РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи
РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи
Тема 1. История экономических учений как наука. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья
Предмет истории экономических учений
История экономических учений - важная учебная дисциплина в подготовке экономистов. Это связано с тем, что экономическая наука в своем развитии прошла длинный и сложный путь. Каждый крупный вопрос экономической науки имеет свою историю. Экономика постоянно развивается, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению экономических проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы. Поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.
Экономическая мысль Древней Греции. Вклад Древнего Рима в экономическую науку и хозяйственную практику
Считается, что экономическая мысль зародилась в Древней Греции, ведь именно древнегреческие мыслители первыми начали выделять экономические понятия и анализировать экономические явления, не случайно само слово экономика – греческого происхождения и в переводе означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Первым человеком, употребившим понятие «экономика», был древнегреческий мыслитель Ксенофонт.
Но наиболее интересными с точки зрения современной науки являются экономические воззрения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Он не использовал привычные для современных экономистов термины, в то же время сумел нащупать и обозначить проблемы, которые впоследствии оказались в центре внимания экономической науки. Назовем его основные идеи из области экономики.
- Задавался вопросом: что лежит в основе обмена? Отвечал так: заинтересованность людей в той или иной вещи. Измерителем ценности вещей служат деньги.
- Утверждал, что следует различать богатство истинное и мнимое. Истинное богатство – сумма необходимых человеку благ. Мнимое богатство – бесцельное и бесконечное накопление денег и вещей.
- Также различал экономику и хрематистику. Экономика – производство необходимых для жизни вещей и их справедливый обмен. Хрематистика – деятельность, направленная на обогащение. В частности, к хрематистике Аристотель относил ростовщичество и спекулятивную торговлю.
Рис 1. Аристотель
- Размышлял о принципах распределения доходов. Говорил, что есть справедливость распределяющая – каждому по заслугам, и справедливость уравнивающая – предполагает равную долю для всех.
Аристотель и другие древнегреческие мыслители акцентировали внимание на проблемах хозяйственной этики.
А вот заслуга древнеримских деятелей заключается в определении и детальной разработке правовых норм хозяйственной деятельности, в первую очередь – права частной собственности.
Тема 2. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия
Меркантилизм
Меркантилизм – система экономических взглядов и экономическая политика, получившие распространение в европейских странах (в том числе и в России) в 16-17 вв. и выражавшее интересы торговой буржуазии. Становление и развитие меркантилизма тесно связано с эпохой Великих географических открытий, бурным развитием мировой торговли и экономическим взлетом европейских стран в этот период.
Основные положения.
- Источник богатства страны – во внешней торговле. При этом важно продавать другим странам товаров на большую сумму, чем покупать у них, то есть необходимо придерживаться активного торгового баланса.
Рис 4. Торговый баланс страны
В результате в стране будут накапливаться драгоценные металлы, а это и есть богатство.
- Не копить деньги как сокровище, а вкладывать их в производство товаров, в первую очередь востребованных на мировом рынке, и в дальнейшее развитие торговли.
- Ограничивать приток в страну иностранных товаров.
Представители меркантилизма:
- Томас Мэн (Англия) – его называли стратегом торговли, а его труд «Богатство Англии во внешней торговле» - Библией меркантилизма.
- Антуан де Монкретьен (Франция)
- Иван Тихонович Посошков (Россия).
Достоинства меркантилизма:
- меркантилизм – первая в истории экономической науки экономическая школа: меркантилизм – это стройная система взглядов, множество последователей;
- разработка экономической политики, направленной на усиление экономической и военной мощи стран. Важно: в России политику меркантилизма проводил Пётр I;
- вклад в теорию международной торговли.
Недостатки:
- узкая трактовка источника богатства и прибыли (только торговля), поверхностное понимание самого богатства (драгоценные металлы);
- сдерживающее влияние на развитие мировой торговли (негативное отношение к импорту).
2. Школа физиократов. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ
Возникла во Франции в 17 в. в противовес меркантилизму.
Основная идея: источником богатства является земля, и только в сельском хозяйстве создается новый продукт. В других сферах хозяйства продукт не создается, а только меняет свою форму и перераспределяется.
В соответствии с этой концепцией физиократы делили общество на:
- производительный класс – земледельцы
- класс собственников земли
- непроизводительные классы – все остальные.
Представители школы физиократов: Р.Тюрго, П.Бугильбер, Ф.Кенэ.
Особого внимания заслуживает основоположник школы физиократов, автор «Экономической таблицы» Франсуа Кенэ (1694 - 1774, Франция).
Рис 5. Франсуа Кенэ
«Экономическая таблица» Ф.Кенэ – это первая в истории экономической науки модель воспроизводства общественного продукта. Для того, чтобы проследить его движение, Ф.Кенэ разделил общество на 3 класса: фермеры, землевладельцы и ремесленники – рис. 6.
Рис 6. Схематичное изложение экономической таблицы Ф.Кенэ
Таким образом, «Экономическая таблица» Кенэ показывает:
- как образуются доходы и каковы их масштабы
- структуру экономики: соотношение между сельским хозяйством и ремесленным производством
- какая часть доходов тратится на личное потребление, какая – на производственное
- равенство совокупных доходов совокупным расходам.
Основные идеи
- Богатство нации создается трудом. Однако Смит считал производительным только труд в материальном производстве. Труд по оказанию услуг полезен, но непроизводителен – считал он, «ибо услуги исчезают в самый момент их оказания».
- Продукты труда создаются не для себя, а для обмена. В основе обмена лежит разделение труда. Разделение труда играет решающую роль в увеличении производительности труда и росте национального богатства.
