развитие фундаментальных идей А. Маршалла в теориях монополистической конкуренции
Э. Чемберлина и несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.
Теория общественного развития Й. Шумпетера. Шведская (стокгольмская) экономическая школа: основные идеи и представители (К. Викселль, Г. Мюрдаль, Э. Линдаль, Э. Лундберг*).