Проблема оппортунистического поведения
«... кажется, что на свете гораздо более воров, чем не воров
и что нет даже такого самого честного человека,
который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл»
Ф.М. Достоевский
Неоклассическая экономическая теория предполагает простую степень следования собственной выгоде. Экономические агенты не обманывают, поскольку обман просто невыгоден, о нем сразу же становится известно другим субъектам экономики, а издержки наказания предполагаются равными нулю. В новой институциональной экономической теории предполагается, что люди склонны вести себя оппортунистически, т.е. следуют собственной выгоде, используя для ее достижения все доступные им средства, в том числе ложь и вероломство.
Представители новой институциональной экономической теории подчёркивают, что «в условиях повсеместного распространения оппортунизма агент не всегда будет действовать в интересах принципала»[34]
Лауреат Нобелевской премии по экономике за 2009 год О. Уильямсон определил оппортунизм какпреследование личного интереса с использованием коварства, обмана, сокрытия информации.
Оливер Уильямсон (род. 1932 г.)
Проблема оппортунизма является центральной при составлении контрактов. Рассмотрим различные виды оппортунизма,
во-первых, по форме проявления;
во-вторых, по времени возникновения.
Виды оппортунизма по форме проявления:
Неблагоприятный отбор – форма дезорганизации рынка, в результате которой товары низкого качества вытесняют товары высокого качества. Данная форма оппортунистического поведения была исследованаДж. Акерлофом -Лауреатом Нобелевской премии по экономике за 2001год.В статье «Рынок «лимонов»: неопределённость качества и рыночный механизм» (1970) Дж. Акерлоф анализирует рынок подержанных автомобилей. По причине недостаточной осведомлённости покупателей о качестве продаваемых автомобилей цена не всегда отражает реальное состояние товара. В результате плохие автомобили – «лимоны» полностью вытеснят хорошие автомобили – «сливы».
Дж. Акерлоф приводит различные примеры подобных крайних случаев неблагоприятного отбора, в частности, пример из сферы страхования. Общеизвестно, что люди старше 65 лет испытывают большие трудности с приобретением медицинской страховки. Возникает естественный вопрос: почему страховые компании не поднимают цену на страховку с тем, чтобы она соответствовала риску? Дело в том, что с ростом уровня цен покупать страховку будут лишь те люди, которые уверены в том, что она им нужна, в результате произойдет ухудшение качества лиц, покупающих страховку, что приведет к отказу страховых компаний от продажи страховки[35].
Моральный риск(угроза недобросовестности) – ситуация, при которой возникают стимулы к нечестному поведению. Результаты нечестного поведения выдаются за случайное событие.
В качестве примера морального риска можно привести поведение мастера по ремонту стиральных машин. В случае поломки стиральной машины вполне вероятна ситуация, когда мастер сообщает, что вышла из строя небольшая, но дорогостоящая деталь, и предлагает заменить ее. Клиент Вы принимает решение, основываясь на той информации, которую предоставил мастер. Не разбираясь в устройстве стиральной машины клиент верит мастеру и соглашается на замену дорогостоящей детали, хотя в действительности поломку машины можно было бы устранить путём замены дешёвой детали.
Вымогательство – вид оппортунистического поведения, цель которого состоит в ущемлении интересов стороны, осуществившей специфические инвестиции.
Виды оппортунизма по времени возникновения:
Предконтрактный (еx ante) возникает на стадии заключения контракта.
Постконтрактный (еx post) возникает на стадии исполнения контракта.
Теории контрактов
В новой институциональной экономической теории существует несколько теорий контрактов. Некоторые из них тяготеют к неоклассической школе. Они основаны на постулатах об «экономическом человеке», его абсолютной рациональности и максимизирующем поведении. Другие теории опираются на нетрадиционные для неоклассиков понятия «солидарности», «доверия» и т.п.
Остановимся на двух противоположных теориях контрактов: теории агентских контрактов и теории отношенческих контрактов.
1. Теория агентских контрактов рассматривает взаимодействие участников контракта как антагонистическое. Стороны контракта – принципал и агент. Принципал нанимает агента и делегирует ему некоторые полномочия по принятию решений. Данный контракт отличается асимметричностью информации, т.к. действия агента не поддаются непосредственному наблюдению со стороны принципала. Для принципала слишком затратно осуществлять контроль над действиями агента. Таким образом, агент получает возможность
· совершать скрытые действия;
· пользоваться скрытой информацией.
