Прогнозирование стратегического развития региона

По итогам проведенного анализа существующей системы территориального планирования и регионального управления в Псковской области, можно предложить следующие ее направления совершенствования в части системы прогнозирования и целеполагания.

1. Любого типа прогнозы не могут существовать без определенной системы целей и задач, которые стоят перед ними. При этом следует сказать, что все эти цели должны быть взаимосвязаны и обусловливать друг друга. В связи с этим, при составлении и реализации любых прогнозов развития Псковской области, необходимо стремиться к совместимости целей. Также требуется проведение детального учета всех видов ресурсов, которыми располагает регион и которые необходимы для достижения той или иной цели. В настоящее время при составлении стратегических документов некоторые ресурсы не учитываются.

В современных экономических системах особо важно соблюдение следующих главных условий. Во-первых, обязательное соответствие спроса и предложения на все виды ресурсов, продуктов, а также услуг; необходимо создание условий и всех предпосылок достижения такого равновесия. Внешним показателем достижения необходимого уровня сбалансированности в условиях рынка является отсутствие излишков и дефицитов. Во-вторых, обязательно разработка эффективной системы целей прогнозов, а также их реализация, основываясь на последних достижениях научно – технического прогресса. Наконец, необходимо соблюдение соответствия между производством на всех уровнях, в соответствии с конкретными направлениями производственной деятельности должна быть подобрана и их гармоничная комбинация. С учетом вышеизложенного необходимо заметить, что в условиях текущей рыночной экономики при составлении стратегий, прогнозов и планов по развитию Псковской области нужно дать ответы на главные вопросы:

- для кого осуществлять производство и реализацию производимой продукции;

- за счет каких ресурсов и каким образом будет осуществляться производство;

- где должны быть размещены производственные мощности, чтобы не повлиять негативно на сложившуюся систему территории, а только дополнить и оптимизировать ее.

Следующим направлением совершенствования системы территориального планирования рассматриваемого региона является внедрение в практику работы мероприятий по регулярному отслеживанию и учету потребностей всех существующих на данной территории экономических субъектов и объектов, а также последующему отражению и их детализации в системах прогнозных и плановых документов различного уровня.

При этом необходимо учесть, что структура как частных, так и коллективных потребностей постоянно развивается и должна соответствовать реальным условиям требованиям экономических законов рыночной экономики. Разработанные и должным образом обоснованные прогнозы, планы, иные стратегические документы территориального развития городских территорий, которые объективно необходимы в условиях рыночной экономики, должный обеспечить гармоничное и сбалансированное достижение целей общественного развития территории региона в определенный отрезок времени, т.е. они должны служить основой для создания эффективной сбалансированной экономической системы Псковской области.

Еще одним направлением совершенствования регионального управления Псковской областью является совершенствование практики разработки и формирования прогнозов регионального развития.

Глобальные (общие) прогнозы социально-экономического развития как всей страны так и ее субъектов, основаны на частных прогнозах, среди которых выделяют природно-ресурсные, демографические, научно-технические и некоторые другие. Отдельно выделяют прогнозы развития социально-экономической сферы, которые включают характеристики функционирования экономической системы, описание и прогнозирование процессов получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку эффективности использования в хозяйственной деятельности объектов собственности различного уровня (федерального, регионального).

Органы власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития территории на различных уровнях. Указанная деятельность связана, прежде всего с вопросами социально-экономического развития территорий. Для этих все субъекты страны разрабатывают прогнозы, стратегические планы и программы развития территорий, которые включают следующие основные направления:

- создание благоприятных условий для успешного функционирования предприятий, расположенных на территории;

- обеспечение процесса стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- поддержание здорового финансового состояния компаний, расположенных на территории;

- обеспечение бесперебойной упла

ты налоговых сборов в бюджеты городских территорий;

- принятие мер по своевременной поддержки местных товаропроизводителей;

- проведение социально-ориентированной политики при обеспечении деятельности по благоустройству и развитию городских территорий.

Диверсификация экономики региона и достижение высоких темпов экономического роста: развитие сектора транспортных перевозок и логистических услуг.

Прогнозирование стратегического развития региона - student2.ru

Рис.8.

1. Реализация на территории региона «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров»

формирование таможенно-логистических комплексов на границе: согласование площадок для формирования таможенно-логистических терминалов (ТЛТ): наиболее перспективными направлениями для формирования ТЛТ являются территория возле МАПП «Бурачки», МАПП

«Шуминкино», МАПП «Куничина гора», МАПП «Убылинка».

- модернизация инфраструктуры границы:

- модернизация ММАПов и ЖДПП;

- переоборудование и модернизация пункта упрощенного пропуска «Убылинка», «Бурачки»,

- переоборудование и модернизация пунктов упрощенного пропуска «Лудонка».

Прогнозирование стратегического развития региона - student2.ru

Таб.2.

На настоящий момент нормативно-правовая база в сфере планирования и развития Псковской области еще не до конца сформирована. Отсутствуют утвержденные правила по разработке прогнозов и планов развития территории, отсутствуют четкие требования к структуре и содержанию документов планирования и развития территории муниципальных образований.

