Проблема, зачастую, состоит из множества вопросов, поэтому нельзя ее отождествлять с вопросом.
После формирования проблемы исследования определяютсяобъект и предмет исследования.
Объект исследования-это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой диссертант познает объект. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований. Предмет исследования определяет тему диссертационного исследования.
Следующий этап – это установка цели. Цель исследования– это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге над работой диссертации.
Цель исследования должна начинаться словами «разработать методику (модель, показатели и т.д.)», «обосновать или выявить что – либо», «охарактеризовать…», «дать целостную картину…», «определить его значение…», «раскрыть особенности…», «проанализировать и обобщить опыт…» и т.п. Часто научные цели подменяются практическими, такими как « Повышение эффективности…..», Совершенствование управления……» и т.п. И даже такая цель, как «разработать научно обоснованные рекомендации» - это не основная, а вспомогательная цель.
Сформулированная цель исследования определяет его задачи, которые выступают как подцели.
Формулировки задач делаются в форме перечисления. Например: «исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить.., 2) выявить…,3) разработать…., 4) экспериментально проверить…, 5) оценить…, 6) проанализировать…, и т.п.
Формулировки задач необходимо делать тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание и название глав самой диссертации.
Далее в работе раскрываются теоретическая и методологическая база исследования.В этом разделе указывает базовые теории, концепции, методы, которые лежат в основе диссертационного исследования. Начинается этот раздел так; исследования опирались на…., методологической базой исследования послужили работы…, методологической основой исследования являются….
Информационную базу исследования составляют официальные материалы Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, нормативные документы и аналитические справки органов власти и управления, результаты проведенных обследований в субъектах Российской Федерации, научные отчеты НИР, исполненные по договорам с государственными научными учреждениями , муниципальными образованиями и предприятиями, информация, опубликованная в специальных научных журналах и периодической печати.
Раздел «Научная новизна диссертационного исследования» представляет обоснование новизны, что дает диссертанту право на использование понятия «впервые». Это означает в науке факт отсутствия подобных результатов. Научная новизна для большинства наук – это наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы, методические рекомендации, которые внедрены в практику и способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений. Этот раздел делается с помощью формулировок: разработаны, раскрыты, определены, исследованы, уточнены, предложены, систематизированы, сформулированы и т.п.
Разделтеоретическая значимость исследованияраскрывает значимость в соответствующей области науки и показывает место разработанным диссертантом теоретическим положениям, методическим рекомендациям в научном здании.
Разделпрактическая значимость исследования показываетвозможности использования результатов исследования в практической деятельности (публикация результатов в научной печати, наличие авторских свидетельств, актов о внедрении результатов, апробация результатов исследования на НПК и симпозиумах, в использовании научных разработок в учебном процессе) независимо от того – является данная магистерская диссертация теоретической или практической.
В конце вводной части желательно раскрыть структуру диссертационной работы.
Пример:
Структура и содержание диссертации. Поставленные цель и задачи исследования определили логику и структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность проблемы; формулируются цель и задачи работы, объект и предмет исследования; раскрываются методологические основы, информационная база,теоретическая и практическая значимость исследования .
В первой главе «Теоретико-методические подходы к прогнозированию развития региональной социально-экономической системы» рассмотрены теоретические и методические основы социально-экономического прогнозирования в регионе, выявлены особенности регионального прогнозирования. Регион рассмотрен как сложная, динамическая система, функционирующая в условиях нелинейной динамики развития. Обоснована система показателей, позволяющая оценить и спрогнозировать социально-экономическое развитие региональной системы.
Во второй главе «Ситуационный анализ региональной социально-экономической системы (на примере Новгородской области)» проанализировано состояние РСЭС по основным подсистемным блокам: экономическому и социальному. Исследованы и спрогнозированы тенденции социально-экономического развития Новгородской области, выявлены угрозы и возможности развития области в кратко- и среднесрочной перспективе. Обоснована необходимость использования методов долгосрочного прогнозирования развития РСЭС, учитывающих нелинейность развития.
