Четвертый год. «Мудрое сопровождение Ребёнка» (5 ч.)
Тема | Обсуждаемые вопросы | Кол-во часов |
Права детей. «Право ребенка быть тем, что он есть». | 1. Права и обязанности детей. Защита своих прав ребёнком: радость и слёзы 2. Учитывание естественной природы всех детей и индивидуальных особенностей каждого | |
Без ошибок жизни не прожить... | 1. Ошибки детей. Отношение взрослых к ошибкам детей. 2. Ошибки взрослых. Отношение детей к ошибкам взрослых. 3. На ошибках учимся. Для чего мы совершаем ошибки? | |
Родительский долг | 1. Умение родителей «слышать» вопрос ребенка тогда когда он еще не произнесён вслух. 2. Личные примеры. Терпение и любовь — залог родительского успеха. | |
Пространство любви для ребёнка | 1. Где нашим детям хорошо? 2. Кого ребёнок хочет видеть рядом с собой в трудную минуту и в минуту радости? 3. Пространство любви, тепла, уюта, справедливости, защищённости. | |
Мудрое присутствие и сознательное сопровождение Ребёнка по его жизненному пути. | 1. Сопровождение ребенка. 2. Собственный путь. 3. Свобода, но не вседозволенность. 4. Присутствие взрослого рядом. |
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «МУДРОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА»
1. Вступительное слово руководителя родительского университета.
2. Приветствие учащихся (может быть, их выступление согласно тематике).
3. Ведущими на заседании могут быть и родители.
4. Можно рекомендовать прослушивание в аудиозаписи мнение ребят.
Так, по теме «Проблема поощрений и наказаний» предлагается прослушивание аудиозаписи с ответами детей на следующие вопросы:
· Для чего ты учишься?
· Что такое отметка?
· Нужны ли отметки в школе?
· Для кого они нужны?
· Чью жизнь облегчают отметки?
5.На заседании можно предложить несколько ситуаций для деловых игр:
· Ваш ребенок постоянно обманывает. Как вы будете разговаривать с ним? Ваши действия.
· Ваш ребенок разбил дорогую вещь. Ваша реакция.
6. Заключительное слово руководителя родительского университета должно подытожить все сообщения и обсуждения по теме заседания.
7. В конце заседания можно вручить небольшие памятки родителям.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
· повышение уровня педагогической культуры родителей;
· создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
· уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Заседания родительского университета проводятся 1 раз в два месяца. Программа рассчитана на четыре года, в количестве 20 часов. Темы заседаний построены с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение Ребёнка» прошла апробацию на базе средней школы №33 г.Пензы. Результатами апробации можно считать следующее: положительные отзывы родителей о работе родительского университета; диаграмма «успешности» родительского университета; увеличение количества родителей желающих посещать заседания; повышение общей заинтересованности образовательным процессом учителей, детей и родителей.
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение Ребёнка» рекомендуется для директоров школ, заместителей директории школ, руководителей методических объединений, учителей начальных классов.
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанной педагогом-исследователем программы просвещения семьи, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи, сущности культурно-просветительской деятельности?
2. Назовите подходы, на которые опирался автор при разработке программы родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка». Обоснуйте свой выбор.
3. Определите условия, при которых данная программа будет успешно реализована.
№2
Какова роль устного слова в изложении учителя на уроке экономики в современной школе? Перечислите приемы монологического и диалогического изложения в обучении экономике.
Сформулируйте цели урока по теме «Денежная масса. Инфляция» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 170) и приведите пример использования методов устного слова по данной теме.
Задание к билету №15
№1
Информатизация образования. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование в образовании. Отечественный и зарубежный опыт дистанционного образования. (ПК-2, ПК-8, ПК-10)
Описание:
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, одним из наиболее эффективных направлений применения информационных технологий в образовании является внедрение систем совместной учебной работы на основе компьютерных сетей не только различных школ, но и совместные проекты школ и колледжей, ВУЗов различных регионов и стран. Участие обучаемых в конференциях, семинарах, проводимых в сетях, способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения.
В ходе работы в сети происходит обмен самой разнообразной информацией, обучаемые могут получить консультацию у опытных педагогов, специалистов в той или иной предметной области, квалифицированную оценку своих достижений, использовать эту информацию в учебных и научных целях. На основе информационных технологий реализуется возможности дистанционного обучения.
В Институте дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета осуществляется обучение школьников по программам дистанционных и заочных школ с использованием дистанционных образовательных технологий.Познакомьтесь с предложенной в кейсе программой дистанционного образования, чтобы определить ее целевую ориентацию..
Материал кейса:Программа «Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников» (фрагмент). Институт дистанционного образования Национального исследовательского Томского государственного университета.