Профессиональный стандарт педагога. Пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя. Индивидуальный профессионально-педагогический маршрут учителя (ОК-13, ОПК- 3, ОПК-6)
Задание к билету №1
№1.
Профессиональный стандарт педагога. Пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя. Индивидуальный профессионально-педагогический маршрут учителя (ОК-13, ОПК- 3, ОПК-6)
Описание:
Учитель русского языка и литературы обращается к завучу с жалобой на класс. Он мотивирует свое обращение тем, что ему невозможно работать в таких условиях: в классе учится мальчик-инвалид, у которого неразборчивый почерк и девочка, родители которой приехали на работу из Средней Азии. Девочка старательная, но плохо говорит и понимает по-русски. Учитель просит освободить его от работы в данном классе.
Материалы кейса:
1. ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», уровень подготовки – бакалавриат (ФГОС ВПО ПО Б №788 с.3-7)
2. Профессиональный стандарт педагога (Часть 4. Содержание профессионального стандарта педагога 4.1. Часть первая: обучение, Приложение 2)
Задание:
1. Как вы оцениваете поступок учителя?
2. Проанализируйте документы. Какую стратегию поведения должен избрать завуч? Обоснуйте, опираясь на предложенные документы.
1. На основании нормативно-правовых документов предложите пути повышения профессионально-педагогической компетентности учителя.
№2
Раскройте содержание нормативной базы современного школьного экономического образования. В чем заключаются основные отличия ГОС 2004 и ФГОС 2012.
Задание к билету №2
№1
Педагогическая деятельность: её структура и ценностные основы
(ОК-13, ОПК-3, ОПК-6)
Описание
На первом уроке ученик лежит на парте, глаза сонные, он почти спит. Учитель задает ученику вопрос по материалу урока, но ученик не реагирует. Педагог задает вопрос: «Что с тобой происходит? В котором часу ты сегодня лег спать?» Ученик отвечает: «Я поздно лег – часа в три или четыре – я не помню». Педагог: «А чем ты занимался?». Ученик: «На компьютере в он-лайне играл».
Материалы кейса:
1. Профессиональный стандарт педагога (с. 9-13)
Задание:
1. Проанализируйте материалы кейса. Предложите, как поступить педагогу в данной ситуации
2. Обоснуйте ваш выбор линии поведения в соответствии со структурой педагогической деятельности, включающей конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты.
3. Предположите, как поведет себя в данной ситуации: «учитель-друг», «учитель-диктатор», «учитель-проситель»?
№2
В чем заключается специфика изучения экономики на профильном уровне? Сформулируйте цели урока по теме «Факторы производства, производительность труда» » (учебник «Экономика. Профильный уровень. 10 класс» авт. Хасбулатов Р.И., стр.13) и продумайте методические приемы их достижения
Задание к билету №3
№1
Современная система образования в России. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в РФ (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты). (ОК – 1, ОК-13, ОПК- 3)
Описание:
В классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и, соответственно, дополнительно оплачивается родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе, строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. В классе возникает ситуация, в которой педагог заинтересован больше внимания уделять тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.
Материалы кейса:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 29, 35, 48)
Задание:
1. Как разрешить возникшую ситуацию?
2. Как вы оцениваете поведение педагога?
3. Вправе ли общеобразовательное учреждение оказывать дополнительные платные услуги вообще? Аргументируйте.
№2
Раскройте роль учебника в современной школе. Сформулируйте цели урока по теме «Экономическая система» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. стр.23) и продумайте методические приемы их достижения, направленные на работу с текстом учебника.
Задание к билету №4
№1
Уровни общего образования в России в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС основного общего образования (ОК – 1, ОК-13)
Описание:
Матери одного из учащихся, окончивших 9 классов, было предложено завершить обучение ее сына в школе, как получившего основное общее образование. Мать говорит: «Мой сын, несмотря на низкие баллы, полученные по итогам ГИА, имеет право продолжить обучение в школе, т.к. в соответствии с Конституцией РФ в школе обязаны учить до конца 11-го класса. Задача школы – подготовить ребенка к ЕГЭ». Администрация школы обосновывает свое решение тем, что с родителями учащихся договор о предоставлении образовательных услуг учащимся вплоть до 9-го, а не до 11-го класса и основные задачи школы не только подготовка к ЕГЭ.