В третьей главе «Сценарный метод прогнозирования как основа принятия управленческих решений» предложена схема процесса принятия управленческих решений в регионе, основанная на системе прогнозирования. Представлена усовершенствованная итеративная модель разработки сценариев развития РСЭС. Разработаны возможные сценарии развития Новгородской области. Обоснована необходимость перехода на инновационный путь развития. Апробированы методы долгосрочного прогнозирования регионального развития, учитывающего нелинейность процесса развития.
В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования.
Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами. Она обычно делится на 3 главы (теоретическую часть; аналитическую и практическую части (научно-экспериментальную). Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему (около 30 стр). Каждую главу целесообразно разделить на 2-4 параграфа.
Первая глава носит теоретико – методологический характер. Диссертант должен показать знание базовых теоретических и методологических положений, исторического аспекта проблемы и уровня ее разработанности в исследуемых научных областях, дается оценка методических подходов к решению рассматриваемой проблемы и представляет авторское определение понятий при рассмотрении понятийного аппарата исследуемой темы.
Теоретическая часть является обоснованием будущих разработок, т.к. позволяет выбрать методологию и методику анализа и решения поставленных проблем.
Во второй главе анализируется конкретный материал по выбранной теме, собранный во время работы над диссертацией, дается всесторонняя характеристика. Это глава содержит фактические данные в виде аналитических выкладок и расчеты показателей, которые характеризуют объект. В результате этих процессов выявляются проблемы исследуемого объекта, которые необходимы для обоснования будущих разработок.
В третьей главе разрабатываются практические рекомендации по решению поставленных проблем и формулируются конкретные предложения по совершенствованию исследуемых явлений и процессов. В этой главе представлены расчеты результатов апробации практических рекомендаций, разработанных диссертантом.
В диссертации каждая глава заканчивается выводами.Они должны отражать элементы новизны, их должно быть – 3-5.
Все материалы, не являющиеся насущно важными, выносятся в приложение.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Заключительная часть магистерской диссертации представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и решение проблемы. Ценность диссертации повышает, если заключение включает в себя научные и практические предложения из круга работ, проведенных лично магистрантом и внедренных на практике. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.
Список использованных источников. Список использованных источников является обязательным атрибутом любой учебно-исследовательской работы и отражает самостоятельную творческую работу диссертанта.
Данный список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.
Список литературы должен содержать библиографические сведения о всех публикациях, затронутых в статье, расположенных в порядке упоминания, и не должен содержать указаний на работы, на которые в тексте нет ссылок. В списке литературы необходимо в обязательном порядке указывать страницы. Если Вы ссылаетесь на конкретную публикацию в журнале, газете, сборнике, то в выходных данных указывается интервал страниц. Если Вы ссылаетесь на издание, монографию, учебник, то указывается общее число страниц в этом издании.
Для магистерской диссертации данный список должен включать не менее 100 источников, в т.ч. 50 монографических работ и научных статей. В список включаются нормативно – правовые акты, монографии, статьи, авторефераты и данные официальных сайтов Интернета. Список составляется в алфавитном порядке (Приложение 3 – пример составления списка)
Приложения являются обязательным компонентом выпускной квалификационной работы, в частности, магистерской диссертации. В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой, - разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения. Приложение начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение », напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь заголовок.
Приложения не засчитываются в заданный объем работы.
3. Общие требования к оформлению работы
Правила оформления научных работ являются общими для всех направлений и регламентируются действующими государственными стандартами.
Стиль изложения должен быть литературным и научным. Повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы предполагаем», «На наш взгляд») или от имени третьего лица («Автор считает», «По мнению автора»).
При написании работы магистрант обязан делать ссылки на источники, из которых он заимствует материалы. Все ссылки, приводимые в статье, должны быть затекстовыми (то есть расположенными в конце статьи), с указанием в основном тексте порядкового номера источника и используемых страниц, например, [ 6, с.12-15]
При компьютерном наборе рекомендуется: Шрифт Timres New Roman 14, интервал – 1,5. Поля: 3см — левое, 1см – правое, остальные по 2 см, печать текста на одной стороне листа, оборот листа пустой. Страницы должны быть пронумерованы, начиная со второго листа. Основной текст должен быть выровнен по ширине.
