Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа
ЛЕКЦИЯ № 14
по дисциплине «Экономическая теория»
Раздел IV. Макроэкономика
Тема 14.Макроэкономика: цели, задачи и структура
Занятие 1. Макроэкономика: цели, задачи и структура
Обсуждены на заседании
предметно-методической комиссии
экономической теории
«___» __________ 200_ г.
протокол №__
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить предмет макроэкономики как составной части экономической теории и особенности макроэкономического анализа.
2. Уяснить сущность общественного производства как процесс непрерывного производства производительных сил и производственных отношений с присущей ему структурой и пропорциями.
3. Формировать у студентов навыки комплексного подхода к анализу экономических процессов на макроуровне.
4. Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, пробуждать интерес к изучению экономической науки.
Содержание
Введение
Учебные вопросы (основная часть):
1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков.
2. Общественное производство и воспроизводство: структура, пропорции и показатели эффективности.
Заключение
Литература:
а) основная
1. Экономика: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. докт. экон. наук, проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. - С. 81-91.
2. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 378-390.
3. Экономическая теория: Учебник (Научн. ред. и рук. авт. коллект. В. Д. Камаев. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.256-275.
4. Ефимова Е.Г. Экономика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. – М.: МГИУ. 2008. – 368 с.
б) дополнительная
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. проф. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ, изд. «ДИС», 1997. – С. 14-35.
2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров, изд. «АСА», 1997. – С. 277-289.
3. Луссе А. В. Макроэкономика: краткий курс /Учебн. пособие. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – С. 7-22.
Введение
Данной лекцией начинается изучение Макроэкономики – важнейшего составного раздела экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. Сама приставка «макро» (большой) указывает на то, что данный раздел экономической теории посвящен анализу крупномасштабных народнохозяйственных проблем, в числе которых выделяются следующие:
1. Формирование объема и структуры общественного продукта, измерение национального объема производства.
2. Выявление и формальное описание условий макроэкономического равновесия.
3. Экономический рост, его факторы и механизмы.
4. Причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.
5. Взаимодействие денежного и реального секторов экономики.
6. Природа и социально-экономические последствия инфляции.
7. Проблемы занятости в масштабах национальной экономики.
8. Воздействие экономической политики государства на результаты функционирования экономики и тенденции их изменения.
9. Влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.
10. Роль государства в экономике и методы его воздействия на экономическое развитие и др.
Макроэкономика представляет собой один из самых молодых и быстро развивающихся разделов экономической теории. Ее особый предмет и специфические методы исследования стали формироваться в 30-х годах XX в., когда значительный и продолжительный спад производства во время великой депрессии (конец 20-х – начало 30-х гг.) предопределил обостренный интерес экономистов к практическому изучению и теоретическому осмыслению закономерностей развития экономики как единого целого.
Основоположником современной макроэкономики по праву считается британский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) , который показал, что национальная экономика, как единое целое, обладает некоторыми свойствами, которых нет у ее отдельных составляющих. Это и позволило выделить изучение национальной экономики в самостоятельный раздел экономической теории. В ходе изучения курса макроэкономики мы неоднократно будем обращаться к основным положениям его учения.
Необходимо отметить одну характерную особенность макроэкономики – это ярко выраженная концептуальность. Ни в одном разделе экономической теории мы не наблюдаем такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Объясняется это спецификой предмета макроэкономики, а также различиями в понимании характера рыночной экономики, роли и значения государства в экономической жизни общества.
Одни экономисты – представители неоклассической школы – исходят из того, что рыночная экономика – это саморегулируемая система, и не видят необходимости государственного вмешательства в экономику.
Другие – представители кейнсианского направления – подчеркивают несовершенства рыночной экономики и настаивают на необходимости государственного вмешательства в экономику. Эти две концепции в основном и будут рассматриваться в данном курсе.
Макроэкономика теснейшим образом связана с микроэкономикой, изучение которой завершено в предыдущем семестре:
- во-первых, макроэкономика изучает те народнохозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микроуровне, и которые составляют исходную основу построения большинства макроэкономических моделей и функциональных зависимостей;
- во-вторых, на макроуровне анализируется реакция фирм и домашних хозяйств на решения, которые принимаются органами государственного регулирования. Это позволяет оценить результативность экономической политики государства и ее социально-экономические последствия.
Изучение курса макроэкономики закладывает прочный теоретический фундамент для изучения целого ряда специальных научных дисциплин, предусмотренных программой подготовки специалистов финансово-экономической службы, способствует развитию экономического мышления, позволяет глубоко разбираться в сущности сложных экономических процессов, происходящих в современной реформируемой российской экономике.
Учебные вопросы (основная часть):
Модель круговых потоков
Функционирование экономики в целом представлено совокупностью экономических агентов, осуществляющих хозяйственную деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом.
1.Домашние хозяйства – первичные экономические ячейки, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют следующие функции:
– предлагают рынку факторы производства;
– получают доходы от факторов производства;
– потребляют часть потребляемого дохода;
– сберегают оставшуюся часть.
Будучи владельцем факторов производства, они оказывают факторные услуги – предоставляют рабочую силу, землю, капитал и от них получают факторные доходы в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли.
2.Предприятия (фирмы) – самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность, выполняют следующие функции:
– предъявляют спрос на факторы производства;
– оплачивают факторы производства;
– производят товары (услуги) и осуществляют их предложение;
– производят инвестирование производства товаров и услуг.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.
3.Государство (в лице своих различных учреждений и институтов) в масштабах национальной экономики выполняет функции:
– производит общественные товары и услуги;
– перераспределяет национальный доход (через систему налогов и трансфертов);
– регулирует экономическую деятельность субъектов экономики;
– покупает товары и услуги для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
– выступает кредитором или заемщиком на финансовом рынке (в зависимости от состояния государственного бюджета);
– обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система страхования, налоговая система, обеспечивает и контролирует предложение денег и др.);
Взаимосвязь и взаимозависимость между отмеченными хозяйствующими субъектами отражается в простейшей модели круговых потоков (рис. 1).
Исходным и конечным пунктом экономического оборота являются домохозяйства. Для удовлетворения своих насущных потребностей они предлагают (продают) принадлежащие им факторы производства фирмам через рынки ресурсов. Фирмы превращают эти факторы в готовую продукцию – товары, которые они затем продают домашним хозяйствам на рынках товаров. Это т.н. «материальный поток» в рамках модели круговых потоков (экономического кругооборота).
В противоположном направлении идет денежный поток. Покупая у домашних хозяйств факторы производства, фирмы платят им деньги, которые являются доходами домашних хозяйств в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли. Эти деньги хозяйства тратят на товарных рынках, покупая у фирм необходимые им товары и услуги. Это т.н. «денежный поток» в рамках модели экономического кругооборота.
Таким образом, в модели представлены два потока: поток товаров и услуг (против часовой стрелки) и денежный поток, или поток доходов (по часовой стрелке), которые характеризуют экономику как замкнутую систему – доходы одних экономических агентов представляют расходы других.
Рисунок 1. Модель круговых потоков
Из модели круговых потоков следует, что:
1) стоимость каждого материального потока равна величине денежного потока;
2) национальный продукт равен национальному доходу;
3) совокупный спрос равен совокупному предложению;
4) совокупные доходы равны совокупным расходам.
Что касается места и роли государства в модели круговых потоков, то оно с одной стороны взимает с предприятий и домохозяйств косвенные и прямые налоги, с другой стороны – платит заработную плату работникам бюджетной сферы, трансфертные платежи, предоставляет налоговые льготы, субсидии, льготные займы.
Надо сказать, что представленная модель характеризует закрытую экономику, т. е. не учитывает международные экономические связи. Если же их учитывать, модель значительно усложняется – в потоке «доходы – расходы» появляются т. н. «утечки» и «инъекции».
«Утечки» – любое использование дохода не на покупку продукции, произведенной внутри страны.
«Инъекции» – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
С учетом «утечек» и «инъекций» можно сделать основной вывод из модели круговых потоков: товарный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных доходов (доходов домашних хозяйств, предприятий (фирм), государства и остального мира) совокупному объему производства.
Постоянное повторение и продолжение экономического оборота продуктов и доходов составляет содержание общественного воспроизводства.
Рассмотренная схема упрощает реальность, поскольку предполагает, что все полученные доходы домашние хозяйства тратят на текущее потребление. В действительности часть своих доходов люди обычно сберегают. Сделать это можно по-разному.
Во-первых, сберегаемые деньги можно просто положить в ящик письменного стола.
Во-вторых, можно сделать то же самое, предварительно поменяв рубли на доллары. Но для рыночной экономики более характерна ситуация, когда люди покупают на свои сбережения акции предприятий, либо помещают сбережения в банк. Таким образом, через финансовые рынки эти сбережения попадают к фирмам, которые используют их для увеличения капитала, т.е. для инвестиций.
Необходимо подчеркнуть, что экономическая теория понимает под инвестициями не вложение денег в ценные бумаги, а именно приобретение фирмами физического капитала, т.е. средств производства – строительство новых предприятий, покупку станков, машин, оборудования и т.д.
Как всегда, навстречу одному потоку идет другой. В данном случае фирмы платят домашним хозяйствам процент за пользование их деньгами (рис. 2):
Рисунок 2. Экономический кругооборот с участием финансовых рынков
Поскольку данная схема показывает связь между сбережениями и инвестициями, она позволяет сделать важный вывод: высокая доля сбережений в доходах населения является необходимым (но не достаточным!) условием экономического роста.