Материалы кейса:
Конституция РФ (ст.43)
Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст.10) Статья 10 , Статья 43
ФГОС основного общего образования (Требования к результатам освоения ФГОС)
Задание
1. Проанализируйте данную ситуацию и, на основе предложенных материалов, рассудите ее.
2. Какие ошибки допущены в обосновании своей позиции матерью ученика?
3. Перечислите ступени образования, указанные в ФЗ, какие из них являются обязательными?
4. На какие результаты ориентирован ФГОС основного общего образования?
№2
В чем заключается проблема формирования умений на уроках экономики у современных школьников? Раскройте особенности формирования умений в обучении экономике. Определите развивающие цели урока по теме «Конкуренция и ее виды» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр. 49) и покажите этапы формирования выбранных умений
Задание к билету №5
№1
ФГОС среднего (полного) общего образования. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. (ОК – 1, ОК-13, ОПК -3)
Описание
Между двумя студентами возник спор о том, что является главным требованием к результатам освоения образовательной программы школы. Один из студентов утверждал, что главным требованием является ЕГЭ по русскому языку и математике, а все остальное зависит от желаний выпускника, другой уверен, что требования к освоению образовательной программы определяет ФГОС полного общего образования.
Материалы:
1. ФГОС среднего (полного) общего образования (с.4-8)
2. Положение о порядке проведения ЕГЭ (п.1., 2)
Задание:
1. Рассудите возникший спор. Обоснуйте свой ответ
2. Что собой представляет «портрет выпускника школы»?
3. Какие результаты освоения программы школы важнее – личностные, метапредметные или предметные?
№2
Каково значение этапа целеполагания при подготовке учителя к уроку? Сформулируйте цели урока по теме «Рынок труда» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр.78) и продумайте методические приемы их достижения
Задание к билету №6
№1
Сущностные характеристики качества образования в современной школе. Современные подходы к оценке учебных достижений обучающихся. (ОК – 1, ОК-13, ОПК -3)
Описание:
Вы учитель-предметник в 8 классе. После изучения темы Вам необходимо провести тематический контроль в форме бланкового тестирования. В ходе контроля необходимо выявить знание учащимися определений понятий, умения находить соответствия между понятиями и их характеристиками, умение устанавливать правильную последовательность действий.
Материалы:
Учебник за 8 класс по предмету.
Вопросы и задания:
Выберете любую тему из учебника, проанализируйте ее содержание и разработайте:
1. Тестовое задание открытой формы, целью которого является выявление знания обучающимся определения какого-либо понятия. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
2. Разработайте тестовое задание закрытой формы с одиночным выбором. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
3. Тестовое задание на установление правильной последовательности. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
4. Тестовое задание на соответствие. Определите уровень трудности тестового задания и время, необходимое испытуемому для его выполнения.
№2
Какова структура процесса обучения экономике в современной школе? Сформулируйте цели урока по теме «Экономический цикл» (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр.112) и продумайте методические приемы их достижения
Задание к билету №7
№1
Целостные характеристики, структура, функции воспитательного коллектива и динамика его развития. Способы создания благоприятной для развития ребенка микросреды и морально-психологического климата. (ОК-1, ОК-6, ПК-2)
Описание:
Классный руководитель 8 «А» класса уволилась после продолжительной болезни. Последние три месяца класс практически не имел классного руководителя. Коллектив класса разобщен на микрогруппы, на уроках часто возникают конфликты, что снижает качество учебно-воспитательного процесса. Чаще всего нарушают дисциплину на уроке Денис Л. и Сергей Р. Половина класса занимает нейтральную позицию, ребята не вмешиваются в конфликтные ситуации и не критикуют конфликтующих.
