Тема 3. Структура рынка и рыночная власть
1. Структура рынка и типы рыночных структур.
2. Количественные показатели структуры рынка. Показатели концентрации на рынке.
3. Показатели рыночной власти предприятий на рынке.
1.Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка.
К числу таких характеристик относятся: количество и размеры предприятий, степень сходства или отличия товаров или услуг разных предприятий, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
Принято различать четыре типа рыночных структур:
- монополия,
- олигополия,
- чистая (совершенная) конкуренция,
- монополистическая конкуренция
Совершенная конкуренцияпреобладает тогда, когда спрос на
продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует,
во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них
составляет ничтожно малую долю от общего объема производства данного
продукта; во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении
в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами,
так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренциявозникает там, где
функционируют десятки предприятий, тайный сговор между которыми
практически невозможен. Каждая организация сама определяет свою
ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных
участников конкуренции практически невозможно.
Такой тип рыночной конкуренции возникает в тех отраслях, где:
- для осуществления производственной деятельности не нужно
создавать особенно крупные предприятия, и потому их организация не
требует очень крупных денежных средств;
- возможно создание многих разновидностей услуги, удовлетворяющих
определенную потребность;
- права отдельного предприятия на исключительное изготовление
созданной им разновидности услуги можно защитить с помощью авторских
прав и прав на товарный знак.
Олигополия– это такая рыночная структура, при которой доминирует
небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей
ограничен высокими барьерами. Дословно термин «олигополия» означает
«немного продавцов».
Рынок олигополии может подразделяться на два типа:
Олигополия первого типа – это отрасли с совершенно однородными
услугами и большим размером предприятий;
Олигополия второго типа – рынок нескольких продавцов,
оказывающих различные по качеству услуги.
Монополия– тип отраслевого рынка, на котором существует
единственный производитель продукции, не имеющей близких заменителей.
Монополист __________осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что
позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют
запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.
2.К количественным показателям, характеризующим структуру
товарного рынка, относят следующие:
- численность продавцов, действующих на данном рынке;
- доли, занимаемые продавцами на данном рынке услуг;
- показатели рыночной концентрации.
Численность продавцов, действующих на данном рынке, не позволяет
сделать полных и достоверность выводов о наличии (отсутствии) и характере
конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество
очень мало. Для более полной картины рынка необходимо знание долей
фирм, действующих на рынке.
Доля предприятия на рынке рассчитывается в большинстве случаев
как:
Di = Qi / Σ Q, (5)
где Di – доля i-го предприятия на рынке;
Qi – объем продаж i-го предприятия;
Σ Q – совокупный объем продаж участников рынка.
Основными показателями (индексами), определяющими уровень
концентрации рынка услуг разных предприятий, являются:
- показатель пороговых долей (удельных весов) рынка,
- индекс концентрации,
- индекс Линда,
- индекс Херфиндаля-Хиршмана.
1. Для определения уровня концентрации рынка служит показатель
размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий,
объединений), действующих на нем, который называется показателем
пороговых долей рынка.
Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной
конкуренции считается безопасным, когда на рынке имеется:
• 10 фирм и более;
• 1 фирма не занимает более 35% рынка;
• 2 фирмы не занимают более 44% рынка;
• З фирмы не занимают более 54% рынка;
• 4 фирмы не занимают более 64% рынка.
Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются
неконцентрированными, и они являются конкурентными рынками.
2. Индекс концентрации (CR) показывает долю наиболее крупных
фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка в
процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных
фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3),
четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10) или двадцати
пяти (CR-25) крупнейших продавцов:
CRi = Σ Di, (6)
где Di – доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.
Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах:
О < CR < 100%. Если CR < 45%, то концентрация считается нормальной, а
рынок – конкурентным; если 45% < CR < 70%, то концентрация достигает
средней степени; а при CR > 70% получается высокая степень концентрации,
в этом случае рынок является неконкурентным.
3. Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского
союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм.
Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:
Ил2 = d1/d2 * 100%, (7)
где d1, d2 – рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в
общем объеме продаж.
Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм
государственные органы могут дать соответствующее разрешение при
условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих
пределах: 120% < Ил < 200%.
4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для
конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля-
Хиршмана (Ихх), который можно рассматривать как индекс рыночной
концентрации услуг разных фирм, представленных на рынке.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей
формуле:
Ихх = Σ Di 2, (10)
где ΣDi2 – сумма долей (удельных весов) всех фирмы на рынке в
общем объеме произведенной продукции.
При этом ΣDi2 = 100%, т. е. при любом количестве в конкретной
отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес произведенной
ими продукции должен составлять 100%.
При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля-Хиршмана
рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции),
если общий Ихх < 1000 ед. При таких значениях индекса Херфиндаля-
Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается
высококонцентрированным (неконкурентным), если общее значение
указанного индекса превышает 1800 ед.
Если 1000 < Ихх < 1800, то рынок услуг считается умеренно-
концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной
проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм. Если 1000
< Ихх < 2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя
становится очень высокой при Ихх > 2000 ед. В этом случае объединение
фирм государственными органами не разрешается.
Таким образом, при значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана, равных
1000 ед. и ниже, рынки считаются неконцентрированными. Они
конкурентны, и в силу этого предложение услуг и их производство
достаточно быстро реагируют на изменение ситуации на рынке.
3.Понятие «рыночной» или «монопольной власти» базируется на
сравнении анализируемых рынков с рынком совершенной конкуренции.
Наиболее типичным индикатором для сравнения указанных рынков
является взаимосвязь «предельные издержки – цена». Чем больше цена
фирмы отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть
фирмы, и, соответственно, несовершеннее рассматриваемый рынок.
Основным свидетельством рыночной власти фирмы является полученная
прибыль, а точнее величина доходности капитала.
Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок
монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть
фирмы, чаще называют показателями монопольной власти.
К числу таких показателей относят:
- коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);
- коэффициент Лернера;
- коэффициент Тобина;
- коэффициент Папандреу.
Все эти показатели основаны на оценке либо экономической
прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.
Коэффициент Бейна,или «норма экономической прибыли»,
показывает экономическую прибыль, получаемую на единицу
инвестированного капитала:
Кв = (Пб – Пн) / Кс, (11)
где Пб – бухгалтерская прибыль;
Пн – нормальная прибыль;
Кс – собственный капитал фирмы.
В условиях совершенной конкуренции на рынке и эффективного
финансового рынка норма прибыли будет одинаковой (нулевой) для всех
видов активов. Если норма прибыли какого-либо актива фирмы выше
конкурентной нормы, то этот вид инвестирования становится более пред-
почтительным, а рынок не конкурентным.
Индекс (коэффициент) Лернераявляется показателем степени
конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании
данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса.
L = (P – МС) / P = – 1/Еd, (12)
где Р – цена;
МС – предельные издержки;
Ed – ценовая эластичность спроса.
Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера
постоянен. Интервал значений индекса от нуля до единицы. Чем выше
значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно,
значение индекса, равное нулю, характеризует рынок совершенной кон-
куренции, а равное единице – монополии.
Определить величину предельных издержек можно по формуле:
МС = AVC + ((r + d)*K) / q, (13)
где AVC – средние переменные издержки;
r – нормальная норма прибыли;
d – норма амортизации (в долях);
К – величина капитальных активов;
q – объем выпуска продукции.
Коэффициент Тобинаоснован на сравнении рыночной стоимости
активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью
активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в
текущий момент времени:
TI = Cp / Cb, (14)
где Ср – рыночная стоимость активов фирмы;
Сb – восстановительная стоимость активов фирмы.
Преимущество этого индекса в том, что он более прост в расчете, так
как не использует параметры норм доходности и предельных издержек.
Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если
оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной
стоимости. В этом случае фирма либо получила, либо ожидает получить
положительную экономическую прибыль.