Например, в отношениях между врачом и пациентом врач выступает в роли агента. Он обладает преимуществами в знаниях – это его скрытая информация, которая может быть использована для «раскручивания» пациента-принципала.
Таким образом,
Несовпадение интересов принципала и агента
Оппортунистическое поведение одной из сторон
Ущемление интересов одной из сторон
В роли ущемлённой стороны оказывается агент |
В роли ущемлённой стороны оказывается принципал |
Рис. 4.2.
Институциональная экономическая теория рассматривает возможные способы минимизации издержек сторон контрактных отношений. Рассмотрим способы минимизация издержек принципала.
Минимизация издержек принципала
Действиями неинформированной стороны – метод фильтрации |
Действиями нформированной стороны – метод сигналов |
Рис. 4.3.
Метод фильтрации применяется принципалом – неинформированной стороной с целью узнать намерения агента.
Пример: заключение контракта с работником означает, что фирма обязуется
а) либо платить работнику среднерыночную зарплату;
б) либо увеличивать зарплату с ростом стажа.
Выбор второго варианта заключения контракта с работником означает, что работодатель «отфильтрует» тех работников, которые не планируют долго работать на данном предприятии.
Метод сигналов применяется агентом – информированной стороной с целью проинформировать принципала о своих деловых качествах. Метод сигналов был впервые описан Майклом Спенсем, Лауреатом Нобелевской премии по экономике за 2001 год в статье «Рынок сигналов» (1973). Так, на рынке труда сигналом о качестве рабочей силы служит наличие диплома у выпускника. В банковском секторе о надёжности заёмщика свидетельствует структура финансовых обязательств фирмы. На рынке потребительских товаров об их качестве можно судить по наличию лицензий, гарантий и пр.
2. Теория отношенческих контрактов - следствие «фундаментальной трансформации» в области трудовых отношений. Анализируя процессы, происходящие в трудовых отношениях, О. Уильямсон пришёл к выводу, что со временем наёмный работник обладает всё более специфическим трудовыми навыками. Фирма попадает в зависимость от наличия подобных работников. И для работодателя, и для наёмного работника более выгодными становятся неявные, неформальные, контракты. На этой основе возникает теория отношенческих (неявных) контрактов.Теория отношенческих контрактов является центральной в новой институциональной экономики. В рамках данной теории хозяйственные агенты в значительной степени полагаются на «невидимое рукопожатие» как заменитель «невидимой руки», которая не слишком эффективно действует в информационном обществе. Теория отношенческих контрактов подчёркивает двустороннюю зависимость участников контрактных отношений.
Способы улаживания конфликтов в частном порядке |
Cамовыполняющееся соглашение |
Организационная культура |
Солидарность |
Рис. 4.4.
а) самовыполняющееся соглашение.Яркий пример самовыполняющегося соглашения дают в своей книге «Институты и экономическая теория. Достижения новой институционалной экономической теории» Э. Фуруботн и Р. Рихтер: «когда два человека гребут вёслами в одной лодке, они тоже делают это по договорённости или соглашению, хотя они никогда не давали никаких взаимных обещаний»[36].
Главный признак самовыполняющегося контракта: в случае нарушения одной стороной условий контракта единственным ответом другой является разрыв соглашения. Выполнение cамовыполняющегося контракта не требует вмешательства третьей стороны. Самовыполняемость обусловлена не столько моральными принципами, которыми руководствуются участники соглашения, сколько расчетом. Главный постулат: «честность выгодна»! Рассмотрим механизм действия самовыполняющегося соглашения:
1 вариант взаимодействия фирм
Фирма Альфа |
Фирма Бетта |
Продажа высококачественного товара |
Высокая цена за товар при его получении |
Фирма Альфа |
Фирма Бетта |
Продажа некачественного товара |
Отказ от сотрудничества получении |
Рис. 4.5. Механизм действия самовыполняющегося соглашения
Самовыполняющийся контракт требует соблюдения ряда условий:
· цена должна быть такой, чтобы ожидаемая прибыль от продолжения сделки для поставщика товара (услуги) была больше, чем одномоментная прибыль от обмана;
· нельзя фиксировать срок окончания сделки – в противном случае стороны контракта будут склонны нарушить его условия.
Рассмотрим пример: что произойдёт, если станет известен срок окончания сделки между фирмой Альфа и фирмой Бетта – ноябрь 2012 года? В ноябре «Альфа» поставит продукцию низкого качества, так как поток доходов прекращается и можно получить дополнительную прибыль, снизив качество продукции. «Бетта» знает о возможном оппортунистическом поведении фирмы «Альфа» и не купит у неё товар в ноябре. «Альфа» знает, что «Бетта» не купит товар в ноябре и поставит продукцию низкого качества уже в октябре. В результате возникает проблема последнего периода: если известен срок окончания сделки, то самовыполняющееся соглашение невозможно заключить.
