Тема 1. Микроэкономика: предмет и методология
Понятие, предмет и функции микроэкономики. Субъекты микроэкономики. Кругооборот благ и доходов. Методы микроэкономики. Основные особенности ведущих школ и направлений в экономике.
Тема 2. Ресурсы и потребности: необходимость выбора
Потребности и блага. Классификация благ. Факторы производства и ресурсы: понятие и виды. Проблема ограниченности ресурсов. КПВ и Парето-эффективность.
РАЗДЕЛ 2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
Тема 3. Рынок: его функции и структура.
Тема 4. Рыночные операции: исходный анализ спроса и предложения
Спрос: понятие, факторы, закон, кривая спроса и ее сдвиг. Исключения из закона спроса. Товары Гиффена. Эффект Веблена. Предложение: понятие, закон, факторы кривая и ее сдвиг. Рыночное равновесие и государство. Дефицит и затоваривание. «Пол» и «Потолок цены». Социальное партнерство.
Тема 5. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса: понятие, коэффициенты, виды. Точечная и дуговая эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Закон Энгеля. Крайние случаи эластичности спроса. Практическое применение эластичности спроса. Эластичность предложения и факторы ее определяющие. Коэффициенты эластичности и виды. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичное предложение.
Тема 6. Теория потребительского выбора: предпочтения, бюджеты
Теории стоимости. Основы теории потребительского выбора. Ординалисты и кардиналисты. Эффект дохода и эффект замещения. Кривые потребительских предпочтений, линия бюджетных ограничений и равновесие потребителя.
РАЗДЕЛ 3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Тема 7. Фирма в рыночной экономике.
Фирма как субъект рынка: понятие и место в рыночной экономике. Организационно-правовые формы фирмы. Риски и их страхование.
Тема 8. Мотивация, издержки, прибыль фирмы
Издержки фирмы: понятие и виды. Общие и средние издержки. Определение положения фирмы совершенного конкурента на рынке. Условие банкротства фирмы. Методики определения оптимального объема производства. График точки безубыточности. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба производства. Доходы фирмы и их виды.
РАЗДЕЛ 4. МОДЕЛИ РЫНКОВ
Тема 9. Конкуренция и монополия. Модели рынка.
Понятие, функции и виды конкуренции. Ценовая и неценовая конкуренция.
Модели рынка и условия их существования.. Совершенная конкуренция и особенности ценообразования в ее условиях. Монополия и ее виды. Естественная монополия. Влияние монополии на экономику. Показатели степени концентрации производства.
Тема 10. Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия и особенности ценообразования в ее условия. Монопольно высокая цена и степень власти монополии над ценой. Коэффициент Лернера. Ценовая дискриминация: понятие и виды.Теоретические основы государственного регулирования цен монополий.Олигополия: понятие, условия существования и особенности ценообразования. Модель Курно для "n" фирм.Модель олигополии как скрытой монополии. Модель "лидерства. Модель "ломаной линии".Монополистическая конкуренция и ценообразование в ее условиях. Монопсония.
РАЗДЕЛ 5. Рынки факторов производства
Тема 11. Особенности факторных рынков
Понятие и особенности факторных рынков. Вторичный характер факторных
рынков. Спрос и предложение на факторных рынках. Процесс производства как процесс взаимодействия факторов производства. Производственная функция. Теория предельной производительности. Предельный физический продукт фактора производства. Изокванта (кривая безразличия производства) и изокоста(диния бюджетного ограничения для предпринимателя). Условие максимизации прибыли при вовлечении в производство дополнительных факторов производства и эффективности производства.
Тема 12 . Рынок труда и заработная плата.
Понятие рынка труда. Труд и рабочая сила, аренда труда. Спрос и предложение на рынке труда. Равновесная заработная плата. Факторы, влияющие на заработную плату. Влияние государства и профсоюзов на рынки труда.
Тема 13.Рынок капитала и прибыль.
Понятие и виды рынка капитала. Экономическая природа капитала. Рынки физического и финансового капитала. Дисконтирование. Спрос на рынках капитала. Прибыль как факторный доход.