Важную роль в экономике играет государство. Необходимо охарактеризовать основные потоки в экономическом кругообороте, которые государство отвлекает на себя (рис. 3).
Рисунок 3. Экономический кругооборот с участием государства
Основным источником государственных доходов являются налоги, собираемые с домашних хозяйств и фирм. Часть этих налогов возвращается семьям и фирмам назад в форме разнообразных пособий, субсидий и т.д. Разницу составляют т.н. чистые налоги, потоки которых зафиксированы на схеме.
Собрав чистые налоги, государство закупает на соответствующих рынках необходимые для осуществления его деятельности товары и ресурсы (см. потоки на схеме). Например, государство нанимает милиционера и покупает для него патрульную машину.
С помощью закупленных товаров и ресурсов государство оказывает услуги как домашним хозяйствам, так и фирмам. Примерами таких услуг являются национальная оборона, правопорядок, фундаментальная наука, разработка стандартов в разных областях и т.д. Потоки этих услуг также показаны на схеме.
Зачастую государственные расходы оказываются больше доходов, т.е. образуется дефицит государственного бюджета. Коль скоро налоги и прочие поступления уже утверждены, покрыть дефицит можно только за счет займов. При этом существуют два источника заимствований: кредиты Центрального банка и займы на финансовых рынках у фирм и населения (иностранные кредиты мы здесь не рассматриваем).
Займы в Центральном банке означают дополнительную денежную эмиссию и ведут тем самым к инфляции. При заимствованиях на внутренних финансовых рынках дополнительной эмиссии не происходит: население и фирмы покупают государственные облигации (см. рис. 3) и до их погашения деньги временно меняют хозяина. Поэтому данный источник дефицитного финансирования называется безинфляционным.
Тем не менее такой способ покрытия бюджетного дефицита имеет другое весьма негативное последствие – эффект вытеснения. Суть его в том, что государство, пытаясь привлечь к себе финансовые ресурсы, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам и остаются без инвестиций. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.
Все показатели, отображенные в схеме кругооборота, являются потоками. (не случайно эта схема называется моделью круговых потоков).
Выводы по первому вопросу:
1. Макроэкономика есть часть экономической теории, изучающая условия, факторы и результаты развития национальной экономики как единого целого. В рамках предмета экономической теории она выясняет условия и способы эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2. Специфическими методами макроэкономики являются метод агрегирования и метод моделирования. Суть первого – в группировке экономических явлений и процессов в научные абстракции – агрегаты, выступающие категориями экономики.
Метод моделирования сводится к формализованному описанию экономических явлений для выявления основных взаимосвязей между ними, которые выражают взаимозависимости между экзогенными и эндогенными переменными.
3. Функционирование экономики в целом как постоянно возобновляющаяся взаимосвязь между ее субъектами описывается моделью круговых потоков продуктов и доходов.
Если объем производства равен совокупным расходам всех хозяйствующих субъектов, товарный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно.
ЛЕКЦИЯ № 14
по дисциплине «Экономическая теория»
Раздел IV. Макроэкономика
Тема 14.Макроэкономика: цели, задачи и структура
Занятие 1. Макроэкономика: цели, задачи и структура
Обсуждены на заседании
предметно-методической комиссии
экономической теории
«___» __________ 200_ г.
протокол №__
Учебно-воспитательные цели:
1. Изучить предмет макроэкономики как составной части экономической теории и особенности макроэкономического анализа.
2. Уяснить сущность общественного производства как процесс непрерывного производства производительных сил и производственных отношений с присущей ему структурой и пропорциями.
3. Формировать у студентов навыки комплексного подхода к анализу экономических процессов на макроуровне.
4. Воспитывать у студентов любовь к будущей профессии, пробуждать интерес к изучению экономической науки.
Содержание
Введение
Учебные вопросы (основная часть):
1. Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков.
2. Общественное производство и воспроизводство: структура, пропорции и показатели эффективности.
Заключение
Литература:
а) основная
1. Экономика: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. докт. экон. наук, проф. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. - С. 81-91.
2. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М.: изд-во Рос. экон. акад., 2000. – С. 378-390.
3. Экономическая теория: Учебник (Научн. ред. и рук. авт. коллект. В. Д. Камаев. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.256-275.
4. Ефимова Е.Г. Экономика. Учебное пособие. 3-е изд., стер. – М.: МГИУ. 2008. – 368 с.
б) дополнительная
1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник / Под ред. проф. А. В. Сидоровича. – М.: МГУ, изд. «ДИС», 1997. – С. 14-35.
2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. проф. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. – Киров, изд. «АСА», 1997. – С. 277-289.
