Порядок приема и выпуска учащихся профильных классов
2.1. Комплектование профильных классов осуществляется из выпускников 9-х классов независимо от места их жительства в июне – августе на основании письменного заявления учащегося и согласия родителей или лиц, их заменяющих.
· Приоритетом для поступления в профильный класс является обучение учащегося по предпрофильным дисциплинам в основной школе.
· В тех случаях, когда количество желающих поступить в профильные классы превышает возможности приема, зачисление осуществляется школьной комиссией по комплектованию классов на конкурсной основе по результатам собеседования, для чего создается комиссия по комплектованию профильных классов, включающая психолога, учителей заместителя директора, курирующего профильные классы.
· При зачислении в профильные классы допускается проведение психологического мониторинга, изучение наклонностей и общего развития школьников по специальным методикам.
· При зачислении в профильные классы обращается внимание на состояние здоровья ребенка и отсутствие у него медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом.
2.2. Знакомство учащихся, родителей или лиц, их заменяющих с Уставом и Положением о профильных классах, учебным планом проводится во время приема заявлений. Администрация школы несет ответственность за своевременное ознакомление учащихся и их родителей или лиц, их заменяющих, со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в профильных классах.
2.3. При наличии вакантных мест прием может производится дополнительно в течение учебного года.
2.4. За учащимися профильных классов сохраняется право свободного перехода в общеобразовательные классы (группы), работающие по типовой программе средних общеобразовательных школ. Перевод осуществляется решением Педагогического совета школы.
…
Задание:
Опираясь на Положение, предложите структуру портфолио для учащихся 8-9 классов, которое они смогут представить на собеседовании по приему в профильный класс. Составьте памятку учащимся по сбору и оформлению портфолио.
№2
Каково значение формирования у школьников ценностных отношений на уроках экономики? Сформулируйте цели урока по теме «Благосостояние и экономический рост» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 140) и приведите пример формирования ценностного отношения у школьников с помощью устного слова и наглядности.
Задание к билету №12
№1
Работа классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии на основе учета отечественного и зарубежного опыта
(ОК-1, ПК-3, ПК-10)
Описание:
Одно из направлений воспитательной работы в 9-м классе - целенаправленная работа по подготовке учащихся к осознанному выбору своей будущей профессии.Решая задачи данного направления работы, классный руководитель во внеурочное время проводит занятия из цикла «Мой выбор», связанный с изучением не только мира профессий, но и познанием себя как личности, своего профессионального типа.
Материалы кейса: План-конспект занятия по профориентации «Секрет выбора профессии» (программа «Мой выбор»), разработанный Н.А. Саитовой
Цели:
образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся
Средства обучения: интерактивная доска; раздаточный материал для групповой работы; рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению; видеофрагменты ;презентация ученика о своей будущей профессии; презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы; документ камера, фотостенд “Мир профессий”
Ход занятия.
1. Орг. момент
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель. Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.
- Согласны ли вы с этими словами? Почему?
- А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?
- Какой же вывод напрашивается?
(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Учитель. Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ.)
Учитель.
- Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)
- Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)
4. Объяснение нового материала
У ч и т е л ь. Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?(Просмотр видеофрагмента: диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)
У ч и т е л ь. Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.
- Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.(Работа на интерактивной доске)
Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.
5. Осознание и осмысление первичной информации.
У ч и т е л ь. Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара)
- Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?
- Что не учла? Почему?
(Оценивание проекта другими учениками)
6. Практическая работа (работа в группах)
У ч и т е л ь. Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий(групповая работа и презентация результатов групповой работы).
Психологический тест.
У ч и т е л ь. Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).
7. Рефлексия. Что нового ты сегодня узнал на занятии? Какие трудности испытывал и почему? Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?
Задание:
1.Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта занятия «Секрет выбора профессии», опираясь на знание о сущности труда классного руководителя и о подготовке учащихся к сознательному выбору профессии?
2. Как решаются поставленные учителем задачи за рубежом?
3. Сравните отечественный и зарубежный опыт помощи молодым людям в выборе профессии.
№2
Каково значение формирования знаний на уроках экономики в современной школе? В чем заключается структура и специфика формирования знаний на уроке экономики? Сформулируйте обучающие цели урока по теме «Экономические циклы» и приведите пример методических путей их достижения (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 152).
Задание к билету №13
№1
Сущность сотрудничества школы и семьи в воспитании, развитии и образовании детей и воспитывающих взрослых. Правовое регулирование сотрудничества школы и семьи
(ОК-13, ОПК -3, ПК-8)
Описание:
Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.
Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.
Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка».Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и ответьте на предложенные вопросы.
Материалы кейса: План-конспект родительского собрания. Автор: учитель истории и обществознания Л.Н. Бедретдинова.
Тема: Права ребенка.
Цели: ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране; обсудить причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъяснить, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.
Материалы: текст Конвенции о правах ребенка для каждого родителя, карточки с описанием конкретной ситуации взаимоотношений родителей и детей.
