Виды, структура рынков, их функции. Модели рыночной экономики.
Виды рынков.
по виду продаваемого товара | по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции | |
- рынок сырья; - рынок материалов; - рынок средств производства; - рынок недвижимости; - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы | - мировой рынок - зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний и внешний рынок | - легальный рынок - нелегальный рынок | - рынок совершенной конкуренции - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии |
Функции:
1) Регулирующая. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения.
2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции.
3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики.
4) Информирующая. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики, о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами.
5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей и потребителей товаров.
6) Санирующая. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.
7) Через социальнуюфункцию рынок предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.
Модели рыночной экономики:
1. Американская. Модель наиболее полно реализует идеи экономического либерализма. Личный успех, расчет прежде всего на свои силы - основа такой модели. Здесь меньше доля социальных расходов государства. Но и меньше налоговое бремя.
2. Социально-ориентированная модель (европейская, корпоративная). Здесь большую роль играет приоритет нации, общенациональных интересов. Значительна степень социальной защиты населения государством. Но и значительно налоговое бремя.
3. Японская модель. В основе ее лежат свойственные японцам чувство коллективизма, преданности фирме, хозяину и забота последнего о персонале, трудолюбие. Государство и крупные компании согласовывают экономическую политику, особенно на внешних рынках, но в то же время государство не навязывает им свою волю. Здесь меньше налоговое бремя, но и меньше социальные расходы государства.
Спрос, закон спроса, факторы спроса. Эффект дохода и эффект замещения.
Спрос— это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.
Законом спроса называют такой закон, при котором при повышении цен на товар уменьшается величины спроса, а снижение цен ведет к увеличению спроса на этот товар.
Факторы спроса– факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
К неценовым факторам относят:
· Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается.
· Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар.
· Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса.
· Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции.
Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ.
Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. В результате спрос на первоначальное благо падает.