Тема 1. Введение в институциональный анализ
Л.И. Макарова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Челябинск 2012
Макарова Л.И.
Институциональная экономика: Учебное пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2012.
Учебное пособие по курсу институциональной экономики даёт представление о предмете и методах институциональной экономической теории, предпосылках её возникновения и особенностях функционирования современной экономики с учётом институциональных факторов.
Предназначено для студентов направления «Экономика», обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.
Рецензенты: кафедра банковского дела ЮУрГУ;
Ю.В. Бутрина, кандидат экономических наук, доцент
кафедры банковского дела ЮУрГУ
© ФГБОУ «Челябинский государственный
университет», 2012
© Л.И. Макарова, 2012
t OJGjPZmwkjNEqusKXcuA+6GkrujNBUok+71pEmJgUo0yQilzYj8SPjauts0RyQc7Dj8uKwq9hZ+U DDj4FfU/dgwEJeqjwQbe5kURNyUpxXw5QwUuPfWlhxmOUBUNlIziJozbtXMgux5fGukw9h6b3srU kDgQY1anZHG4U+mnRYzbc6mnqN+/i/UvAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAeq18jN0AAAAJAQAA DwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VI3KhTKy0kZFOhItQLF1K4b2OTRI3tyHZa 5+8xJziu5mnmbbWLemQX5fxgDcJ6lQFTprVyMB3C5/Ht4QmYD2QkjdYohEV52NW3NxWV0l7Nh7o0 oWOpxPiSEPoQppJz3/ZKk1/ZSZmUfVunKaTTdVw6uqZyPXKRZVuuaTBpoadJ7XvVnptZI7zLeNi3 m3huXunRfbl5CXRYEO/v4sszsKBi+IPhVz+pQ52cTnY20rMRIRciTyjCRmyBJSAvRAHshFAUa+B1 xf9/UP8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAA AAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA55yC/TkCAAB2BAAADgAAAAAAAAAA AAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAeq18jN0AAAAJAQAADwAAAAAA AAAAAAAAAACTBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAJ0FAAAAAA== " strokecolor="white [3212]"/>
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………...6
Программа курса………………………………………………………………...8
1. Введение в институциональный анализ …………………………………14
1.1. Определение института…………………………………………………..14
1.2. Предшественники институционализма: неоклассическая экономическая теория…………………………………………………………………… 16
1.3. Институциональная экономика……………………………………….. ..20
1.3.1. Традиционный институционализм…………………………………….. 20
1.3.2. Неоинституциональная теория…………………………………………. 23
Контрольные вопросы и задания………………………………………..26
2. Значение институтов для развития экономики…………………………27
2.1. Функции институтов. Соотношение формальных и неформальных институтов………………………………………………………………...27
2.2. Сравнительная характеристика неформальных институтов рыночной и командно-административной систем……………………………………32
2.3. Институциональная среда и институциональные матрицы……………36
2.4. Взаимодействие индивида и институциональной среды. Институциональные соглашения………………………………………...38
Контрольные вопросы и задания………………………………………...41
3. Теория прав собственности………………………………………..............42
3.1. Общая характеристика прав собственности. Спецификация прав собственности……………………………………………………………………42
3.2. Альтернативные режимы собственности………………………………… 47
3.3. Практическое значение теории прав собственности
(на примере теоремы Коуза)……………………………………………………53
3.4. Теории возникновения и развития прав собственности………………...58
Контрольные вопросы и задания…………………………………………59
4. Контрактный подход к исследованию институтов…………………….60
4.1. Определение контракта……………………………………………………60
4.2. Типы и особенности контрактов………………………………………….63
4.3. Проблема оппортунистического поведения…………………………..66
4.4. Теории контрактов………………………………………………………...68
Контрольные вопросы и задания……………………………………….72
5. Теория трансакционных издержек……………………………………….72
5.1. Понятие и виды трансакций………………………………………………72
5.2. Общая характеристика трансакционных издержек…………………….77
5.3. Количественная оценка трансакционных издержек………………….81
Контрольные вопросы и задания………………………………………….83
6. Неоинституциональная теория фирмы………………………………….84
6.1. Способы координации хозяйственной деятельности………………..84
6.2. Неоклассический подход к анализу фирмы … ………………………..86
6.3. Институциональная теория фирмы ……………………………………89
6.4. Различныеорганизационно-правовыеформыфирм ……………………..94