3. Луссе А. В. Макроэкономика: краткий курс /Учебн. пособие. – СПб.: Изд. «Питер», 1999. – С. 7-22.
Введение
Данной лекцией начинается изучение Макроэкономики – важнейшего составного раздела экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. Сама приставка «макро» (большой) указывает на то, что данный раздел экономической теории посвящен анализу крупномасштабных народнохозяйственных проблем, в числе которых выделяются следующие:
1. Формирование объема и структуры общественного продукта, измерение национального объема производства.
2. Выявление и формальное описание условий макроэкономического равновесия.
3. Экономический рост, его факторы и механизмы.
4. Причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике.
5. Взаимодействие денежного и реального секторов экономики.
6. Природа и социально-экономические последствия инфляции.
7. Проблемы занятости в масштабах национальной экономики.
8. Воздействие экономической политики государства на результаты функционирования экономики и тенденции их изменения.
9. Влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.
10. Роль государства в экономике и методы его воздействия на экономическое развитие и др.
Макроэкономика представляет собой один из самых молодых и быстро развивающихся разделов экономической теории. Ее особый предмет и специфические методы исследования стали формироваться в 30-х годах XX в., когда значительный и продолжительный спад производства во время великой депрессии (конец 20-х – начало 30-х гг.) предопределил обостренный интерес экономистов к практическому изучению и теоретическому осмыслению закономерностей развития экономики как единого целого.
Основоположником современной макроэкономики по праву считается британский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) , который показал, что национальная экономика, как единое целое, обладает некоторыми свойствами, которых нет у ее отдельных составляющих. Это и позволило выделить изучение национальной экономики в самостоятельный раздел экономической теории. В ходе изучения курса макроэкономики мы неоднократно будем обращаться к основным положениям его учения.
Необходимо отметить одну характерную особенность макроэкономики – это ярко выраженная концептуальность. Ни в одном разделе экономической теории мы не наблюдаем такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Объясняется это спецификой предмета макроэкономики, а также различиями в понимании характера рыночной экономики, роли и значения государства в экономической жизни общества.
Одни экономисты – представители неоклассической школы – исходят из того, что рыночная экономика – это саморегулируемая система, и не видят необходимости государственного вмешательства в экономику.
Другие – представители кейнсианского направления – подчеркивают несовершенства рыночной экономики и настаивают на необходимости государственного вмешательства в экономику. Эти две концепции в основном и будут рассматриваться в данном курсе.
Макроэкономика теснейшим образом связана с микроэкономикой, изучение которой завершено в предыдущем семестре:
- во-первых, макроэкономика изучает те народнохозяйственные последствия, к которым приводят решения, принимаемые на микроуровне, и которые составляют исходную основу построения большинства макроэкономических моделей и функциональных зависимостей;
- во-вторых, на макроуровне анализируется реакция фирм и домашних хозяйств на решения, которые принимаются органами государственного регулирования. Это позволяет оценить результативность экономической политики государства и ее социально-экономические последствия.
Изучение курса макроэкономики закладывает прочный теоретический фундамент для изучения целого ряда специальных научных дисциплин, предусмотренных программой подготовки специалистов финансово-экономической службы, способствует развитию экономического мышления, позволяет глубоко разбираться в сущности сложных экономических процессов, происходящих в современной реформируемой российской экономике.
Учебные вопросы (основная часть):
Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа
Макроэкономика – часть экономической теории, изучающая условия, факторы и результаты развития национальной экономики в целом.
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны, т.е. совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.
Национальной экономика есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Как и экономическая теория в целом, макроэкономика выполняет двоякую функцию – позитивнуюинормативную.
Позитивнаяфункция состоит в описании и объяснении экономических процессов на макроуровне, выявлении закономерностей функционирования экономики в целом.
Нормативнаяфункция состоит в разработке инструментария практического воздействия на экономику в целях проведения наиболее эффективной макроэкономической политики.
Эти обе функции обычно осуществляются вместе, в тесной взаимосвязи, что дает более полную как теоретическую, так и практическую картину экономического макромира.
Если целью деятельности отдельного предприятия является прибыль, то развитие национальной экономики преследует совсем иные цели.
Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.
Отсюда и основные цели макроэкономического развития[1]:
1. Устойчивый экономический рост.
2. Оптимальная занятость.
3. Экономическая эффективность.
4. Стабильный уровень цен.
5. Экономическая свобода.
6. Справедливое распределение доходов.
7. Экономическая обеспеченность граждан.
8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.
Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.
Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.
Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.
Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.
Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.
Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.
Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.
Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.
Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.
Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.
Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
- бюджетно-налоговая (фискальная) политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (монетарная) политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов социально-экономическая политика) (от свободного установления заработной платы и цен до контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).