Ход собрания.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемые родители! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим правам детей. Эта тема очень актуальна. В связи с вступлением нашей страны на новую ступень развития, полностью изменилась правовая база. Для обеспечения нормальной жизни каждый человек должен знать свои права, а государство обязано обеспечивать их выполнение. Особенно важными являются законы, защищающие права ребенка. Ведь дети самые уязвимые члены нашего общества.
Перед вами лежит Конвенция о правах ребенка, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН. Будучи демократической страной, подписав ее, Россия обязалась выполнять все ее положения.
Семья. Родители и дети... Сколько смысла в сочетании этих слов. В первую очередь они ассоциируются с ощущениями любви и радости. Исходя из данной позиции, кажется неуместным говорить о правах ребенка, так как здесь есть намек на их нарушение родителями. Ведь каждый родитель любит свое чадо больше всего на свете. Смысл любой нормальной семьи заключается в воспитании детей. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык и изживаются противоречия между двумя поколения. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.
С другой стороны, семья-микрообщество, куда попадает ребенок при рождении. Причем не может выбрать, в какой семье ему родиться. Каким он придет в общество, как раз определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. В нашем информационном, быстро меняющемся мире актуальным является вопрос конфликта возрастов, причем психологи наблюдают тенденцию уменьшения разницы возрастов. Сейчас она составляет 10 лет. Это означает, что есть проблемы детей, которые по объективным причинам могут быть не поняты родителями.
Зачастую, дети страдают от конфликтов, происходящих между родителями. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Ведь не секрет, что выяснение отношений между родителями происходит на глазах у ребенка. Дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.
Еще одна серьезная проблема для ребенка это разрушение семьи. Психологи пришли к выводу, что родители преодолевают кризис развода за счет вымещения свое нервное напряжение, обиды и недовольство на своем ребенке. Если родители решили расстаться, то не должны усугублять и без того трагическую ситуацию постоянными выяснениями отношений, тем более при ребенке. Дети оказываются «меж двух огней», когда родители враждебно настраивают ребенка друг против друга. Дальше могут последовать запреты на возможность видеться с одним из родителей. Таким образом, складывается практически не решаемая для ребенка проблема, так как он не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуацию. Необходимо отметить возможность усугубления проблемы в связи с возрастными особенностями детей. Подросток особо остро реагирует на конфликты между родителями. Если он бывает не понят в семье, то старается найти понимание в другом месте…
В приведенных выше ситуациях, может быть не умышленно, но родителями нарушены права ребенка. Каждому родителю и ребенку необходимо знать права и обязанности друг перед другом. В нашей стране, помимо Конституции, семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, Гражданским кодексом РФ, а также международными документами- Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Знание их обеспечивает политическую культуру родителей и детей.
Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1991году. Основой этого документа является подтверждение того, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране со стороны семьи, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, а также важность уважения культурных ценностей народа, к которому он принадлежит; жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.
Ребенком в нашей стране признается лицо, не достигшее 18 лет. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей. В противном случае может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, с 14 лет - в суд. А также имеет право на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, делать и принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).
Чтение и обсуждение отдельных статей Конвенции совместно с родителями.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Считаю важным выделить обязанности родителей, которые зачастую соединены с их правами: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.
Разбор конкретных ситуаций, касающихся родителей и детей.
· На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила: «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».
· Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.
· Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату.
· За «2» папа наказал сына ремнем.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании?
2. Насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания? Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы вы? Обоснуйте свой ответ.
3. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?
№2
Какова роль понятий в усвоении экономических знаний. Сформулируйте цели урока по теме «Рынок труда, безработица и профсоюзы» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 159) и приведите пример методических путей формирования экономических понятий по этой теме.
Задание к билету №14
№1
Педагогическая сущность культурно-просветительской деятельности современного учителя. Культурно-просветительские программы для различных категорий населения, обеспечиваемые педагогами школы. (ОПК -3, ОПК-6, ПК-8)
Описание:
Не только физическое, но и духовное рождение ребенка определяют его родители, его семья. Уроки сердечности и душевности, доброжелательности и щедрости или жестокости и грубости, цинизма и безразличия, уроки любви или ненависти ребенок получает в семье. Как помочь родителям осознать сущность семьи, родительства, как школы духовной жизни, и мудро сопровождать ребенка на пути взросления?
В поиске ответа на этот вопрос в вузах и школах открываются родительские университеты, академии и школы. Примером культурно-просветительской деятельности, направляющей внимание родителей на осознание своей воспитательной миссии, является реализуемая на протяжении нескольких лет в г. Пензе культурно-просветительская программа родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» (разработчик к. п. н., доцент А.В.Маркова). Познакомьтесь с предложенной в кейсе программой просвещения родителей, чтобы определить ее актуальность и условия реализации.
Материалы кейса:
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» (фрагмент). Автор программы: к.п.н., доцент А.В. Маркова, г.Пенза.
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«МУДРОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА»