Раздел 1. введение в макроэкономику
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
(декан факультета)
"____"______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения заочная
Иваново 2011 год
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)
Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС
Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.
Заведующий кафедрой | ________________ | Н.А. Квашнина |
Автор | ________________ | Т.В. Земцова |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов | ________________ | Н.Ю. Матвеева |
Заведующий выпускающей кафедры | ________________ | Н.А. Квашнина |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1.Цель:
-ознакомление студентов с основными положениями и методами макроэкономики, изучение национального хозяйства в целом, проблем макроэкономического равновесия и нестабильности;
- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, в том числе денежно-кредитной и бюджетно-налоговой систем; о роли инвестиций в развитии национального производства;
- формирование навыков оценки влияния государственного регулирования экономика на национальную экономику в целом.
1.2. Задачи:
- ознакомить студентов с основными понятиями и теориями макроэкономики;
-сформировать представление о роли современного государства в экономике и возможностях ее регулирования;
обеспечить адекватное представление о монетарной, фискальной политиках, политике занятости, доходов населения, антициклическом регулировании и его инструментах.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Макроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.
3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
уметь:
-оперировать основными категориями и понятиями макроэкономики;
-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в макроэкономике;
-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне макроэкономики,
- оценивать влияние инструменты макроэкономического регулирования на национальную экономику и экономику отдельных фирм;
-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на макроэкономическом уровне;
-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания макроэкономических процессов и явлений;
-собрать исходные данные, необходимые для расчета и оценки макроэкономических социально-экономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики;
-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;
-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.
знать:
основные макроэкономические понятия и процессы, происходящие в рыночной экономике;
-измерение результатов экономической деятельности страны; основные формы проявления макроэкономической нестабильности, в том числе цикличность экономического роста, безработицу, инфляцию, ее причины и антиинфляционную политику;
-модели общего макроэкономического равновесия; модель доходов и расходов;
-денежный рынок и формирование его равновесного состояния. Банковскую систему
-роль государства в экономике, основные виды экономических политик и их инструменты.
Владеть:
-понятийным аппаратом макроэкономики и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
- навыками оценки макроэкономических показателей и их возможного влияния на объекты профессиональной деятельности:
- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой макроэкономической задаче;
-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) макроэкономики.
-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов /зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 28 часа / 0,78 зачетных единиц | ||||
в том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего) | 224/ 6,22 зачетных ед. | ||||
В том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | |||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | - | зачет | экзамен | ||
Общая трудоемкость: | |||||
часы | |||||
зачетные единицы | 8,0 |
5. Содержание дисциплины
Понятие, субъекты и цели макроэкономики. Основные макроэкономические школы и направления. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления. Система национального счетоводства и ее роль. Государство и рынок.
Экономическое равновесие - частичное и общее. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модели макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.
Экономический рост, его типы, темпы и модели. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования.
Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. Экономический цикл: содержание, фазы, типы. Государственное антициклическое регулирование. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия. Антиинфляционная политика. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией.
Кредитно-денежная система. Монетарная политика и ее инструменты. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения. Налоговая система РФ. Современные реформы налогообложения. Финансовая система и финансовая политика. Государственный бюджет. Управление государственным долгом. Фискальная политика и ее инструменты. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 11.Экономический рост
Понятие и факторы экономического роста. Теории экономического роста. Кейнсианские теории экономического роста: Е.Домара, Р.Ф.Харрода. Неоклассическая модель роста Р.Солоу. Экономический рост и сбережения. Оптимальная норма сбережения и «золотое правило накопления» Э.Фелипса. Экономический рост и сочетание фискальной и монетарной политики.
.РАЗДЕЛ 6. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Тема 12.Понятие и структура государственного бюджета. Бюджетный дефицит: неоклассический и кейнсианский подходы. Государственный долг и управление им. Профицит бюджета.
Тема 13. Налоги: сущность, виды и принципы налогообложения. Пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Влияние прямых и косвенных налогов на экономику. Чистые налоги. Кривая Лаффера. Налоговая система РФ. Современные реформы налогообложения. Виды и инструменты фискальной политики.
Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1. Курс экономической теории: Учебник.5-е изд., Исправл., доп. и перераб. Авт. кол. кафедры Экономической теории МГИМО(У) МИД,2006
2.Курс экономической теории /Под ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. Киров; АСА, 2004.
3. Макконнелл К. Брю С. Экономикс.15-е изд. М.:Инфра-М,2005.
4. Экономическая теория. Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. В.Д. Камаева.- 10- изд. Перераб.и доп.- М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - М.,2000.
6. Гребнев Л., Нуреев Р. Экономика. Учебник. - М., 2000.
б) дополнительная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В.Сидоровича.- М.6 МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
2.Афанасьев М.П., Очерки истории экономической Мысли. М.: БДЦ-пресс,2005
3.Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика.В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
4.Грегори Мэнкью, Принципы экономикс. СПб.: 1999.
5. Киселева Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций: Учебное пособие/ Е.А.Киселева.- М.: Эксмо,2006.
6. Статьи в журналах:
а) Российский экономический журнал;
б) Вопросы экономики;
в) Экономический вестник России;
г) Экономист.
7. Экономика и жизнь. (Экономическая газета)
1. в) программное обеспечение
2. ОС Windows, VS Excel, Project expert, Orfo 2000, MS Access, OPT-1, DELOPRO.
3. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
4.«Консультант Плюс», «Гарант», Internet.
5. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
6.Методический кабинет кафедры «Менеджмента, экономического анализа и учета», методический кабинет ФПК и ПКС, библиотечный фонд ИГАСУ, компьютерные классы (3-105, 1-305а, 1-305) с пакетом программного обеспечения и доступом в Internet.
7. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
а). Изучение данной дисциплины строится с учетом выделения 17 тем;
б).В процессе обучения активно применяются интерактивные формы обучения, электронное тестирование для выявления уровня подготовленности студентов, реферативные сообщения, доклады, диспуты и круглые столы.
в). ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ
1. Макроэкономика: понятия, субъекты и цели.
2. Инструменты макроэкономики.
3. Модель кругооборота потоков благ и доходов.
4. Общественное производство и его стадии.
5. Основные макроэкономические показатели объёмов национального производства. ВВП ВНП, ЧНП. НД, ЛД, ЛРД.
6. Система национальных счетов.
7. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен и их виды: Ласпейреса, Пааше, Фишера.
8. Модели потребления. Кейнсианская модель потребления.
9. Потребление и сбережение. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережениям.
10. Сбережения и инвестиции (валовые и чистые). Совокупный спрос: понятия, кривая, ценовые и неценовые факторы.
11. Совокупное предложение: понятия и особенности конфигурации кривой совокупного предложения. Кейнсианский и неоклассическией подходы к совокупному предложению.
12. Макроэкономическое равновесие: модель AD-AS .Неоклассический и кейнсианский подходы к модели макроравновесия.
13. Денежный рынок: спрос и предложение денег . Равновесие денежного рынка.Модель IS-LM.
14. Деньги: понятие и функции. Теории денег. Сеньораж. Современные формы денег.
15. Инфляция: понятия, причины, виды. Антиинфляционная политика государства: основные направления и меры.
16. Государственный бюджет и его структура.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный университет»
Факультет коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по учебной работе
(декан факультета)
"____"______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МАКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки : Экономика предприятий и организаций
Квалификация (степень) выпускника бакалавр экономики
Нормативный срок обучения 4 года
Форма обучения заочная
Иваново 2011 год
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования Российской Федерации ФГОС №______ от _______ и учебного плана по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», утвержденного решением ученого совета ИГАСУ от _____________ (протокол № ___)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Менеджмент, экономический анализ и учёт» «_____» __________ _____ (протокол №____)
Одобрено советом (методической комиссией) факультета КПиПКС
Протокол № _______ от« ___ » __________________ 20_____ г.