6.5. Типология фирм в институциональной теории.………………………100
Контрольные вопросы и задания………………………………………..102
7. Неоинституциональная теория государства…………………………...102
7.1. Происхождение государства. Элементарная неоклассическая теория
государства………………………………………………………………...102
7.2. Сущность и функции государства……………………………………….105
7.3. Типы государств………………………………………………………….107
7.4. Государство в переходной экономике…………………………………..112
7.5. Эффективность государственного регулирования экономики………..115
Контрольные вопросы и задания………………………………………118
8. Институциональные аспекты теневой экономики………………….118
8.1. Сущность и причины теневизации экономики………………………..118
8.2. Трансакционные издержки ведения нелегального и легального
бизнеса………………………………………………………………………..123
8.3. Масштабы распространения и последствия функционирования
теневой экономики……………………………………………………...125
Контрольные вопросы и задания……………………………………..129
9. Институциональные изменения………………………………………129
9.1. Стабильность институтов и институциональная динамика…………129
9.2. Общая характеристика теории реформ……………………………….133
9.3. Стратегии реформ………………………………………………………135
9.4. Основные ошибки и издержки институциональной
Трансформации……………………………………………………………..137
Контрольные вопросы и задания………………………………………139
Тест для самоконтроля……………………………………………………..140
Глоссарий………………………………………………………………………155
Список рекомендуемой литературы……………………………………….179
Ключи к тесту для самоконтроля ………………………..…………………181
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие подготовлено для системы дистанционного образования и рассчитано на студентов – заочников, самостоятельно изучающих курс институциональной экономики.
Большую часть пособия составляют материалы лекций. Они содержат главы и вопросы, дающие общее представление об институциональной экономике. Весь лекционный материал разбит на девять глав.
Первая глава содержит определение института, предпосылок возникновения институционализма и основных этапов его развития.
Во второй главе анализируются базовые функции институтов, даётся характеристика основных видов институтов, проводится сравнительная характеристика неформальных институтов рыночной и командно-административной социально-экономической системы. Значительное внимание уделяется определению институциональной среды и институциональных матриц. Также данная глава раскрывает суть институциональных соглашений, их виды и способы соотношения соглашений.
Третья глава посвящена общей характеристике теории прав собственности. В этой связи определяется спецификация прав собственности, рассматриваются альтернативные режимы собственности, анализируются наиболее известные теории возникновения и развития прав собственности. Также внимание уделяется проблеме внешних эффектов и способам их минимизации.
В четвёртой главе рассматриваются контрактные отношения, даётся определение контракта, типов контрактов. Особое значение уделяется проблеме оппортунистического поведения и возможным способам его предотвращения.
Понятие и виды трансакций раскрываются в пятой главе. Здесь же характеризуются трансакционные издержки, их суть и наиболее распространённые классификационные подходы. Раскрывается вопрос о количественном измерении трансакционных издержек.
В шестой главе даётся анализ основных способов координации хозяйственной деятельности (рынка и иерархии), форм организации совместной деятельности людей (общины, корпорации и ассоциации). Приводится сравнительная характеристика двух подходов к анализу фирмы: неоклассического и институционального. Также рассматриваются различные организационно-правовые формы хозяйственной деятельности людей с точки зрения взаимодействия принципала[1] (собственника) и агента (управляющего): приводится типология фирм с позиций институционального анализа.
Неоинституциональной теории государства посвящена седьмая глава. В этой главе определяется сущность, функции, основные типы государств, анализируется специфическая роль государства в переходный период, поднимается вопрос об эффективности государственного регулирования экономики.
