Теория народонаселения Т.Мальтуса.
Томас Мальтус (1766-1834, Великобритания).
Основной труд – «Опыт о законе народонаселения».
Рис 10. Томас Мальтус
Основная идея: численность населения растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической – рис. 11, поэтому: 1) проблема нехватки жизненных благ и бедности с течением времени будет только усугубляться; 2) помощь нуждающимся не имеет смысла, так как это приведет к еще большему «демографическому взрыву».
Рис. 11. Кризис человечества по Мальтусу
Теоретические положения и вклад в науку Ж.Б. Сэя.
Жан Батист Сэй (1767-1832, Франция).
Основной труд – «Трактат политической экономии».
Рис 12. Жан Батист Сэй
Вклад в науку, основные идеи.
- Определение стоимости благ. В отличие от Смита и Рикардо, Сэй во главу угла ставит не трудовые затраты на производство благ, а их полезность: «Полезность сообщает предметам ценность», «Что ни на что не годится, тому не дают никакой цены». Соответственно производителен любой труд, создающий полезность, независимо от вида и сферы труда.
- Теория факторов производства. В процессе производства участвуют три фактора, три равнозначных источника ценности: труд, земля и капитал. Цена каждого фактора определяется, с одной стороны – предложением этого фактора, с другой – спросом на товары. Цена фактора – это, по сути, тот доход, который получит его владелец: рабочий – зарплату, землевладелец – ренту, предприниматель – прибыль.
- Закон рынков, или «тождество Сэя» - «производство всегда равняется потреблению».
Рис 13. «Закон рынков» или «Тождество Сэя»
В условиях свободной конкуренции, когда цены, заработная плата и процентная ставка абсолютно гибкие, подвижные, перепроизводство товаров и массовая безработица невозможны, а кризисы, если и случаются, то носят случайный и временный характер.
Таким образом, теория Сэя – это теория равновесия и экономической гармонии.
Значение школы классической политэкономии для развития экономической науки
Итак, заслуга классиков в том, что они выдвинули ряд положений, создавших основу экономической науки.
- Определяли экономическую науку как науку о богатстве.
- Придерживались трудовой теории стоимости.
- Утверждали, что цена товара включает в себя заработную плату, прибыль, процент и ренту.
- Рассматривали каждый их этих видов доходов, принципы их формирования, их динамику.
- Исследовали взаимосвязь между ростом численности населения и благосостоянием нации.
- Отстаивали идею саморегулируемости рыночной экономики.
- Определили роль денег как средства обращения.
- Рассматривали проблемы и принципы налогообложения.
- Рассуждали о роли государства в рыночной экономике.
- Разрабатывали теорию международного разделения труда и международной торговли.
Тема 4. Историческая школа политэкономии и экономические взгляды социалистов-утопистов
Историческая школа
Главная идея: универсальные экономические теории не имеют практической пользы, так как хозяйство каждой страны уникально и развивается по своим собственным, присущим только ему закономерностям. Поэтому задача экономической науки – изучать национальные хозяйства в их историческом развитии.
Основоположник исторической школы – Фридрих Лист (1789-1846, Германия). Основной труд – «Национальная система политической экономии».
Основные идеи:
- теория производительных сил. Для экономического процветания страны важно, чтобы люди не только занимались каждый своим делом, но и чтобы они были объединены общей идеей, стремлением к общей цели. Тогда в стране формируются производительные силы и экономика эффективно развивается.
- теория стадий производства: вначале нации проходят состояние «дикости», затем преобладает «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние, в заключительной стадии гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля. Каждой стадии должна соответствовать экономическая политика государства, направленная на развитие производительных сил.