Государство в переходной экономике

Для достижения государством успехов в переходной

экономике необходимо решить три задачи:

осваивать перемены и новые механизмы;

преодолевать негативные последствия перемен и ошибок;

сохранять главное из наследия прошлого.

Д. Норт

Переходный период – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж командно-административной системы и формируется система основных рыночных институтов. В течение переходного периода происходит разгосударствление экономики. Мировая практика свидетельствует о четырёх способах разгосударствления:

· Либерализация рынков, что предполагает многообразие товаропроизводителей, сбывающих свою продукцию независимым покупателям по свободно устанавливаемым ценам.

· Стимулирование создания акционерных предприятий.

· Сокращение объёмов бюджетных вливаний, снижение размера государственного заказа.

· Приватизация как процесс передачи хозяйственных объектов из рук государства в частную собственность

Однако государство не отстраняется полностью от экономической деятельности. Оно становится активным участником экономического процесса.

Важнейшими функциями государства в переходный период являются правовое обеспечение реформ. В России до 90-х годов практически отсутствовала правовая база рыночных преобразований. В течение 1992-1996 годов государство развернуло активную законотворческую деятельность. Появились «экономические статьи» Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о бюджетном устройстве. Вместе с тем нормативно-законодательная база в нашей стране имеет определённые недостатки: низкое качество и слабый контроль за соблюдением законов.

Стоит говорить о пяти наиболее актуальных проблемах в плане правового обеспечения реформ, решением которых должно заниматься государство в переходный период:

· Первая проблема связана с отношениями собственности. При её решении необходимо защитить средний и малый бизнес, права мелких акционеров, все виды интеллектуальной собственности.

· Вторая проблема – урегулирование отношений регионов и центра.

· Выработать порядок соглашений между работодателями и профсоюзами в области заработной платы и условий труда.

· Определить правовые рамки деятельности естественных монополий.

· Способствовать участию страны в процессе международного разделения труда.

Кроме законотворчества на государство в условиях переходной экономики ложится задача осуществлять экономическое регулирование. В переходный период государство берёт на себя ряд специфических функций. Например, мобилизация финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных проектов в условиях практического отсутствия финансового рынка. Также государство призвано обеспечивать социальную защиту населения.

Приведём сравнительную характеристику институциональной среды, а именно роли государства и степени распространения коррупции, в условиях трёх экономических систем: плановой, рыночной и переходной.

Таблица 7.3.

Институциональная среда, государство и коррупция[60]

Масштабы госсектора Институциональная среда Регулирующие рамки Коррупция
Плановая экономическая система
Практически все отрасли Правительство действует вне правового поля, но использует свою власть для помощи бизнесу. Контракты выполняются благодаря вмешательству чиновников Активное государственное регулирование для развития производства Широко распространена в госсекторе и хорошо организована
Рыночная экономическая система
Естественные монополии, коммунальные сооружения, непрестижное производство Правительство действует в рамках закона и производит минимум общественных благ. Суды обеспечивают выполнение контрактов Государство соблюдает закон. Регулирующее воздействие минимально Незначительная, главным образом в госсекторе
Постсоветская экономическая система
Остаточная государственная собственность (ещё не приватизированные активы) Правительство действует вне правового поля. Чиновники используют власть для получения ренты. Юридическая система не работает. Контракты выполняются благодаря вмешательству организованной преступности Хищническое регулирование Широко распространена как в государственном, так и в частном секторах, неорганизована

Анализ роли государства в современной России позволяет сделать вывод об «упадке государственности»[61]

Наши рекомендации