В рамках восьмой главы раскрываются сущность и причины теневизации экономики, сравниваются трансакционные издержки ведения нелегального и легального бизнеса, определяются способы измерения, масштабы и последствия функционирования теневой экономики.
Заключительная, девятая глава содержит материал по теории реформ – наиболее молодого раздела институицональной экономики. Здесь приводится общая характеристика теории реформ, анализируются причины стабильности институтов и их динамики, возможные стратегии реформ, ошибки и издержки институциональной трансформации.
В соответствии со своим назначением предлагаемое учебное пособие, помимо текста лекций, содержит программу курса, контрольные вопросы и задания, глоссарий, список рекомендуемой литературы. Всё это необходимо студентам для самостоятельного изучения институциональной теории и проверки полученных знаний.
ПРОГРАММА КУРСА
Цели и задачи
Цель курса:
освоение студентами экономического факультета теории институциональной экономики, которая является наиболее перспективным направлением современной экономической науки.
Задачи курса:
Выявление значения институтов для развития общества;
Изучение основных направлений неоинституционализма;
Исследование процессов реформирования экономики в свете институциональной теории.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
• историю формирования и основные идеи институциональной мысли;
• сравнительные возможности различных направлений современного институционализма и решаемые ими задачи;
• основные понятия, концепции институциональной экономики а, также методы экономического анализа институтов;
• основные сферы применения современного институционального анализа: индивидуальное поведение, рынки и права собственности, организации, государство, право.
Уметь:
• применять междисциплинарный подход институционального анализа;
• использовать инструментарий и методы экономического анализа и уметь применять на практике полученные знания при анализе формальных и качественных моделей институциональной тематики институциональной теории при исследовании институтов современной экономики;
• строить простейшие модели для анализа институциональных феноменов.
Владеть:
• понятийным аппаратом современной институциональной теории и важнейшими категориями современного институционализма;
• навыками работы с оригинальными научными публикациями по институциональной экономике;
• навыками поиска и использования информации, необходимой для осуществления институционального анализа современной экономики;
• навыками самостоятельного анализа формальных и качественных моделей институциональной тематики.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) Общекультурных:
- владения культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознания социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11);
б) Профессиональных:
- способности выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
- способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способности, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
- способности преподавать институциональную экономику в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способности принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения институциональной экономики (ПК-15).
Дисциплина относится к дисциплинам по выбору студентов профессионального цикла Б3.ДВ1.
Общий объем часов 108, в том числе:
лекции – 6 часов;
самостоятельная работа – 102 часа.
Форма контроля – зачет.
Содержание дисциплины
Тема 7. Теория государства
Происхождение государства. Элементарная неоклассическая теория государства.
«Провалы рынка» и необходимость государственного регулирования экономики.Джеймс Бьюкенен офункциях государства. Государство защищающее и государство производящее.
Типы государств. Контрактное и эксплуататорское государство и их цели. «Парадокс подчинённого» Дж. Бьюкенена. Условия существования контрактного государства.
Государство в переходной экономике.
Эффективность государственного регулирования экономики.
Определение института
Возникновение институтов как совокупности норм связано с тем, что люди живут не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия между людьми предполагают определённые алгоритмы, схемы поведения.
Отметим большое разнообразие определений института.
1. Нормативный подход предполагает рассматривать институт как навязанное извне правило, которое регламентирует поведение человека. Здесь институт является внешним ограничителем выбора человека. Причём ограничитель может быть зафиксирован как в писаном, так и в неписаном праве. В первом случае речь идёт о формальных институтах, во втором – о неформальных. Формальные институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных норм. Наиболее известный пример формального института – законодательные акты государственной власти. Пример неформального института – традиция здороваться со знакомыми людьми.
Нарушение формальных норм имеет для нарушителя негативные последствия – административное или уголовное наказание. Нарушение неформальных норм приводит к общественному осуждению.