б) организационная культура – система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками организации и определяют их поведение. Способы формирования организационной культуры:
· целенаправленное создание ведущими менеджерами;
· возникновение естественным образом как проекция национальной культуры на сферу трудовых отношений в отдельной организации.
в) солидарность — взаимопомощь контрагентов, основанная на необходимости достижения общих целей.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое оппортунистическое поведение (обратите внимание на определение оппортунизма, данное О. Уильямсоном) и какова роль составления полного договора в сдерживании оппортунизма?
2. Дайте определение контракта. Рассмотрите классический, неоклассический и отношенческий контракты. В каких контрактах присутствует третейский судья? Приведите примеры ситуаций, в которых целесообразно заключать тот или иной тип контракта.
3. Проанализируйте существующие методы снижения риска оппортунистического поведения (метод фильтрации, метод сигналов).
4. Назовите возможные варианты распределения ролей принципала и агента во внутрифирменном взаимодействии.
5. Охарактеризуйте различные виды оппортунизма:
а) по форме проявления (моральный риск, неблагоприятный отбор, вымогательство);
б) по времени возникновения (ex ante и ex post).
6. В чём суть и какова роль организационной культуры во внутрифирменных отношениях?
Трансакционные издержки
Отличительной особенностью новой
институциональной экономической теории
является её настоятельное утверждение о том,
что совершение трансакций сопряжено с затратами.
Фуруботн Э., Рихтер Р.
Понятие и виды трансакций
Джон Роджерс Коммонс (1862-1945 гг.) – американский экономист, институционалист в своей работе «Институциональная экономическая теория» ( 1934 г.) предпринимает анализ трансакции. Дж. Коммонс считал, что обращение к трансакции позволит связать экономические, правовые и моральные аспекты отношений, складывающихся между экономическими субъектами.
Перевод слова трансакция с английского языка (transaction: trans — между, action — действие) позволяет предположить, что трансакция — взаимодействие. В то же время, по мнению Коммонса, подход к трансакции как к простому обмену товарами должен уступить место подходу к трансакции как обмену правами собственности. Отсюда трансакция – это отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных в обществе.
Принято считать, что трансакция связывает экономические отношения; правовые отношения; моральные отношения.
Кроме того, трансакция базируется на принципах
o конфликта, что отражает несовпадение экономических интересов участников;
o взаимной зависимости, что определяется наличием этических, религиозных норм поведения;
o порядка, что определяется повторяемостью трансакции.
Дж. Коммонс выделил три идеальных типа трансакций: сделки; управления; рационирования.
Трансакция сделки: происходит перераспределение уже существующих благ. Никаких новых благ не создаётся. Возникновение трансакции сделки обусловлено редкостью благ. Взаимодействуют равные с правовой точки зрения экономические агенты. Их двое. Но при этом существует потенциальная возможность выбора другого покупателя (покупатель-2) или другого продавца ( продавец-2).
Покупатель 1 Покупатель 2 |
Продавец 1 Продавец 2 |
Покупатели Продавцы
Рис. 5.1. Трансакция сделки.
Трансакция управления. Два участника, один из которых добровольно признаёт за другим право отдавать приказы, которые он соглашается выполнять в обмен за определённое вознаграждение. Возникновение данной трансакции связано с необходимостью обеспечить эффективное использование ограниченных ресурсов. Взаимодействуют неравные экономические агенты. Эти трансакции обычно характеризуют трудовые отношения.
Трансакция нормирования (рационирования). В результате данной трансакции происходит наделение богатством. Также участвуют две стороны. Принципиальное отличие – недобровольный характер их правового статуса, определённый правовой структурой. В роли высшей стороны выступает коллективный орган (например, Совет директоров, Правительство). Данная трансакция построена не на правах равенства и свободы, а на правах подчинения и повиновения. Отражает преимущественно властные решения. Примеры:
• Формирование советом директоров политики дивидендов • Разработка госбюджета и налоговой политики правительством |
Распределяют прибыли и убытки от создания материальных ценностей по предписанию верхних уровней власти |
Формируют ограничения на потенциальное содержание торговых трансакций и трансакций управления |
Приведённую классификацию Д. Коммонса можно обобщить следующим образом:
Таблица 5.1.