Здесь также следует отметить необходимость повышения эффективности деятельность региональных органов власти, ответственных образований планируются показатели развития территории Псковской области. Структурные подразделения, которые на постоянной основе занимаются плановой и прогнозной работой должны неукоснительно соблюдать последовательность разработки планов развития Псковской области и муниципальных образований региона:

Первый этап - это составление концепции развития. Данный этап включает в себя проведение анализа среды деятельности, оценки преимуществ и недостатков, выявление тех ресурсов, которые имеет город, а также составление перечня внешних и внутренних факторов воздействия. Также производится обоснование целей и задач по развитию территории, по итогам которого, должны быть четко определены стратегическое приоритеты и основные направления развития города;

Вторым этапом является разработка программ развития городских территорий и проведение оценки их эффективности. Все региональные программы социально-экономического развития, которые были приняты за последние годы, можно классифицировать по трем группам: а) традиционные, б) гармонично увязанные с концепциями развития городских территорий; в) содержащие определенные механизмы по реализации;

Третий этап – это проведение мониторинга реализации, использование механизмов получения обратной связи. По завершению этого этапа в действующие планы и программы развития территории могут быть внесены различные корректировки и дополнения, полученные посредством обратной связи.

Планы региональных и местных бюджетов входят в состав бюджетной системы всего государства. В соответствии с этим, необходимо использование следующих принципов:

1) принципа связи с бюджетной системой всей страны;

2) принципа самостоятельности, что подразумевает возможность использования полученных доходов для приоритетных направлений развития территорий.

В целях обеспечения нормального функционирования бюджетной системы региона чрезвычайно важна корректная реализация приведенных выше принципов и, а также основного принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы для территориальных бюджетов. Этот принцип предполагает разделение функций различных уровней государственной власти, а также обусловливает необходимость наличия механизма распределения доходов бюджета по различным уровням бюджетной системы страны. Доходная часть бюджетного плана региона состоит из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории области появляются за счет поступления ряда региональных налогов, а также отчислений от регулирующих налогов и различных дополнительных источников, в том числе и местных надбавок к федеральным и региональным налогам.

К заемным средствам регионального бюджета относятся бюджетные ссуды, краткосрочные кредиты коммерческих банков, а также доходов, получаемых от выпуска муниципальных займов (облигаций) для привлечения инвестиционных средств. Средства бюджетного плана также включают различного рода дотации, субвенции, федеральные субсидии, трансферты из фонда поддержки регионов, а также ряда других фондов. Основными расходами бюджета региона, города, (любого муниципального образования) являются затраты на образование, здравоохранение и административное управления, в соответствии с территориальным делением. Бюджетные планы городской территории (территории конкретного муниципального образования) ставят целью использование суммы своих доходов для обеспечения роста благосостояния именно данной территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обеспечение стабильного социально-экономического развития регионов и повышение уровня жизни проживающего населения является ключевой целью государственного управления в настоящее время. Задачами, которые необходимо решить в рамках достижения указанной цели является оказание содействия и поддержки населению различных категорий, а также некоторым предприятиям и организациям, так как на настоящий момент становится очевидной проблема растущей технологической и инновационной отсталости. В этой связи, поддержка органов власти всех уровней должна быть направлена на повышение их конкурентоспособности.

Такую работу необходимо проводить целенаправленно, в соответствии с выработанными документами стратегического планирования и развития. Роль и значение подобных документов для социально-экономического развития территории регионов трудно переоценить. Процессы стратегического управления (разработка образа будущего, определение целей, формирование стратегии, осуществление стратегических изменений и оценка деятельности) тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Работа по реализации закрепленных положений в стратегии регионального развития должна вестись на всех уровнях власти, в том числе и органах местного самоуправления.

Важнейшим показателем успешности достижения целей и решения поставленных задач в Стратегии является отчет о реализации стратегии социально-экономического развития региона. По итогам работы представляется целесообразным законодательно закрепить подготовку ежегодных докладов на уровне глав субъектов РФ о фактическом достижении показателей, запланированный региональной Стратегией социально-экономического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003, № 131-ФЗ

2. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Роль РФ в обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО// Вестник КГТУ. 2012 - №4 с. 176-179

3. Гилязова А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма // Вестник КГТУ 2012 - №12 с. 178-190

4. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление Региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001-176

5. Кормановская И.Р., Ренкас Н.Н. Оценка эффективности управления устойчивым развитием региона // Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2009.

6. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. М.: Экзамен, 2002 – 518 с. Материалы Союза муниципальных образований Республики Татарстан.

7. Машковцев П.В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник КГТУ. 2012 - №3 с. 176-179

8. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440

9. Санжапов Б.Х., Калина И.С. Моделирование принятия решений при стратегическом планировании устойчивого развития региона // Известия Волгоградского Государственного технического университета. 2006 - № 4 89- 91с.

10. Хайруллов Д.С. Формирование системы государственного регулирования процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. Казань: Фэн. Академия наук РТ, 1997 -224 с.

[1] Зайцева О. В. Маркетинг города и процессное управление в основе стратегического развития муниципального образования // Символ науки. 2016. №3-1 С.72-74.

[2] Теоретические аспекты устойчивого развития региональных социально-экономических систем // Псковский регионологический журнал.

[3] Богославец Д. М. Анализ подходов к стратегическому планированию агломераций // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №2 (13) С.52-58.

Наши рекомендации