2. Этический подход предполагает рассматривать институт как внутреннюю (нравственную) позицию человека. Если по какой-либо причине человек совершает поступок, противоречащий его этической позиции, он испытывает психологический дискомфорт.
3. Эволюционный подходпредполагает рассматривать институт как продукт отбора институтов в процессе исторического развития. В процессе этого отбора побеждают те нормы делового поведения или рутины, следование которым обеспечивает лучшее функционирование хозяйствующего субъекта.
4. Игровой подходпредполагает рассматривать институты как правила игры, которую один индивид ведёт с другими индивидами. Игровой подход основан на некоторых упрощениях:
· Поведение каждого игрока носит максимизирующий характер;
· Индивид может выбрать только один вариант поведения;
· Играют два игрока и т.д.
5. Контрактный подходпредполагает рассматривать институт как многостороннее соглашение между членами общества.
Таблица 1.1.
Институциональная экономика
Институциональная экономика – направление в экономической теории, согласно которому центральную роль в экономической жизни играют институты.
Институциональная экономическая теория расширяет микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, которые не учитываются классической микроэкономической теорией. К таковым относятся
· факторы неполноты информации,
· недостаточной спецификации прав собственности,
· факторы неопределенности (ожидания),
· факторы коллективных действий в ситуации коллективного выбора, которые отличаются от действий в ситуации индивидуального выбора, рассматриваемых традиционной микроэкономикой.
Неформальных институтов
О влиянии институтов на уровень жизни людей свидетельствуют результаты исследования экономик 84 стран за период 1982-1994 гг., проведённого сотрудниками Мирового банка.
Таблица 2.1.
Темпы экономического роста (%)[5]
Качество экономической политики Качество институциональной среды | Высокое | Низкое |
Высокое | 2,4 | 1,8 |
Низкое | 0,9 | 0,4 |
Приведённое в таблице качество институциональной среды определялось степенью защищённости прав собственности и контрактов. Качество экономической политики оценивалось по уровню инфляции, уровню собираемости налогов и степени открытости экономики для внешней торговли.
Показательно, что страны с низким качеством экономической политики, но высоким качеством институциональной среды демонстрировали экономический рост в два раза больший, нежели страны с высоким качеством экономической политики и низким качеством институциональной среды.
Специалисты по институциональной экономике предлагают выделять три функции институтов.
1. Ограничительная: институты ограничивают доступ к ресурсам, т.е. выполняют функцию ограничений при принятии экономических решений. Примером может служить православный пост.
2. Координирующая: институты координируют поведение экономических агентов. В результате каждый экономический агент имеет представление о том, как будет вести себя его контрагент. Условием такой координации является информированность агентов о содержании института. Яркий пример координирующей функции являют нам традиции русского предпринимательства. Так, в 1881 году вышла в свет книга Н.E. Зегимеля «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом» - кодекс чести, общепринятые правила поведения российских предпринимателей XIX века.Высокая степень предсказуемости поведения отечественных предпринимателей привела к ситуации, когда «в обороте государства было 50 миллионов купеческих денег. И отданы они под честное слово…»[6]
Координирующая функция институтов приводит к возникновению координационного эффекта: если правила строго выполняются, несложно предугадать возможные поступки экономических агентов. Это снижает уровень неопределённости среды, в которой действуют экономические агенты. Снижение неопределённости имеет важное значение для осуществления долгосрочных инвестиций.
3. Распределительная: примером может служить институт налогового законодательства, способствующий перераспределению доходов между гражданами общества.
Реализация ограничительной, координирующей и распределительной функции во многом зависит от распространённого в обществе типа экономического поведения. Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды руководствуются следующими типами поведения[7].