Заведующий кафедрой | ________________ | Н.А. Квашнина |
Автор | ________________ | Т.В. Земцова |
Рецензент | ||
СОГЛАСОВАНО: | ||
Декан факультета коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов | ________________ | Н.Ю. Матвеева |
Заведующий выпускающей кафедры | ________________ | Н.А. Квашнина |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1.Цель:
-ознакомление студентов с основными положениями и методами макроэкономики, изучение национального хозяйства в целом, проблем макроэкономического равновесия и нестабильности;
- формирование у студентов представлений об особенностях функционирования современной экономики, в том числе денежно-кредитной и бюджетно-налоговой систем; о роли инвестиций в развитии национального производства;
- формирование навыков оценки влияния государственного регулирования экономика на национальную экономику в целом.
1.2. Задачи:
- ознакомить студентов с основными понятиями и теориями макроэкономики;
-сформировать представление о роли современного государства в экономике и возможностях ее регулирования;
обеспечить адекватное представление о монетарной, фискальной политиках, политике занятости, доходов населения, антициклическом регулировании и его инструментах.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Макроэкономика» относится к Б.3. «Профессиональный цикл».
Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать следующими компетенциями:
– способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
– способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни (ОК-2);
– свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владением одним из иностранных языков как средством делового общения (ОК-5);
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7).
Знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения данной дисциплины, необходимы для освоения таких последующих дисциплин, как Мировая экономика и международные экономические отношения, История экономических учений, Маркетинг, Организация предпринимательской деятельности, Бизнес-планирование, Оценка конкурентоспособности, Экономика предприятия.
3.Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
уметь:
-оперировать основными категориями и понятиями макроэкономики;
-использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической мысли в макроэкономике;
-распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления на уровне макроэкономики,
- оценивать влияние инструменты макроэкономического регулирования на национальную экономику и экономику отдельных фирм;
-выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на макроэкономическом уровне;
-строить стандартные теоретические и эконометрические модели на основе описания макроэкономических процессов и явлений;
-собрать исходные данные, необходимые для расчета и оценки макроэкономических социально-экономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики;
-анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; планировать и осуществлять хозяйственную деятельность с учетом этого анализа;
-структурировать изучаемый материал и методически оформлять его.
знать:
основные макроэкономические понятия и процессы, происходящие в рыночной экономике;
-измерение результатов экономической деятельности страны; основные формы проявления макроэкономической нестабильности, в том числе цикличность экономического роста, безработицу, инфляцию, ее причины и антиинфляционную политику;
-модели общего макроэкономического равновесия; модель доходов и расходов;
-денежный рынок и формирование его равновесного состояния. Банковскую систему
-роль государства в экономике, основные виды экономических политик и их инструменты.
Владеть:
-понятийным аппаратом макроэкономики и важнейшими терминами основных школ и направлений экономической мысли;
- навыками оценки макроэкономических показателей и их возможного влияния на объекты профессиональной деятельности:
- методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой макроэкономической задаче;
-навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе направлений (школ) макроэкономики.
-навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов /зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | 28 часа / 0,78 зачетных единиц | ||||
в том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | - | - | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||
Самостоятельная работа (всего) | 224/ 6,22 зачетных ед. | ||||
В том числе | |||||
Курсовой проект (работа) | - | - | |||
Расчетно-графические работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | - | зачет | экзамен | ||
Общая трудоемкость: | |||||
часы | |||||
зачетные единицы | 8,0 |
5. Содержание дисциплины
Понятие, субъекты и цели макроэкономики. Основные макроэкономические школы и направления. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления. Система национального счетоводства и ее роль. Государство и рынок.
Экономическое равновесие - частичное и общее. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модели макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.
Экономический рост, его типы, темпы и модели. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования.
Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. Экономический цикл: содержание, фазы, типы. Государственное антициклическое регулирование. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия. Антиинфляционная политика. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией.
Кредитно-денежная система. Монетарная политика и ее инструменты. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения. Налоговая система РФ. Современные реформы налогообложения. Финансовая система и финансовая политика. Государственный бюджет. Управление государственным долгом. Фискальная политика и ее инструменты. Доходы населения и их перераспределение. Социальная политика государства.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