Тема 5. Поведение предприятия в условиях монопольного рынка
1. Понятие и виды монополии. Источники монополий.
2. Барьеры, защищающие монопольный рынок
3. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение.
Монопольная цена.
4. Антимонопольное регулирование.
1. Монополия– это такая структура рынка, на котором один
производитель производит однородный, стандартный продукт, не имеющий
близких заменителей, и продает его множеству разнородных покупателей.
Характерные черты монополии:
Совершенная монополия представляет собой достаточно редкое
явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
- монополист является единственным производителем данного товара;
- продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет
близких заменителей;
- проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом
обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей
полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
- степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не
безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену
(любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с
проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж
прямо пропорционально росту цен).
Виды монополий:
Существуют разные виды монополий, которые можно
классифицировать на три основных:
1. естественная;
2. административная;
3. экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.
Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени
удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности
технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция
невозможна или нежелательна.
Существуют два типа естественных монополий:
- природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за
барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.
- технико-экономические монополии. Так условно можно называть
монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо
экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Административная монополия возникает вследствие действий
государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным
фирмам исключительного права на выполнение определенного рода
деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для
государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются
разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее
появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на
основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о
предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на
рынке.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
- монополия отдельного предприятия;
- монополия как соглашение;
- монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Источники монополий:
1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными
факторами производства.
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства
(проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства
на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
3. Патенты.
В большинстве стран мира изобретения защищены с помощью той или
иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет
право исключительного получения прибыли на всех стадиях производства,
где используется данное изобретение. Наряду с прибылью, существуют
также издержки, связанные с использованием патентов.
4. Государственные лицензии или привилегии.
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому,
кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
В подобных случаях государственная лицензия выступает в виде
первопричины возникновения монополии, но на самом деле здесь имеет
место эффект масштаба, проявляющийся в другой форме. Но
государственные лицензии необходимы и на разных других рынках,
например, для таксистов, где эффект масштаба не представляется важным
фактором.
2.Захватить __________рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но
удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна
монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими
рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на
монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к
лучшему для покупателей.
Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на
монополизированные рынки:
1. Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно
очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров.
Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих и защищающих
монополию, являются патенты на изобретения и научно-технические
разработки.
2. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии
оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам.
Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку
порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи
определенному рынку.
В зависимости от вида естественной монополии существуют
естественные барьеры двух видов:
а) Когда рождение монополий происходит из-за барьеров для
конкуренции, возведенных самой природой.
б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение
конкурентов на рынок монополиста, характерен для монополий,
возникновение которых продиктовано либо техническими, либо
экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
3. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими
фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной
общеэкономической ситуации в стране.
Также в качестве барьеров для входа в отрасль, контролируемую
монополистом, могут служить:
а) Собственность на все предложение производственного ресурса.
б) Уникальные способности и знания также могут создать монополию.
3. Спрос на продукт монополиста:
Кривая спрос на выпуск продукции монопольной фирмы совпадает с
наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый
монополией. Поэтому монополист считается с реакцией покупателей на
изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.
Монополист может установить либо цену своего товара, либо его
количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период
времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится
кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве
устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок,
то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит
спрос на данный товар.
Предложение продукции чистой монополией является рыночным
предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным
спросом. Это объясняет тот факт, что монополист не является получателем
цены.
Монопольное предложение:
Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является
получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке.
Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и
предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного
товара. Таким образом, невозможно дать определение кривой спроса на
продукцию монополии. Фирма решает: сколько товаров производить,
основываясь на информации о спросе на ее продукт. Если такая информация
существует, то фирма назначает такой выпуск, при котором предельный
доход равняется предельным издержкам.
Особенности поведения монополиста:
1) На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением
выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар.
2) Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как
для одного и того же количества товара можно определить две и более цены.
Монопольная цена:
Монополии используя свое монополистическое положение, имеют
возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их.
Монопольная цена - это верхняя цена, за которую монополист может
продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную
монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления)
монопольного положения.
Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение
длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит,
притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате
«ломают» монополию. Барьеры, сдерживающие проникновение других
предпринимателей в отрасль, были рассмотрены выше.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены.
Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней
вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую
формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые
тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет
перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое
перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах.
Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается, она также отражает
и экономические преимущества крупного, высокотехнического
производства, обеспечивая получения сверх излишнего продукта.
4.Под антимонопольной политикой понимается система
государственных мер правового, экономического, финансового, налогового,
психологического характера, препятствующая проявлениям
антиконкурентного поведения и способствующая эффективному
функционированию рыночной экономики.
Антимонопольная политика - это основные направления деятельности
государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она
направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав
потребителей.
Субъекты регулирования - федеральные и местные органы
государственного управления.
Можно выделить три направления антимонопольной политики:
1. Борьба с монополизацией.
2. Предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
3. Запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с
монополизацией рынков относятся:
- предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
- снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних
рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком
отечественных монополистов;
- принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на
несколько более мелких и независимых друг от друга;
- введение государственного контроля над процедурами слияния и
поглощения фирм, а в некоторых случаях - установление порядка, при
котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
- введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к
естественным монополиям) прямого государственного контроля над ценами
и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных
ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом
как монопольные продавцы на рынке труда;
- наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.