Заголовки глав (разделов) и подразделов печатать с прописной буквы без точки в конце. Между строками заголовка: интервал – 1, перед текстом: интервал -2, интервал между заголовком раздела и подраздела – 2. Разделы и подразделы, пункты нумеруются арабскими цифрами. После номера разделов, подразделов, пунктов точки не ставятся. Главы начинаются с нового листа.
В таблицах и иллюстрациях указываются источники.
Подготовленная к защите магистерская диссертация сдается научному руководителю.
Научный руководитель анализирует содержание магистерской диссертации на соответствие заявленной теме, оценивает уровень разработанности проблемы, степень использования привлекаемых материалов, правильность структурирования материала, грамотность изложения, достоверность и обоснованность полученных результатов, аргументированность выводов.
Научный руководитель дает письменное заключение (отзыв) (Приложение 6) о степени соответствия работы требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации.
Заведующий кафедрой оформляет допуск к защите магистерской диссертации на титульном листе. На допуск к защите диссертация представляется за неделю до начала работы ГАК.
При выявлении серьезных недоработок, касающихся содержания или оформления, магистерская диссертация не допускается к защите и возвращается выпускнику на доработку с указанием срока повторного представления.
В случае, если магистерская диссертация не представлена в установленный срок или не допущена к защите, выпускник отчисляется из университета как не прошедший итогового аттестационного испытания.
Вместе с оформленной и сброшюрованной выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией) магистрант представляет научному руководителю (в дальнейшем на защиту) доклад и материалы презентации (или сброшюрованный «раздаточный материал», экземпляры которого передаются каждому члену аттестационной комиссии). Диссертация должна содержать 100 страниц.
Подготовка к защите магистерской диссертации
4.1 Магистрант, получив положительный отзыв на магистерскую диссертацию от научного руководителя, внешнюю рецензию (Приложение 5) и допуск к защите, должен подготовить доклад(до 10 минут) и презентацию (или сброшюрованный «раздаточный материал»), в которых четко и кратко излагаются основные результаты решения поставленной научной проблемы. Доклад содержит краткое изложение научной проблемы и практических рекомендаций, предложений, разработанных диссертантом по решению поставленных проблем. Презентация – это тот же доклад, представленный в виде слайдов, т.е. в иллюстративной форме. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые приводятся лишь в случае необходимости для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.
4.2 Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы.Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы не является обязательным документом для ее защиты на заседании аттестационной комиссии. Однако наличие такой справки характеризует высокий уровень выполнения выпускной квалификационной работы и подготовки магистранта. Поэтому в университете поощряется представление на защиту справки о внедрении тех или иных рекомендаций выпускной квалификационной работы в практику работы конкретного организации. В первую очередь это относится к предприятию, на примере которого выполнялась выпускная квалификационная работа. Справка пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием конкретных рекомендаций студента, которые использованы на предприятии (организации, фирме и т.п.), а также конкретного места (участка, цеха, подразделения, службы, отдела и т.п.), где эти рекомендации были применены.Справка прилагается к выпускной квалификационной работе и представляется в аттестационную комиссию. Образец справки о внедрении приводится в Приложении 7.
5. Защита выпускных квалификационных работ
Защита выпускных квалификационных работ проходит в торжественной обстановке, публично, на открытом заседании аттестационной комиссии.
Процедура защиты включает следующие стадии:
1. Доклад диссертанта по теме магистерской диссертации – до 10 минут.
2. Ответы на вопросы председателя, членов комиссии и других присутствующих.
3. Оглашение рецензии специалиста на магистерскую работу и справки о внедрении ее результатов в организации (если имеется).
4. Ответы выпускника на замечания рецензента.
5. Выступление научного руководителя магистерской диссертации и других лиц, присутствующих на защите, если они просят слово.
6. Ответы выпускника на критические замечания научного руководителя и других лиц, принявших участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.
После публичного заслушивания всех магистерских диссертаций, представленных на защиту, проводится закрытое (для посторонних) заседание аттестационной комиссии, на котором обсуждаются результаты прошедших защит, выносится согласованная оценка по каждой ВКР (магистерской диссертации). Затем председатель кратко подводит итоги, объявляет магистрантам результаты защиты.
Приложение 1
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет МЕНЕДЖМЕНТА