В. Сочетание стимулирующей и сдерживающей политики
Предположим, государство решило увеличить свои расходы, одновременно увеличив налоги на ту же величину для избежания бюджетного дефицита. На первый взгляд совокупный спрос в результате должен остаться прежним, ибо рост государственного спроса нивелируется сокращением частных расходов из-за повышения налогов. На деле это не так. Приглядимся внимательнее.
В данном случае на изменение совокупного спроса будут одновременно воздействовать и мультипликатор автономных (государственных) расходов (в сторону увеличения), и налоговый мультипликатор (в сторону снижения). Вспомним формулы этих мультипликаторов.
Мультипликатор автономных расходов:
Его действие вызывает прирост совокупного спроса по формуле:
Налоговый мультипликатор:
Его действие вызывает уменьшение совокупного спроса по формуле:
Поскольку предельная склонность к потреблению меньше единицы (тема «Анализ совокупного спроса», п. 2), мультипликатор автономных расходов больше налогового мультипликатора. Последнее означает, что рост государственных расходов, уравновешенный ростом налогов (DG=DT), приведет к увеличению совокупного спроса.
Причина здесь в том, что при увеличении государственных расходов совокупный спрос сразу же возрастает на соответствующую величину. Напротив, при росте налогов он вначале уменьшается не на всю величину потерянных домашними хозяйствами доходов, но лишь на ту их часть, которая прежде использовалась на потребление (-DT*CY); другую же часть ныне утраченных доходов домашние хозяйства раньше все равно не расходовали, а сберегали.
Посмотрим, каким будет в данном случае изменение совокупного спроса. Поскольку на него воздействуют и повышение государственных расходов, и рост налогов, то:
Поскольку DG=DT:
Таким образом, при росте государственных расходов и налогов на одну и ту же величину совокупный спрос не остается прежним, но возрастает как раз на величину прироста государственных расходов (DY=DG). Иными словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Этот вывод, сделанный норвежским экономистом, лауреатом нобелевской премии Т. Хаавельмо, получил название «теоремы Хаавельмо».
Г. Долгосрочные последствия и эффективность бюджетно-налоговой политики
Здесь самое время задуматься. Если исходить из только что изложенной теории, то получается, что секрет экономического процветания найден. Надо увеличивать государственные расходы, финансируя их повышением налогов. Это обеспечит постоянный рост совокупного спроса, соответственно и ВВП.
На самом деле теорему Хаавельмо не следует понимать как руководство к действию. В действительности повышение государственных расходов стимулирует только совокупный спрос. При этом ВВП может возрасти лишь в том случае, если экономика работает с недогрузкой (рис. 7-2). Если же фактический уровень национального производства близок к потенциальному ВВП, то вместо экономического роста мы получим только повышение цен.
Долгосрочный экономический рост зависит от динамики потенциального ВВП, определяемого количеством труда, капитала и природных ресурсов в экономике, а также техническим прогрессом. В связи с этим встает важнейший вопрос о том, какую бюджетно-налоговую политику государство должно проводить для долгосрочного стимулирования экономического роста.
Среди экономистов нет единого мнения по этому поводу. Одни из них полагают, что задача государства состоит в осуществлении крупномасштабных инвестиционных проектов. В основе такой позиции лежит идея, согласно которой государство лучше частной собственности и рынка способно справится с задачей накопления капитала и стимулирования технического прогресса. Другим приоритетным направлением бюджетной политики призвана стать широкомасштабная социальная поддержка населения. Неизбежный при этом рост государственных расходов должен финансироваться, по замыслу таких экономистов, повышением налогообложения сверхприбылей и больших состояний.
Автору, однако, представляется более перспективной позиция экономистов либерального направления. Последние считают, что стимулирующая бюджетная политика может дать лишь краткосрочный положительный эффект, но губительна в долгосрочном плане, ибо неэффективность государственных расходов в конечном счете подрывает экономический потенциал страны.
В пользу данной концепции свидетельствует, например, такая история.
Франция одно время отставала от Англии по мощи своего военно-морского флота. Чтобы ликвидировать это отставание, французское правительство значительно увеличило свои заказы на суда. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на пушки, паруса, продукцию деревообрабатывающей промышленности и т.д. Совокупный спрос увеличивался в соответствии с эффектом мультипликатора, росло и национальное производство. Вдобавок, в относительно короткие сроки Франция стала обладателем самого крупного в мире флота. Но парусного. В Англии в то время уже строились паровые суда.
Примерно о том же говорит и история СССР, который погиб как раз из-за того, что всеобъемлющий государственный контроль над экономикой в конечном счете привел к отставанию от развитых капиталистических стран в области технического прогресса. Много примеров неэффективного расходования государственных средств дает и современная Россия.