- Смит подчеркивает взаимовыгодность рыночного обмена. Покупая результат чужого труда, мы экономим собственный труд.
- Центральной фигурой экономики является «экономический человек» - это любой участник рынка, который стремится к собственной выгоде и действует рационально.
- В то же время «невидимая рука» рыночных сил направляет деятельность людей о общественно полезное русло. Действуя в условиях рынка, каждый стремится к собственной выгоде, к получению максимально возможного дохода, а в итоге делает что-то полезное для общества, удовлетворяет потребности других людей и способствует экономическому развитию.
- Исследование стоимости и цены. Смит выдвигает два положения: 1) в примитивных обществах цена определяется затратами труда; 2) в более развитом обществе цена включает в себя заработную плату, процент на капитал, земельную ренту и предпринимательскую прибыль.
- Роль государства сводится к роли «ночного сторожа». Государство должно выполнять три функции: - защита страны от внешних угроз; - организация правосудия; - содержание общественных учреждений. Вмешиваться в деятельность рынка государство не должно.
- Деньги играют в экономике роль технического средства, облегчающего обмен. При этом собственной стоимостью они могут и не обладать. «Деньги – величайшее колесо обращения».
Таким образом, Адам Смит – основоположник теории рынка и либерального направления экономической мысли. Представители этого направления отстаивают идею о том, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму. Известные труды многих ученых базируются на теоретических положениях А.Смита.
Историческая школа
Главная идея: универсальные экономические теории не имеют практической пользы, так как хозяйство каждой страны уникально и развивается по своим собственным, присущим только ему закономерностям. Поэтому задача экономической науки – изучать национальные хозяйства в их историческом развитии.
Основоположник исторической школы – Фридрих Лист (1789-1846, Германия). Основной труд – «Национальная система политической экономии».
Основные идеи:
- теория производительных сил. Для экономического процветания страны важно, чтобы люди не только занимались каждый своим делом, но и чтобы они были объединены общей идеей, стремлением к общей цели. Тогда в стране формируются производительные силы и экономика эффективно развивается.
- теория стадий производства: вначале нации проходят состояние «дикости», затем преобладает «пастушеский быт», «земледельческое», «земледельческо-ремесленное» состояние, в заключительной стадии гармонично развиваются сельское хозяйство, промышленность и торговля. Каждой стадии должна соответствовать экономическая политика государства, направленная на развитие производительных сил.
Основные идеи
- Главным «врагом» общества считал частную собственность. На фабрике, где был управляющим, задался целью создать «идеальную промышленную общину», гарантирующую как благополучие трудящихся, так и высокую производительность и высокие прибыли. Предпринял ряд успешных шагов для воплощения этой идеи.
- Выдвинул идею трудовой коммуны, или общины. Будущее общество представлял в виде совокупности самоуправляющихся общин. В общине производится и сельскохозяйственная, и промышленная продукция, средства производства общие, эксплуатация отсутствует. Вместо денег используются квитанции, в которых указывается количество труда. Р.Оуэн сумел создать ряд экспериментальных коммун в Великобритании и США.
Активная деятельность Р.Оуэна способствовала развитию кооперативного движения в Великобритании и введению более гуманного трудового законодательства.
Таким образом, главная заслуга социалистов-утопистов – в том, что они заостряли внимание на проблеме социального неравенства и социальной несправедливости.
Вопросы для самоконтроля
1. Чем полезен курс «История экономических учений», каково его место в системе экономических знаний?
2. Поясните истоки возникновения термина «экономика».
3. Охарактеризуйте основные экономические воззрения Аристотеля.
4. Что Аристотель понимал под «экономикой» и что – под «хрематистикой»?
5. В чем суть учения Фомы Аквинского о справедливой цене?
6. Как повлияло протестантское движение на развитие экономики в ряде стран Запада?
7. Назовите отличительные черты меркантилизма.
8. Назовите основных представителей меркантилизма.
9. В чем заключается основная идея школы физиократов?
10. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф.Кенэ?
11. Что означает термин «политэкономия»?
12. И меркантилизм, и классическая политэкономия зародились в Англии. Почему?
13. Охарактеризуйте вклад в экономическую науку У.Петти.
14. В чем заключаются основные идеи и положения Адама Смита?
15. Что подразумевал А.Смит под «невидимой рукой» рыночных законов?
16. А.Смит считается основоположником либерального направления экономической мысли. В чем суть экономического либерализма?
17. В чем заключается вклад в экономическую науку Д.Рикардо?
18. Какую проблему Д.Рикардо считал основной проблемой экономической науки?
19. Обрисуйте основные положения теории ренты Д.Рикардо.
20. В чем видели источник богатства страны: меркантилисты; физиократы; представители классической политэкономии?
21. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?
22. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторной теории стоимости. Каковы основные положения этой теории?
23. В чем суть закона рынков Ж.Б. Сэя? При каких условиях тождество Сэя будет выполняться?
24. В чем заслуга классиков, их вклад в экономическую науку?
25. В чем заключается главная идея исторической школы?
26. Какой смысл вкладывал в понятие «производительные силы» Ф.Лист?
27. В чем заключается основная идея экономической школы социалистов-утопистов?
28. На каких проблемах рыночной системы свободной конкуренции заострял внимание С.де Сисмонди? В чем он видел источник этих проблем?
29. Каким видел будущее справедливое общество А. де Сен-Симон?
30. В чем заключаются основные идеи Р. Оуэна, его вклад в социальный прогресс?
РАЗДЕЛ 1. Экономическая мысль доиндустриальной эпохи