Вам поручили классное руководство в конце второй четверти.
Материалы кейса:
Выписка из классного журнала.
Вопросы и задания:
1. Какие первоочередные задачи в работе с коллективом класса вы поставите? На какой срок?
2. Сформулируйте стратегические цели работы с коллективом класса.
3. Что может усложнить, а что способствовать достижению этих целей?
4. Спланируйте мероприятия по восстановлению продуктивного взаимодействия в коллективе.
№2
Укажите условия, значение и методические пути формирования экономических представлений на уроках экономики. Сформулируйте цели урока по теме «Безработица» и предложите методические пути формирования экономических представлений (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В., стр.154).
Задание к билету №8
№1
«Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задач.
(ОК-1, ПК-2)
Описание:
Катя, ученица 7-го класса за лето очень выросла. Страдает оттого, что её рост уже сейчас 175 см. В классе она теперь намного выше всех. К доске выходит, сгорбившись, сутулится. Постоянно слышит реплики мальчишек: «Эй, каланча!». Учителя тоже постоянно делают замечания по поводу осанки. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда Катя отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. Успеваемость ученицы с начала года резко снизилась.
По многим предметам у нее оценки только за письменные работы, а скоро конец четверти.
Вопросы и задания:
1. Проанализируйте педагогическую ситуацию, поставьте и решите педагогическую задачу.
2. Какую личностно-ориентированную ситуацию можно смоделировать для Кати? Для класса?
3. Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?
№2
В чем заключается специфика использования дидактических игр на уроках экономики. Сформулируйте цели урока по теме «Конкуренция. Основные типы рынков» и приведите пример организации дидактической игры по данной теме (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 69).
Задание к билету №9
№1
Сущность, цели, средства, условия педагогической поддержки. Затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требующие педагогической поддержки учителя и классного руководителя. (ОК-1, ОК-6, ПК-2)
Описание:
Несмотря на глобальные перемены в системе российского образования, проблема опоздания обучающихся разного возраста на уроки остается не решенной. Чаще всего педагоги не считают эту проблему серьезной, требующей внимания и тем самым не ищут ее решения.
Однако, известно, что привычка школьников опаздывать быстро становится чертой характера, избавиться от которой с каждым годом ребенку становится все сложнее. Древние мудрецы осознавали, что отдельный поступок может иметь значение для формирования привычки, привычка - послужить основой для формирования характера, а характер - оказать решающее влияние на жизнь в целом.
Таким образом, учителю школы важно видеть проблему опозданий школьников, уметь определять причины опозданий и оказывать поддержку детям в решении имеющейся у них проблемы, развивая у них такие важнейшие качества как самостоятельность, организованность, ответственность.
Осознавая необходимость своевременного решения проблемы опозданий, классный руководитель 5 класса МОУ СОШ составил «Проект поддержки детей, опаздывающих на урок». Внимательно прочитайте его, чтобы выполнить задание.
Материалы кейса : Проект поддержки детей, опаздывающих на урок (Составлен учителем).
Цель проекта – разработка методов и приемов педагогической поддержки, которые помогут решить проблему опозданий у детей 5 класса.
В соответствии с данной целью педагогическая поддержка ребенка направлена на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, развитие самостоятельности и организованности ребенка.
Механизм реализации проекта педагогической поддержки:
В данном проекте будут принимать участие дети 5 класса, а также все участники образовательного процесса, осуществляющие педагогическую поддержку.
В качестве основного метода, который будет использован классным руководителем - «деловая игра» - педагогический метод моделирования различных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей или групп принятию решения и освоения знаний, умений, навыков.
Деловая игра помогает на практике проигрывать различные ситуации, обращаться к каким- либо проблемам и заниматься поиском решений к данным проблемам, кроме того у участников игры появляется возможность не только участвовать в различных ситуациях, а также оценить их со стороны. Как сказал Андрей Александрович Вербицкий: «Игра как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире».
Деловая игра позволяет помочь детям понять феномен опоздания, найти решение данной проблемы не одному, а в коллективе и с помощью педагога, который будет также принимать активное участие в данном процессе.
План классного часа в форме деловой игры:
Тема игры | Собрание представителей различных профессий, которые постоянно опаздывают на работу |
Тип игры по назначению | Игра развивает организованность, самостоятельность, ответственность |
Единицы игры (примерный сценарий игры) | Действующие лица: врач (2); политик(2); полицейский (2); пожарный(2); учитель (2); аудитория. Примерный сценарий: Этап 1.Показ видео. Этап 2.Размышление действующих лиц по содержанию видео. Каждый из участников узнает себя в данной ситуации с тетрисом и высказывается о своем личном опыте и отношении к своей непунктуальности Врачи: Наша проблема в том, что мы как этот тетрис постоянно опаздываем и тем самым мы не успеваем лечить наших пациентов, а они в свою очередь постоянно болеют и не могут избавиться от своего недуга. Нам стыдно, и мы больше не хотим подводить людей своими опозданиями. Политики: Это видео прямо про нас. Никогда не забудем случай, как мы опоздали на важную встречу с политиками другой страны, и это чуть не стало причиной конфликта между нашими государствами, потому что эти гости оказались британцами, которые трепетно относятся к пунктуальности и не любят опоздания. Полицейские: Нас постоянно преследует проблема опоздания, так как в большинстве случаев, когда нас зовут помочь, чтобы найти преступника, мы приходим так поздно, что наши коллеги уже все сделали без нас и нам уже грозит увольнение, так как от таких полицейских никакого толку. Пожарные:от нас зависит многое.но, к сожалению, мы приезжаем на место пожара уже тогда когда здание уже нельзя спасти. Нас мучает совесть, и мы хотим избавиться от этого недуга. Учителя: мы постоянно опаздываем на уроки и тем самым подаем плохой пример ученикам, которые также начинают приходить на урок не вовремя. Этап 3.Обсуждение данной проблемы Уважаемая аудитория, предлагаем вам помочь этим людям решить их проблему, ответив им сначала на вопрос, почему плохо опаздывать: 1. Почему нельзя опаздывать врачам? 2. Чем грозит опоздание политику? 3. В чем проблема опоздания полицейского? 4. Какой толк от опаздывающего пожарного? 5. Хороший ли тот учитель, который опаздывает? Почему? 6. Какой вывод вы можете сделать, исходя из просмотренного видео и прослушанных речей наших участников? 7. Что вы можете рассказать о опоздании? Почему плохо опаздывать ученикам? 8. Какие есть уважительные причины для опоздания учеников? 9. Можете ли вы назвать себя пунктуальным человеком? Если да, то что нужно для того, чтобы везде быть вовремя? 10. Что вы можете посоветовать нашим участникам, чтобы они справились со своей проблемой? На данном этапе педагог направляет мысли учеников, помогает им отвечать на вопросы, подает идеи и подсказки. Этап 4.Просмотр видео «Лунтик опоздал» Этап 5.Объяснение домашнего задания. Сочинение «Что для вас опоздание на урок? И нужно ли вам говорить учителю настоящую причину опоздания?» Участникам также дается возможность заранее ознакомиться со своей речью, которую они будут использовать во время игры. |
Домашнее задание и последующий анализ его выполнения поможет определить: 1) насколько дети осознали, что опоздание – это плохая привычка, с которой нужно бороться; 2) последующие меры в решении проблемы опозданий на уроки.
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите успешность предложенного учителем проектного решения, опираясь на знание о сущности педагогической поддержки.
2. Определите грамотность оформления учителем проекта.
3. Предложите свое проектное решение проблемы опозданий школьников, опираясь на знание сущности педагогической поддержки, технологии поддержки и возрастных особенностей обучающихся.
№2
В чем потенциал применения активных и интерактивных методов обучения экономике. Сформулируйте цели урока по теме «Налоги и бюджет» и приведите пример использования данных методов (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 117).
Задание к билету №10
№1
Современные идеи модернизации школьного образования - индивидуализация и профилизация. Диагностика интересов ребёнка, их сопровождение. Индивидуальный маршрут ученика (ОК-1, ПК – 3)
Описание:
В 8 классе новый ученик в середине учебного года. Алексей К. приехал в Волгоград из небольшого города, где размещалась военная часть его отца. Это уже 3-я школа для Алексея. В выписке текущих оценок в основном «4» и «5». Встречаются тройки по биологии и химии. В личном деле имеются грамоты за участие в школьных конкурсах по литературе, истории и несколько спортивных дипломов. Первые дни новый ученик держится замкнуто, первым на контакт не идет, от помощи одноклассников отказывается. Из расспросов педагогам удалось выяснить, что в предыдущей школе он серьезно занимался в авиамодельном кружке. Однако узнав, что ничего похожего в новой школе нет, о других возможностях школы Алексей слушал невнимательно.
Материалы кейса: Описание школы. Система дополнительного образования в школе.
Вопросы и задания:
1. Разработайте систему педагогической поддержки учащегося, выступая в роли классного руководителя. На какой срок она будет рассчитана?
2. Какие основные сложности адаптационного периода вы прогнозируете?
3. Необходимо ли встретиться с родителями Алексея?
4. Как можно использовать образовательную среду школы?
№2
В чем заключается специфика и цели современного школьного экономического образования? Сформулируйте цели урока по теме «Макроэкономика. Валовый внутренний продукт» и приведите пример организации опроса домашнего задания (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 130).
Задание к билету №11
№1
Профильное обучение: цель, проблемы, перспективы. Принципы построения содержания профильного обучения. Новые формы организации образовательного процесса в профильной школе (ОК-1, ОК-6, ПК – 3)
Описание:
Вы работаете в школе, в которой открыты профильные классы на третьей ступени обучения (10-11 класс). Профильное обучение в школе регламентируется Положением о профильном и предпрофильном обучении.
Материалы кейса: Положение о профильном и предпрофильном обучении в ГБОУ СОШ №___ (выдержки)
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФИЛЬНОМ И ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГБОУ СОШ №___ (выдержки)
Общие положения
….
1.2. К профильным предметам относятся предметы, выбранные учащимися для более расширенного изучения с ориентацией на профессию, развитием профессионального самоопределения, выбором дальнейшего образования (ВУЗа, СУЗа).
1.3. Предпрофильными предметами считаются предметы, в последующем определяющие профильное обучение.
1.4. Классы, в которых изучаются предметы на профильном уровне, считаются профильными.
1.5. Основные цели и задачи профильных классов соответствуют целям и задачам, определяющим деятельность образовательных учреждений.
Профильные классы:
- обеспечивают социализацию личности;
- предоставляют учащимися оптимальные условия для получения среднего (полного) общего образования;
- обеспечивают непрерывность среднего (полного) общего образования;
- обеспечивают углубленное овладение знаниями и умениями по профилирующим дисциплинам;
- создают условия для развития творческих способностей учащихся в соответствии с интересами и наклонностями;
- осуществляют раннюю профилизацию, воспитание устойчивого интереса к избранному профилю.
…
1.7. Профильные классы открываются на III ступени обучения (10-11 классы) с учетом желания выпускников основной школы, родителей или лиц, их заменяющих, в соответствии с задачами развития системы образования города. Здесь реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, в т.ч. программы углубленного изучения предметов по профилю.
1.8. В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность: филологические, технологические, экономические, педагогические, юридические, спортивные и т.п.
….
Задание к билету №12
№1
Работа классного руководителя по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии на основе учета отечественного и зарубежного опыта
(ОК-1, ПК-3, ПК-10)
Описание:
Одно из направлений воспитательной работы в 9-м классе - целенаправленная работа по подготовке учащихся к осознанному выбору своей будущей профессии.Решая задачи данного направления работы, классный руководитель во внеурочное время проводит занятия из цикла «Мой выбор», связанный с изучением не только мира профессий, но и познанием себя как личности, своего профессионального типа.
Материалы кейса: План-конспект занятия по профориентации «Секрет выбора профессии» (программа «Мой выбор»), разработанный Н.А. Саитовой
Цели:
образовательная: способствовать формированию понятия “секрет выбора профессии”; выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии;
развивающая: способствовать развитию познавательной активности учащихся, развитию коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности учащихся
Средства обучения: интерактивная доска; раздаточный материал для групповой работы; рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению; видеофрагменты ;презентация ученика о своей будущей профессии; презентация ученика о профессиональной ориентации старшеклассников школы; документ камера, фотостенд “Мир профессий”
Ход занятия.
1. Орг. момент
2. Целеполагание и мотивация.
Учитель. Сегодня у нас очередное занятие по профориентации “Мой выбор” и тема нашего занятия “Секреты выбора профессии”. У нас будет возможность на этом и на последующих занятиях соотнести свои интересы и способности с различными профессиями, определить свой профессиональный тип личности. Возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова К.Д. Ушинского “Если вы удачно выберете профессию, труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.
- Согласны ли вы с этими словами? Почему?
- А разве счастье заключается только в выборе профессии и работе?
- Какой же вывод напрашивается?
(Чтобы стать счастливым и преуспевающим в жизни человеком, надо правильно выбрать профессию)
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Учитель. Все вы сейчас уже серьезно задумываетесь над выбором своей профессии, как и одиннадцатиклассники. Ваши одноклассники провели небольшое исследование среди учеников 9-11 классов и выяснили их профессиональные предпочтения (Презентация ученика по результатам исследования и ее анализ.)
Учитель.
- Давайте вспомним формулу выбора профессии, поработаем в режиме белой доски (работа на интерактивной доске)
- Какие понятия входят в эти компоненты “хочу”, “могу”, “надо”? Работаем в галерее рисунков (работа на интерактивной доске) (см. приложение № 2)
4. Объяснение нового материала
У ч и т е л ь. Действительно ли для правильного выбора профессии необходимо учитывать и свои интересы, и способности, и возможности, и востребованность профессии на рынке труда? Получить ответ на данный вопрос вам поможет анализ одной ситуации. Посмотрите небольшой видеофрагмент и подумайте, почему не сразу сложилась профессиональная карьера героини фильма?(Просмотр видеофрагмента: диалог бывшего бухгалтера со специалистом – психологом центра занятости)
У ч и т е л ь. Эта профессия по характеру труда относится к исполнительному классу профессии, а героиня по своим психологическим качествам более соответствовала творческому классу профессий.
- Так что же необходимо учитывать при выборе профессии, как вы считаете? - Вернемся к формуле выбора профессии.(Работа на интерактивной доске)
Главный секрет кроется в том, что все эти три фактора должны совпадать в одной точке пересечения. Когда они совпадут, то можно с уверенностью говорить о том, что вы будете получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, и тогда счастье действительно найдет вас. Сделать этот выбор непросто. Необходимо, чтобы не только профессия подходила вам, но и вы подходили ей.
5. Осознание и осмысление первичной информации.
У ч и т е л ь. Некоторые из вас уже определились с профессиональным выбором. И сейчас один из вас представит нам презентацию о своей будущей профессии. (Презентация ученицы о профессии повара)
- Что в первую очередь ты учитывала при выборе профессии?
- Что не учла? Почему?
(Оценивание проекта другими учениками)
6. Практическая работа (работа в группах)
У ч и т е л ь. Часто получается так, что человек понимает свою ошибку в выборе профессии лишь на практике, в процессе труда, сталкиваясь со многими трудностями и проблемами. Поэтому сейчас я предлагаю вам познакомиться еще с одной профессией – журналиста – через профессиональную пробу. Для этого делимся на заранее обговоренные группы и приступаем к выполнению заданий(групповая работа и презентация результатов групповой работы).
Психологический тест.
У ч и т е л ь. Первым шагом на пути самопознания в профессиональном самоопределении будет тест “Мои профессиональные предпочтения”, который поможет вам определить свой профессиональный тип личности (работа в рабочих тетрадях.).
7. Рефлексия. Что нового ты сегодня узнал на занятии? Какие трудности испытывал и почему? Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?
Задание:
1.Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта занятия «Секрет выбора профессии», опираясь на знание о сущности труда классного руководителя и о подготовке учащихся к сознательному выбору профессии?
2. Как решаются поставленные учителем задачи за рубежом?
3. Сравните отечественный и зарубежный опыт помощи молодым людям в выборе профессии.
№2
Каково значение формирования знаний на уроках экономики в современной школе? В чем заключается структура и специфика формирования знаний на уроке экономики? Сформулируйте обучающие цели урока по теме «Экономические циклы» и приведите пример методических путей их достижения (учебник «Экономика 10-11 классы» авт. Автономов В.С. стр. 152).
Задание к билету №13
№1
Сущность сотрудничества школы и семьи в воспитании, развитии и образовании детей и воспитывающих взрослых. Правовое регулирование сотрудничества школы и семьи
(ОК-13, ОПК -3, ПК-8)
Описание:
Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.
Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.
Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка».Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и ответьте на предложенные вопросы.
Материалы кейса: План-конспект родительского собрания. Автор: учитель истории и обществознания Л.Н. Бедретдинова.
Тема: Права ребенка.
Цели: ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране; обсудить причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъяснить, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.
Материалы: текст Конвенции о правах ребенка для каждого родителя, карточки с описанием конкретной ситуации взаимоотношений родителей и детей.
Ход собрания.
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемые родители! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим правам детей. Эта тема очень актуальна. В связи с вступлением нашей страны на новую ступень развития, полностью изменилась правовая база. Для обеспечения нормальной жизни каждый человек должен знать свои права, а государство обязано обеспечивать их выполнение. Особенно важными являются законы, защищающие права ребенка. Ведь дети самые уязвимые члены нашего общества.
Перед вами лежит Конвенция о правах ребенка, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН. Будучи демократической страной, подписав ее, Россия обязалась выполнять все ее положения.
Семья. Родители и дети... Сколько смысла в сочетании этих слов. В первую очередь они ассоциируются с ощущениями любви и радости. Исходя из данной позиции, кажется неуместным говорить о правах ребенка, так как здесь есть намек на их нарушение родителями. Ведь каждый родитель любит свое чадо больше всего на свете. Смысл любой нормальной семьи заключается в воспитании детей. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык и изживаются противоречия между двумя поколения. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.
С другой стороны, семья-микрообщество, куда попадает ребенок при рождении. Причем не может выбрать, в какой семье ему родиться. Каким он придет в общество, как раз определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. В нашем информационном, быстро меняющемся мире актуальным является вопрос конфликта возрастов, причем психологи наблюдают тенденцию уменьшения разницы возрастов. Сейчас она составляет 10 лет. Это означает, что есть проблемы детей, которые по объективным причинам могут быть не поняты родителями.
Зачастую, дети страдают от конфликтов, происходящих между родителями. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Ведь не секрет, что выяснение отношений между родителями происходит на глазах у ребенка. Дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.
Еще одна серьезная проблема для ребенка это разрушение семьи. Психологи пришли к выводу, что родители преодолевают кризис развода за счет вымещения свое нервное напряжение, обиды и недовольство на своем ребенке. Если родители решили расстаться, то не должны усугублять и без того трагическую ситуацию постоянными выяснениями отношений, тем более при ребенке. Дети оказываются «меж двух огней», когда родители враждебно настраивают ребенка друг против друга. Дальше могут последовать запреты на возможность видеться с одним из родителей. Таким образом, складывается практически не решаемая для ребенка проблема, так как он не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуацию. Необходимо отметить возможность усугубления проблемы в связи с возрастными особенностями детей. Подросток особо остро реагирует на конфликты между родителями. Если он бывает не понят в с