Таким образом, в отличие от частных инвесторов, которые не могут заработать, не удовлетворяя действительные общественные потребности, государство зачастую вкладывает средства в проекты, в долговременном аспекте являющиеся лишь пустой тратой денег. Именно поэтому либеральные экономисты полагают решительное сокращение государственных расходов и налогов непременным условием долгосрочного экономического роста.
Последнее вовсе не означает, что государственный бюджет должен в идеале стремиться к нулю. Прежде всего, существуют общественные блага, производство которых может финансироваться только государством либо региональными властями. Очень важны и контрольные функции органов государственной власти. Для переходной экономики актуально создание институтов эффективного рынка. Что касается социальных расходов, то государство ни в коем случае не должно играть роль всеобщего кормильца. Его задача состоит в создании условий, при которых каждый способный и желающий работать человек мог бы обеспечивать себя сам.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Доходы госбюджета условной страны составляют 1000. При этом непроцентные расходы равны 950, расходы по обслуживанию государственного долга равны 100, а выплаты основной суммы долга составляют 150. Рассчитайте размеры первичного и общего дефицита (профицита) государственного бюджета.
2. Есть данные об экономике и государственном бюджете условной страны в данном году:
ВВП | |
Налоги в государственный бюджет | |
Неналоговые доходы государственного бюджета | |
Расходы на государственное управление | |
Расходы на оборону | |
Непроцентные расходы государственного бюджета | |
Расходы по выплате основной суммы государственного долга | |
Расходы на обслуживание государственного долга | |
Внешние займы | |
Внутренние займы | |
Доходы от приватизации государственного имущества |
Рассчитайте размеры первичного и общего дефицита (профицита) государственного бюджета в абсолютных цифрах и в процентах от ВВП.
3. Охарактеризуйте основные этапы и направления налоговой реформы в России. Полагаете ли Вы, что реформа сделает налоговую систему более эффективной? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Пусть равновесный ВВП в экономике ниже потенциального. Государство увеличивает свои расходы или сокращает налоги. Объясните с помощью графика, как это скажется на экономике. К чему приведет продолжение подобной политики в условиях, когда экономика достигает состояния полной занятости?
5. Пусть предельная склонность к потреблению равна 0,8. На сколько рублей изменится совокупный спрос, если государство увеличит свои расходы на 1000 руб.? Как изменится совокупный спрос, если государство вместо изменения расходов увеличит (сократит) налоги на ту же сумму?
6. Равновесный ВВП в экономике составлял 250. Государство увеличило налоги, взимаемые с частных лиц, на 10, одновременно увеличив на ту же сумму свои расходы. Чему станет равен равновесный ВВП, если предельная склонность к потреблению составляет 0,75? При ответе на этот вопрос следует предположить, что экономика функционирует в условиях недоиспользования имеющихся ресурсов, и краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна. Объясните, почему важна последняя оговорка.
7. В начале 2006 г. размер стабилизационного фонда в России превысил 1,5 трлн. руб. Очень многие предлагают потратить эти деньги на развитие народного хозяйства, помощь бедным и т.п. Известно, что увеличение государственных расходов через эффект мультипликатора ведет к значительно большему приросту ВВП. Почему, тем не менее, Минфин противится этим планам? К каким результатам использование средств стабфонда на самом деле приведет в современных условиях России?
8. Функция совокупного спроса: Y=240-10P. Краткосрочная функция совокупного предложения: Р=20. Потенциальный ВВП составляет 50. Рассчитайте равновесные уровни цен и ВВП. Будет ли экономика находиться в состоянии долгосрочного равновесия?
Какими станут равновесные уровни цен и ВВП, если государство увеличит свои расходы на 2, а предельная склонность к потреблению равна 0,75? Каким должно быть увеличение государственных расходов, чтобы ВВП достиг своего потенциального уровня?
Проиллюстрируйте решение с помощью графика.
9. Первоначально экономика характеризовалась такими данными:
Экономика функционирует в условиях недоиспользования имеющихся ресурсов, и краткосрочная кривая совокупного предложения горизонтальна. Предельная склонность к потреблению при этом равна 0,8. Инвестиционная функция: I=200-25r, где r – реальная процентная ставка, равная 4%. Равновесный ВВП составляет 10000.
Пытаясь стимулировать экономику, государство увеличивает свои расходы на 100. Увеличение расходов покрывается за счет займов. В результате процентная ставка повышается до 5%. Как изменятся совокупный спрос и ВВП, если цены остаются стабильными? Покажите эффект вытеснения частных инвестиций. Как полученные результаты соотносятся с эффектом мультипликатора?
Проиллюстрируйте решение графически.
Рекомендуемая литература
1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ.– М.: 2004.
2. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Макроэкономика. – Учебник. – М.: 2008г.
3. Макконнелл К., Брю С. Эконмикс / Пер. с англ. – М.: 2007.
4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Экономика / Пер. с англ. – М.: 2007.
5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – СПб.: 2008.
6. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 2007.
12.КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА