Государство в переходной экономике
Для достижения государством успехов в переходной
экономике необходимо решить три задачи:
осваивать перемены и новые механизмы;
преодолевать негативные последствия перемен и ошибок;
сохранять главное из наследия прошлого.
Д. Норт
Переходный период – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж командно-административной системы и формируется система основных рыночных институтов. В течение переходного периода происходит разгосударствление экономики. Мировая практика свидетельствует о четырёх способах разгосударствления:
· Либерализация рынков, что предполагает многообразие товаропроизводителей, сбывающих свою продукцию независимым покупателям по свободно устанавливаемым ценам.
· Стимулирование создания акционерных предприятий.
· Сокращение объёмов бюджетных вливаний, снижение размера государственного заказа.
· Приватизация как процесс передачи хозяйственных объектов из рук государства в частную собственность
Однако государство не отстраняется полностью от экономической деятельности. Оно становится активным участником экономического процесса.
Важнейшими функциями государства в переходный период являются правовое обеспечение реформ. В России до 90-х годов практически отсутствовала правовая база рыночных преобразований. В течение 1992-1996 годов государство развернуло активную законотворческую деятельность. Появились «экономические статьи» Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о бюджетном устройстве. Вместе с тем нормативно-законодательная база в нашей стране имеет определённые недостатки: низкое качество и слабый контроль за соблюдением законов.
Стоит говорить о пяти наиболее актуальных проблемах в плане правового обеспечения реформ, решением которых должно заниматься государство в переходный период:
· Первая проблема связана с отношениями собственности. При её решении необходимо защитить средний и малый бизнес, права мелких акционеров, все виды интеллектуальной собственности.
· Вторая проблема – урегулирование отношений регионов и центра.
· Выработать порядок соглашений между работодателями и профсоюзами в области заработной платы и условий труда.
· Определить правовые рамки деятельности естественных монополий.
· Способствовать участию страны в процессе международного разделения труда.
Кроме законотворчества на государство в условиях переходной экономики ложится задача осуществлять экономическое регулирование. В переходный период государство берёт на себя ряд специфических функций. Например, мобилизация финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных проектов в условиях практического отсутствия финансового рынка. Также государство призвано обеспечивать социальную защиту населения.
Приведём сравнительную характеристику институциональной среды, а именно роли государства и степени распространения коррупции, в условиях трёх экономических систем: плановой, рыночной и переходной.
Таблица 7.3.
Институциональная среда, государство и коррупция[60]
Масштабы госсектора | Институциональная среда | Регулирующие рамки | Коррупция |
Плановая экономическая система | |||
Практически все отрасли | Правительство действует вне правового поля, но использует свою власть для помощи бизнесу. Контракты выполняются благодаря вмешательству чиновников | Активное государственное регулирование для развития производства | Широко распространена в госсекторе и хорошо организована |
Рыночная экономическая система | |||
Естественные монополии, коммунальные сооружения, непрестижное производство | Правительство действует в рамках закона и производит минимум общественных благ. Суды обеспечивают выполнение контрактов | Государство соблюдает закон. Регулирующее воздействие минимально | Незначительная, главным образом в госсекторе |
Постсоветская экономическая система | |||
Остаточная государственная собственность (ещё не приватизированные активы) | Правительство действует вне правового поля. Чиновники используют власть для получения ренты. Юридическая система не работает. Контракты выполняются благодаря вмешательству организованной преступности | Хищническое регулирование | Широко распространена как в государственном, так и в частном секторах, неорганизована |
Анализ роли государства в современной России позволяет сделать вывод об «упадке государственности»[61]