Стабильность институтов и институциональная динамика
«Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми»[73]
Институциональная среда общества в целом достаточно стабильна |
Это необходимое условие
Для реализации сложных видов обмена |
Рис. 9.1. Значение институциональной стабильности
Стабильность институциональной среды достигается за счёт:
· Иерархической организации формальных правил, в которой каждый более высокий уровень сложнее и дороже изменить, чем предшествующий;
· Устойчивости неформальных ограничений. Объяснение инерционности институционального развития строится на основе теории идеологии.Идеология — способ восприятия ежедневно возникающих проблем, который позволяет минимизировать количество информации, требуемой для их решения.Изменения институциональной среды носят характер коррекции и малых приростов.
В то же время институциональная среда изменяется. Назовём различные трактовки причин институциональной динамики разными экономистами.
1. Торстейн Веблен видел причины институциональных изменений в
o склонности человека к «бессмысленной», непрагматической творческой деятельности и экспериментированию, которое он называл «праздным любопытством»;
o другой источник — «трения», конфликты между самими институтами, которые сложились в разные исторические эпохи.
2. Йозеф Шумпетер главными факторами институционального развития считал
o инновационную деятельность предпринимателей и других активных членов общества и
o технологический прогресс.
3. Джон Комонс считал, что институты возникают как преднамеренный результат коллективной воли общества или в результате законотворческой деятельности. Пример: в начале ХIХ в. в Англии стали очевидны бесчеловечные последствия промышленной революции. Принятие законов (1824 г. закон Шэфтсбери об угольных шахтах, запрещавший использование женского и детского труда на подземных работах), изменили институциональную среду.
4. Основной источник институциональных изменений по Дугласу Норту — изменения в относительных ценах. Изменения в соотношении цен факторов производства:
o цен на землю и труд,
o труд и капитал,
o капитал и землю
меняют стимулы экономических агентов: новые относительные цены создают новые возможности получения доходов и требуют институциональных изменений.
Пример: в ХIV и ХV веках на территории Западной Европы произошло резкое сокращение численности населения в результате голода и эпидемий. В результате цена труда возросла относительно цены земли. Это привело к тому, что переговорная сила феодалов уменьшилась, а переговорная сила крестьян возросла. Отсюда изменения в правах собственности: феодалы снижали ренту, облегчали повинности; земельные контракты стали заключаться на более длительный срок.
Развивая мысль о влиянии относительных цен на институциональную динамику, Д. Норт формулирует простейшую модель институциональных изменений. Одним из источников институциональных изменений является изменение относительных цен. Но цены меняются постоянно и поэтому возникает вопрос: когда изменения относительных цен ведут к институциональным изменениям, а когда их следствием является простой пересмотр контрактов в рамках действующих правил?
Изменения относительных цен |
Ведут к нституциональным изменениям, если в экономике нет институционального равновесия |
Не ведут к институциональным изменениям, если в экономике существует институциональное равновесие |
Рис.
Рис. 9.2. Простейшая модель институциональных изменений Д. Норта
Институциональное равновесие — это ситуация, в которой при данном соотношении сил игроков и данном наборе контрактных отношений, образующих экономический обмен в обществе, ни один из игроков не считает для себя выгодным тратить ресурсы на реструктуризацию отношений.
Таким образом, изменения относительных цен не приведут к институциональным изменениям, если «при данных относительных издержках и выигрышах от изменения игры, которую ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять игру»[74]
Можно говорить о следующих способах изменения институтов:
· Спонтанная эволюция — изменение институтов, при котором роль государства сводится к формальному закреплению сложившихся норм поведения.
Неформальные рамки |
Легализация
Формальные рамки |
Рис. 9.3. Эволюционный вариант развития институтов
Эволюционная теория обосновывает вывод о том, что с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные - выживают, и поэтому происходит постепенное развитие более эффективных форм экономической, политической и социальной организации.
Неэффективность одних и эффективность других механизмов координации выявляется в результате институциональной метаконкуренции: если какая-либо форма экономической организации существует, значит она эффективна, потому что в процессе конкурентной борьбы выживают сильнейшие, т. е. наиболее эффективные институты.
· Дискретные институциональные изменения — радикальные изменения в формальных правилах: войны, революции, завоевания и стихийные природные бедствия, которые нарушают непрерывность институционального развития.
Институт-образец |
Формальные рамки |
Неформальные рамки |
Рис. 9.4. Революционный вариант развития институтов.
· Реформа — целенаправленное изменение институтов, предполагающее присутствие в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации.
Теория реформ.