Поведение
Когнитивные способности
Целерациональное
Ценностно-рациональное
Традиционное
Аффективное
Объём используемой информации
Рис. 2.1. Идеальные типы экономического поведения
1. Целерациональное поведение – продуманное использование средств для достижения поставленной самим индивидом цели;
2. Ценностно–рациональное поведение – продуманное использование средств для достижения заданной извне цели. Это могут быть цели, предопределённые верой в религиозные, эстетические, идеологические и т.п. ценности;
3. Традиционное поведение – средства и цели заданы извне. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай;
4. Аффективное поведение – цели и средства их достижения не выделяются. Индивид руководствуется своим эмоциональным состоянием, чувствами и ощущениями.
По мере движения от аффективного поведения к целерациональному процедура принятия решений усложняется за счёт увеличения объёма принимаемой во внимание информации. Причём речь идёт не только о количественной разнице: информация становится неоднородной. Чем более рационален индивид, тем больше факторов и информации должно быть принято во внимание при достижении им своей цели.
Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Деление институтов на формальные и неформальные было предпринято американским экономистом Дугласом Нортом, Лауреатом Нобелевской премии по экономике 1993 г. «за возрождение исследований в области экономической истории, благодаря приложению к ним экономической теории и количественных методов, позволяющих объяснять экономические и институциональные изменения».
Дуглас Норт (род. 1920 г.)
Исторически первыми возникли неформальные институты, регулирующие взаимоотношения между людьми на основе неписаного права. К неформальным институтам относят обычаи, традиции.
Неформальные институты в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Однако и сегодня они активно «работают» в экономике.
Неформальные ограничения являются более устойчивыми и их гораздо сложнее изменить, нежели формальные. Трансформация неформальных норм не может произойти мгновенно. Это длительный, зачастую противоречивый процесс.
По мере развития человеческого общества неформальные нормы закрепляются в писаном праве, обретают форму законов, превращаются в формальные институты. Формальные институты – это законы, конституции, инструкции, контракты и т.д. Формальные правила записаны в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства — это характерная черта формальных правил. Формальные правила возникают с появлением государства. Люди соблюдают законы потому, что за их нарушение следует наказание со стороны государства.
Невыполнение неформальных правил также предполагает определённые санкции. Рассмотрим некоторые типы наказаний, которые могут быть применены к нарушителям неформальных правил[8].
1. Автоматическая санкция. Классический пример автоматической санкции за нарушение нормы — это наказание за несоблюдение правил дорожного движения. Тот водитель, который нарушает правило правостороннего движения в стране, где оно является нормой, просто столкнется со встречным автомобилем. Нарушитель в данном случае наказывается автоматически, без чьего-либо намеренного вмешательства. Норма, которая поддерживается автоматической санкцией, называется самовыполняющейся нормой.
2. Вина. Чувство вины, которое испытывает человек, нарушивший норму поведения, — это внутренняя санкция. Нарушитель испытывает угрызения совести, если он нарушил социальную норму, ставшую его внутренним убеждением в результате соответствующего образования и воспитания, независимо от внешних последствий. Вина несколько напоминает автоматическую санкцию, потому что нарушитель рассматривает санкцию, которая наступает без постороннего вмешательства.
3. Стыд. Нарушитель чувствует, что его действия понизили его в глазах других людей. Стыд — это внешняя санкция за нарушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются результатом воспитания, как формального, так и неформального. Однако стыд отличается от вины тем, что он требует распространения информации о нарушении. Чтобы санкция стала действенной, необходимо, чтобы другие члены общества знали о нарушении правил.
Возвращаясь к вопросу о трансформации норм, следует указать на отличие трансформации формальных норм от неформальных институтов, которая может быть как эволюционной, так и революционной.
Изменения, происходящие в формальных рамках, могут быть ориентированы,
· во–первых, на построение их в соответствии с некоторой идеальной моделью. Примером может служит небольшой период после Октябрьской революции 1917 года в России.
· во–вторых, вновь создаваемые институты могут воспроизводить когда то существовавшие на территории данного государства, но исчезнувшие в процессе исторической эволюции формальные институты.
· в–третьих, может произойти импорт формальных институтов, функционирующих в других странах.
