Лекция 2.1. Общественное благо
Аннотация.Лекция является основополагающей для формирования концептуальных представлений об общественном секторе, его роли в производстве общественных благ. В лекции определяются основные свойства общественных благ, специфика формирования и выявления спроса на них.
Ключевые слова:общественное благо, смешанное благо, равновесие Линдаля.
Методические рекомендации.Основной целью темы «Общественное благо» является формирование у обучаемых представлений об одной из основных функций государства в экономике – производство общественного блага.
Тема содержит блок материалов, представленных в виде: лекции, практических заданий, вопросов для самостоятельной работы. Именно в таком порядке рекомендуется осваивать предложенный материал.
1. Понятие "общественное благо" и его основные свойства.
Классификация общественных и социально значимых благ.
Специфика формирования спроса чистых и смешанных общественных благ.
Цена и равновесие Линдаля.
1. Понятие "общественное благо" и его основные свойства.
Общественное благо-благо, использование или потребление которого приносит выгоду в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
Общественные блага обладают свойствами: неконкурентностьинеисключаемость.
Классификация общественных и социально значимых благ.
1. Чистое общественное благо;
2. Смешанные общественные блага:
2а) блага совместного потребления;10
2б) клубные блага;
2в) социально-значимое благо;
2г) перегружаемое благо;
2д) коллективные блага.
Специфика формирования спроса чистых и смешанных общественных благ.
При формировании спроса на частные блага цена информирует о вкусах и предпочтениях потребителей, при этом спрос определяет количество блага, которое потребители готовы приобрести при одной и той же цене. В случае с общественным благом количество благо задано и потребители определяют готовность платить за его производство и использование. Предельная готовность платить позволяет определить индивидуальные предпочтения потребителей. При этом индивидуальные предельные готовности платить могут быть разные, главное, что индивидуальные платежи в сумме компенсировали издержки на производство общественного блага.
Выявить индивидуальные предпочтения потребителей и их готовность платить за общественное благо —сложно, поэтому спрос на общественное благо выявляется косвенно с помощью механизма общественного выбора, общественных опросов, а также метода аналогии с рыночными ценами.
Равновесие достигается при уравновешивании кривых спроса и предложения на общественное благо.
Цена и равновесие Линдаля.
В модели Линдаля предполагается, что потребителей общественного блага не скрывают друг от друга индивидуальные предпочтения и функции готовности платить. Тогда равновесие будет достигнуто на основе их единодушного решения.
Модель Кларка-Гроувсапредлагает процедуру выявления индивидуальных предпочтений потребителей в больших группах. Процедура строится таким образом, что участникам становится не выгодно скрывать свои предпочтения. Выявление предпочтений основывается на обособлении решении каждого индивида и его предпочтения соотносятся с размером специального налога.
Список литературы
Основная литература
Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учебное пособие. – М.: ИНФРА'М, 2008. – (Высшее образование). – 343 с.
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики Экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
Myles, G. Public Economics. New York, NY: Cambridge University Press, 1995.
Дополнительная литература
1. Таллок Г. - Общественные блага, перераспределение и поиск ренты: монография / пер.с англ. Л.Гончаровой. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. - 216 с.
2. Bergstrom T., Blume L., and Varian H. On the Private Provision of Public Goods // Journal of Public Economics. - 29 (1986), 25-49.
Лекция 2.2 Теория клубов
Аннотация.Лекция является основополагающей для формирования концептуальных представлений об общественном секторе, его роли в производстве клубных благ. В лекции определяются основные свойства клубных благ, специфика определения оптимума при их производстве.
Ключевые слова:клубное благо, смешанное благо.
Методические указания.Основной целью темы «Теория клубов» является формирование у обучаемых представлений об одной из основных функций государства в экономике – производство общественного блага, в частности клубного блага. Тема содержит блок материалов, представленных в виде: лекции, практических заданий, вопросов для самостоятельной работы. Именно в таком порядке рекомендуется осваивать предложенный материал.
1. Понятие "клубное благо" и его основные свойства.