Статистические показатели развития Псковской области
Глубинные проблемы социально-экономического развития Псковской области
1. Депопуляция. Численность населения региона сократилась с 2000 года на 97 тыс человек
(при этом численность городского населения сократилась на 46 тыс человек, сельского населения — на 50 тыс человек).
2. Низкий уровень жизни населения.
3. Низкий уровень развития экономики региона. Показатель ВРП на душу населения Псковской области составляет 88 966,6 рублей, что более чем в 2 раза меньше, чем средний ВРП на душу населения в СЗФО и РФ. Основными причинами являются:
- структура экономики, в которых преобладают низкотехнологичные и проблемные сектора;
- экономгеографическое положение региона: территория области находится на периферии экономического влияния крупнейших столичных агломераций;
- низкий уровень использования объективных преимуществ региона в силу внешних обстоятельств (историко-культурного потенциала, приграничного положения и т.д.).
4.Низкий бюджетный потенциал.
5.Несоответстви
е ключевых инфраструктур (прежде всего, системы расселения) экономическим и демографическим тенденциям.
Рис. 4. Денежные доходы на душу населения(руб.,2016г.)
Рис.5 Бюджетная обеспеченность на душу населения.
Принимая во внимание различные сценарии развития, были построены прогнозы для ключевых секторов экономики области, которые включают следующие направления:
- прогнозы роста выручки в каждом секторе;
- прогноз уровня производительности труда;
- прогноз по среднему уровню заработной платы;
- проведена оценка экспортного потенциала региона;
- проведен анализ возможных проблем и сдерживающих факторов для развития различных отраслей экономики Псковской области.
Рис. 6 Количество предприятий в приоритетных для развития отраслях экономики региона.
Таб.1.Возможное и необходимое увеличение финансирования областных долгосрочных целевых программ социальной направленности:
Риски и возможности региона в новых социально-экономических условиях.
1. Снижение инвестиционной активности > «заморозка» крупных инвестиционных проектов, планировавшихся для реализации в регионе (лесопромышленный комплекс, нефтепереработка).
2. Рост уровня безработицы > снижение уровня жизни населения.
3. Снижение объема и трансформация ряда российских отраслевых рынков (транспортные перевозки, строительство, электротехника) > снижение объемов производства на предприятиях региона.
4. Снижение доход
ной части бюджета (на 2017 год запланировано 10,1 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета области, что ниже уровня 2014 года на 12,2%) > рост дефицита бюджета.
1. Трансформация ряда отраслевых российских рынков (туризм, агропромышленный комплекс и т.д.) > возможность нарастить присутствие предприятий региона на данных рынках.
2. Снижение занятости в мегаполисах > возможность возвращения активного населения на территорию Пс
ковской области.
3. Реализация федеральных программ, направленных на развитие отдельных секторов и территорий > возможность привлечения дополнительных финансовых средств, а также формирования и развития отдельных секторов экономики.
В связи с тем, что территория области неодинакова по условиям развития экономики, в рассматриваемом документе область поделили на четыре территориальные зоны, которые объединяют районы области. В составе данных четырех зон:
- лесопромышленная зона;
- промышленная и научно-образовательная зона;
- инновационная зона;
- агропромышленная зона.
В основе пространственной организации планирования территории региона лежит принцип по выравниванию существующей территориальной неравномерности при создании экономических и социальных условий жизни центральных и периферийных районов области. В этой связи Стратегией развития предусмотрено создание на периферийных территориях больших объемов капитального строительства ряда объектов производственной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Предусмотренные мероприятия по формированию зон активности и зон опережающего развития, а также организация новых опорных центров развития экономики, промышленных зон также закладывает основу для улучшения качества жизни населения на отдаленных от центральных частей региона территориях.
В качестве опорных центров расселения населения Псковской области, выделяют городские поселения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей городского и сельского населения в пределах полуторачасовой транспортной доступности главного города-центра, часовой доступности среднего и малого города-центра. В этой связи, совершенствование транспортной инфраструктуры имеет ключевое значение для перспективного расселения, так как обеспечивает взаимоувязанное развитие как городских, так и сельских поселений.