При этом следует учитывать, что данные изменения в формальных рамках не всегда могут быть успешными и привести к повышению эффективности функционирования социально-экономической системы.
Неформальные институты не всегда совпадает с формальными. Соотношение формальных и неформальных институтов может быть следующим:
1. Гармония или совпадение. Пример: антигуманные поступки человека, например, воровство и пр. осуждаются как в писаном (формальные институты), так и в неписаном праве (неформальные институты)
2. Нейтральность. Пример: обычай гостеприимства. Формальные институты нейтральны по отношению к данному неформальному институту.
3. Рассогласование и конфликт. Пример: в результате рыночных реформ конца ХХ века в Россию были импортированы формальные институты, демонстрировавшие в странах Запада высокую эффективность. Однако они оказались неконгруэнтны принятым в России неформальным нормам соборности, коллективизма. Это привело к фактическому конфликту формальных и неформальных институтов и, как следствие, к проблемам экономического роста.
Теория прав собственности
Кто чем владеет? Вот основной вопрос,
практический и моральный аспекты которого
беспокоили человечество на всём протяжении
его истории с момента изгнания Адама и Евы из рая.
Фуруботн Э., Рихтер Р.
Определение контракта
Понятие «контракт» занимает центральное место в институциональной экономической теории. Посредством контракта осуществляется передача прав собственности на блага. Следует различать юридический и экономический подходы к трактовке контракта.
Контракт в юридическом смысле — это соглашение, договор, устанавливающий гражданские права и обязанности сторон и оговаривающий сроки действия соглашения. Контракты как обязывающие соглашения, защищенные законом, появляются только в XVI веке.
Контракты в экономической теории - не только чисто рыночные договоры, но и «отношения», которые стороны стремятся поддерживать.
Представители институциональной теории трактуют контракт какдвустороннюю (или многостороннюю) законную трансакцию (сделку), в которой две стороны (или много сторон) согласились на определенные взаимные обязательства.
Основополагающими принципами контрактных обязательств являются:
1. свобода контракта, т.е.
· свобода определения содержания и формы контракта,
· свобода выбора контрагентов;
2. ответственность за выполнение контракта. Поэтому составными частями контракта являются
· описание обязательств сторон;
· санкции в случае нарушения принятых обязательств.
Контракт как юридическая форма, в которую облекаются экономические отношения равноправных участников, призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации. При этом повышение эффективности предполагает в первую очередь минимизацию трансакционных издержек[30] .
Контракт предполагает взаимодействие двух сторон – принципала и агента. Под принципалом можно понимать собственника средств производства, под агентом – наёмного менеджера.
· Принципал нанимает агента и делегирует ему полномочия для совершения каких-либо действий;
· Агент предпринимает усилия по выполнению задач и получает вознаграждение.
Схематично взаимодействие принципала и агента можно изобразить следующим образом:
делегирование полномочий
ПРИНЦИПАЛ АГЕНТ
усилия
вознаграждение
Рис. 4.1. Взаимодействие принципала и агента.
Можно привести разнообразные примеры взаимодействия принципала и агента в различных сферах.
Таблица 4.1.
Типы контрактов
Контракты можно классифицировать с правовой и с экономической точки зрения.
Типы контрактов с правовой точки зрения:
1. Контракт купли-продажи - передача на постоянной основе прав собственности на соответствующий актив
2. Контракт найма:
• контракт найма физического объекта (аренда) – передача права пользования и права на доход
• контракт найма личной собственности – передача только права пользования
3. Трудовой контракт - выполнение действий одного индивида (наемного работника) в соответствии с инструкциями другого (работодателя)
4. Кредитный контракт.
Типы контрактов с экономической точки зрения:
1. Классический контракт. Классический контракт носит безличный характер, и его отличительной чертой является присутствие четко оговоренных пунктов. В классическом контракте не имеет значения личность контрагента – его участником может быть любой. С выполнением сделки классический контракт прекращает существование. Контракт носит двухсторонний характер: четко оговариваются санкции за нарушение санкций контракта и все споры по нему решаются в суде. Названный вид контрактов возможен для достаточно простых ситуаций. Пример – контракт купли-продажи. Классический контракт – это законное обоснование концепции системы с нулевыми трансакционными издержками. В мире с положительными трансакционными издержками такое понимание контрактных соглашений пригодно лишь для мгновенного обмена между незнакомыми людьми.
