Инвестиции и их влияние на экономическую безопасность.
Проводимые в настоящее время глобализационные процессы набирают силу и охватывают как мировую экономику в целом, так и Республику Казах-стан в частности, и становятся важной детерминантой экономического, полити-ческого и социального развития государства. Как результат либерализации хо-зяйственной жизни и вовлеченности экономики в глобальную мирохозяйствен-ную систему происходит процесс активизации привлечения иностранного капитала в национальную экономику.
Однако в политике привлечения иностранного капитала, на наш взгляд, важно не столько стремление к увеличению объема использования вложений, сколько выбор приоритетного направления инвестирования. Следует обратить внимание на проблемы, игнорирование которых может привести к усилению зависимости экономики Казахстана от иностранного капитала.
В настоящее время наблюдается значительная неравномерность инвестиционной активности иностранного капитала по отраслям и сферам национальной экономики. В отраслях топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов, а также в сфере обращения инвестиционная активность иностранного капитала значительно выше, чем в большинстве предприятий реального сектора экономики, производящих продукцию конечного потребления. Такая неравномерность закрепляет сложившиеся диспропорции и обрекает экономику Казахстана на преимущественно сырьевую направленность и зависимость от зарубежных рынков сбыта и источников многих видов сырья.
Складывающиеся диспропорции по отраслям и сферам закрепляются на уровне экономического развития регионов из-за крайне неравномерного регионального распределения капиталовложений. Значительные структурные диспропорции во вложении иностранного ка-питала в экономику Казахстана во многом объясняются отсутствием на государственном уровне эффективной промышленной политики, стремлением предприятий с иностранными инвестициями к посреднической деятельности, дающей из-за разницы внутренних и мировых цен огромные доходы. Поэтому приток иностранных инвестиций в Казахстан необходимо регулировать исходя из принятой модели промышленной политики, т. е. эти инвестиции не должны создавать угрозу экономической безопасности страны. Казахстан еще не миновал период становления новой государственности, и вопросы экономической безопасности для него должны иметь первостепенное значение.
В этих условиях соблюдение национальных интересов посредством обеспечения экономической безопасности является одной из самых важных задач развития Казахстана. При этом экономическая безопасность отнюдь не означает препятствий или тотальных ограничений перелива иностранных капиталов с международных рынков на казахстанский. Она означает упорядочение этих процессов, достигаемое, прежде всего, государственным регулированием с учетом конкретных иностранных инвестиционных вложений, которые могут оказать влияние на национальные интересы.
Элементами государственного регулирования, привлечения и использо-вания иностранных инвестиций должны выступать:
- специальные законы, которые регламентируют порядок ввоза и функционирования прямых иностранных капиталовложений, контроль за ними со стороны властей и местного партнера и т. д.;
- органы, которые контролируют прямые иностранные капиталовложения на территории страны;
-валютный контроль;
-система налогообложения;
-антимонопольное регулирование;
-система и правила отчетности иностранных инвесторов;
-правовая защита иностранных инвестиций и процедура решения споров.
Одним из главных инструментов регулирования иностранных инвестиций является налоговая политика. Обеспечивая возможность влиять на потоки и размещение иностранного капитала, налоговые рычаги позволяют привести в определенное соприкосновение микроэкономическую логику иностранных инвесторов с макроэкономическими критериями эффективности осуществляемых ими капиталовложений. Налоговое регулирование использования иностранного капитала превращается, таким образом, в важный элемент политики структурных преобразований, подчиняющийся определенным стратегическим целям.
мировой опыт свидетельствует, что при формировании политики привлечения иностранного капитала следует учитывать опасность чрезмерного расширения спектра налоговых, таможенных и валютно-торговых привилегий иностранным инвесторам. Следование подобному курсу может обернуться ухудшением конкурентных позиций местных предпринимателей и усилением монополизма в зонах промышленного производства, где еще не утвердилась национальная буржуазия; увеличением потерь бюджета от сокращения налогов на прибыль филиалов транснациональных компаний и сокращением прироста валютной выручки.
Льготы иностранным инвесторам должны предоставляться только при выполнении следующих условий:
-содействие росту занятости населения;
-содействие мелкому и среднему предпринимательству;
- проведение в стране научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
-содействие проведению региональной политики;
-содействие расширению экспорта готовой продукции.
В отношении иностранных инвестиций следует проводить избирательную политику, суть которой сводится к принятию мер рыночного характера, направленных на ограничение притока краткосрочных капиталов и на одновременное стимулирование притока долгосрочных вложений, не-обходимых для реализации стратегии развития, главными элементами ко-торой являются увеличение объема и диверсификация экспорта.
Таким образом, принимая меры к расширению притока иностранного капитала в республику, необходимо научно обосновывать пути и меры эффективного его регулирования и использования, прежде всего в интересах экономической безопасности. Контролирование иностранным капиталом целых сфер национальной экономики может оказывать отрицательное воздействие не только в чисто экономическом плане, препятствуя развитию здесь национального производства, но и в социальном и политическом аспектах. Процесс привлечения иностранного капитала должен находиться под государственным контролем и стать одной из приоритетных сфер государственного регулирования.