Далее кратко перечислим цели, которые предусмотрены основными стратегическими документами планирования и развития рассматриваемого региона. К ним относятся:
- цели региональной политики в области градостроительства, учитывающие текущие социально-экономические, природно-климатические и прочие условия;
- цели по увеличению экономического потенциала региона за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, полного и рационального использования ресурсного потенциала территории, реализации эффективных инвестиционных проектов в различных отраслях хозяйственного комплекса, проведения работы по оптимизации структуры занятости населения;
- цели по недопущению оттока населения, в основном молодежи в другие регионы страны;
- цели по разделению территории области на экономические районы с различной отраслевой специализацией, а также выделение зон опережающего развития;
- цели по модернизации транспортной инфраструктуры области, формирование предложений по приоритетным направлениям ее развития, включая создание новой сети автомобильных дорог, разноуровневых развязок; также обеспечение развития речных портов, аэропортов, транспортно-логистических комплексов;
- цели по созданию новой и модернизации существующей инженерной инфраструктуры совместно со строительством востребованных инженерных объектов (объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
К текущим недостаткам процессов регионального планирования и прогнозирования рассматриваемого субъекта РФ эксперты относят на данный момент следующие:
- отсутствие четкости в разрабатываемых стратегических планах, которые пока еще во многом напоминают общие декларации, а не четкие документы по управлению развитием территории;
- недостаточность уделяемого внимания вопросам подготовки долгосрочных планов и программ развития территории, что обусловлено имеющейся нехваткой стабильности окружения (политического, экономического) для прогнозирования и планирования;
- недостаточность связей между разрабатываемыми долгосрочными и текущими планами по развитию территории региона;
- поверхностный анализ существующей экономической среды территории, слабо выраженное выявление и обоснование тенденций по развития городских территорий и имеющихся в распоряжении ресурсов;
- слабое соотношение федеральных, региональных и систем территориального планирования муниципальных образований;
- слабое обеспечение заявляемых программных мер конкретными действенными механизмами по их осуществлению;
- отсутствие предусмотренных механизмов мониторинга реализации и контроля разработанных и выполняемых стратегических планов и программ территориального развития.
Основной частью региональной системы регулирования социально – экономических отношений территории является деятельность местных властей - городских, районных, сельских. Их сфера воздействия - деятельность организаций и учреждений, которые расположены на их территории и относящиеся к их сфере ответственности. В основном, в системе городов это предприятия малого бизнеса, организации здравоохранения, органы обеспечения законности и правопорядка, а также органы социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства и ряд других. В целях проведения регулирования их деятельности администрацией городских территорий используются самые различные средства, одним из наиболее важных является планирование основных показателей работы. Экономическое прогнозирование органов власти используется в таких сферах, как:
- определение экономического потенциала территории;
- определение состояния рынка труда по показателям уровня безработицы, занятости населения по отраслям и секторам экономики;
- состояние транспортной инфраструктуры, а также жилищно-коммунального хозяйства;
- прогнозирование уровня жизни населения, используя показатели динамики численности населения, отношения среднедушевых доходов к прожиточному минимуму.
Все рассмотренные выше цели и мероприятия, которые отражены в стратегических документах планирования и развития Псковской области, направлены на сокращение разрыва между экономическими потенциалами и качеством жизни в различных муниципальных образованиях региона и обеспечение стабильного социально-экономического развития всей области.
Как отмечалось выше, цель стратегии регионального развития и территориального планирования – это обеспечение полного (комплексного) и наиболее эффективного социально-экономического развития соответствующей территории. Назначение этой работы состоит в формировании обоснования ключевых направлений и стратегических перспектив развития региона, а также предоставлении актуальной информации для выработки экономической и социальной политики, принятия необходимых управленческих решений. В связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике, которая имеет наблюдается в настоящее время, данная работа приобретает все больше черт вероятностного характера.