2. Неоклассический контракт. Это долговременный контракт в условиях неопределенности. Не все будущие события могут быть оговорены в качестве условий при его подписании. Как правило, специфичен объект контрактных отношений. Неоклассический контракт, в отличие от классического, считается неполным, устные договоренности признаются наряду с письменными. Поэтому участники такого контракта соглашаются на привлечение третейской стороны, решение которой обязуются выполнить в случае наступления неоговоренных в контракте событий. Контракт приобретает трехсторонний характер. Споры по нему решаются органами арбитража. Сфера распространения – франчайзинг[32], долгосрочные контракты между транспортными, энергетическими, сырьевыми компаниями.
Наличие третейского судьи является признаком классического и неоклассического контракта
Неспособность разрешить конфликт напрямую |
Сторона 2 |
Третейский судья |
Сторона 1 |
Рис.4.2. Третейский судья и разрешение споров в классическом и неокласссическом контракте.
3. Отношенченский (или обязательственный) контракт. Такие контракты складываются в условиях долговременных, сложных, взаимовыгодных отношений между сторонами. Обоюдная заинтересованность в продолжении отношений играет решающую роль. Неформальные условия имеют перевес над формальными пунктами, иногда договор вообще не оформляется в виде документа. Личность участников приобретает решающее значение. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон. В условиях отношенческого, самовыполняющегося контракта нецелесообразно обращаться к третьей стороне из-за риска прерывания трансакции. Споры решаются в ходе неформальных переговоров, двустороннего торга. Сюда относится весь комплекс внутрифирменных отношений, в том числе контракт между работодателем и наёмным работником.
Выделение перечисленных выше трёх типов контрактов связано со следующими критериями:
специфичностью активов: контракты заключаются по поводу неспецифических, специфических (приобретают особую ценность в рамка данных контрактных отношений) и идиосинкратических(уникальных) активов;
регулярностью сделок, которые могут быть разовыми, случайными или регулярными.
Схематично взаимосвязь между специфичностью активов, регулярностью сделок и типом контракта можно представить следующим образом.
Таблица 4.2.
Специфичности активов
Активы Сделки | Неспецифические | Специфические | Уникальные |
Разовые | Классический | Неоклассический | Неоклассический или отношенческий |
Случайные | Классический | Неоклассический | Неоклассический или отношенческий |
Регулярные | Классический | Отношенческий | Отношенческий |
Таким образом, экономический обмен представляет собой целый спектр контрактов. Э. Фуруботн и Р. Рихтер предложили следующее схематичное изображение типов контрактов: от продвижения контрактов, абсолютно гарантированных законом к контрактам, менее защищённых законом и тяготеющих к их «отношенческому» полюсу, предполагающему самовыполнение[33].
Чистый классический контракт: рыночные сделки |
Социальный контракт: дружба |
Степень «отношенчества» |
Рис. 4.3. Спектр контрактов.
Теории контрактов
В новой институциональной экономической теории существует несколько теорий контрактов. Некоторые из них тяготеют к неоклассической школе. Они основаны на постулатах об «экономическом человеке», его абсолютной рациональности и максимизирующем поведении. Другие теории опираются на нетрадиционные для неоклассиков понятия «солидарности», «доверия» и т.п.
Остановимся на двух противоположных теориях контрактов: теории агентских контрактов и теории отношенческих контрактов.
1. Теория агентских контрактов рассматривает взаимодействие участников контракта как антагонистическое. Стороны контракта – принципал и агент. Принципал нанимает агента и делегирует ему некоторые полномочия по принятию решений. Данный контракт отличается асимметричностью информац