Вопрос 2. Концепция Хекшера-Олина
В 30-е гг. прошлого столетия шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин развили доктрину Д. Рикардо.
В основе концепции Хекшера-Олина лежит утверждение, согласно которому любой участник международной торговли стремится экспортировать товары, требующие в процессе их создания интенсивного использования факторов производства, которыми данная страна обладает в сравнительно большем объеме, чем ее партнеры.
Основные положения их теории сводились к следующему:
- в странах наблюдается тенденция экспортировать товары, для изготовления которых используются имеющиеся в избытке факторы производства, и, наоборот, импортировать товары, для производства которых необходимы относительно редкие факторы. Теория факторов производства объясняет производство товаров как результат использования первичных элементов — факторов производства. Классическая экономическая теория выделяет три основных фактора: труд, землю, капитал;
- в международной торговле при соответствующих условиях прослеживается тенденция к выравниванию «факторных цен». Под ценой фактора подразумевается вознаграждение, которое получает владелец фактора за его использование, для труда — это заработная плата, для капитала — процентная ставка, для земли — рента;
- экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства.
Э. Хекшер и Б. Олин, являясь последователями Д. Рикардо, негативно оценивали различные ограничения, затрудняющие межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства.
Концепция Хекшера-Олина включает ряд положений, касающихся особенностей функционирования факторов:
1. В соответствии с первым положением допускается постепенное уменьшение величины предельной полезности каждого из дополнительно включаемых в производство факторов. Это означает, что при увеличении, например, численности рабочих, занимающихся производством картофеля, на 10% объем выпуска продукта увеличится на меньшую величину. Дальнейшее увеличение численности рабочих будет вести к меньшему росту объема производимых товаров. Среди экономистов нет единого мнения относительно того, в каком направлении изменяется предельная полезность дополнительно вовлекаемых факторов. Д. Рикардо исходил из постоянной величины предельной полезности; многие же его последователи утверждали, что в ряде случаев, особенно при организации массового производства, предельная полезность возрастает.
2. Второе положение характеризует особенности потребления товаров. В обеих странах структура потребления, вкусы, привычки населения предполагаются одинаковыми. Все производители находятся в равных условиях, имеют аналогичные производственные возможности. Практически не изменяются тарифы, транспортные расходы и другие издержки производства.
3. Третье положение констатирует возможность страны расширить производство товаров, использующих значительное количество имеющихся в избытке факторов. В стране-производителе такие факторы будут расходоваться во всевозрастающих объемах, а их цена — повышаться по мере снижения предельной полезности каждого нового фактора. В стране-импортере, где потребность в данном факторе заменится потреблением соответствующего товара, цена фактора будет уменьшаться.
Например, производство шерсти и зерна в Австралии и Новой Зеландии с последующей продажей этих товаров в Великобританию будет означать расширение использования дешевых австралийских и новозеландских земель под зерновые и пастбища. Результатом должно стать повышение цены земли в Австралии и Новой Зеландии и снижение земельной ренты в Великобритании, которая станет импортировать австралийское зерно.
4. Что касается «мобильных факторов», прежде всего труда и капитала, то по концепции Хекшера-Олина, признающей возможность их передвижения за пределы национальных границ, прогнозируется вероятность замены движения товаров движением факторов производства. Так, Германия вместо расширения экспорта товаров в Польшу может перевести туда свой капитал и построить завод, начав производство данного товара в Польше.
Внешняя торговля в соответствии с концепцией Хекшера-Олина осуществляется следующим образом. Предположим одновременное существование двух стран. Назовем их условно «Индустриальной», специализирующейся на производстве промышленных товаров, и «Аграрной», производящей сельскохозяйственную продукцию.
В «Индустриальной» имеется избыточное количество капитала и относительно незначительное количество рабочей силы; в «Аграрной», наоборот,— относительный избыток земли при нехватке капитала.
При производстве некоторых видов товаров наличие капитала является решающим фактором. Так, переработка нефти, электронное машиностроение, производство группы машин и оборудования представляют собой капиталоинтенсивное производство при незначительном количестве работающих. Страна, обладающая избыточной массой капитала, будет ориентироваться на развитие именно этих производств.
Вместе с тем в ряде производств — в зерновом хозяйстве, при разведении рогатого скота — требуется значительное количество земельных ресурсов. Именно ими богата «Аграрная», поэтому здесь в основном и будут производиться сельскохозяйственные товары.
«Индустриальная» сможет использовать имеющиеся ограниченные земельные площади для производства промышленных товаров, обмениваемых на ввозимые из «Аграрной» зерно и мясо. Общим результатом станет более эффективное использование капитала и земли.
В качестве классического примера подобного разделения труда называлась внешняя торговля Англии с такими странами, как Австралия, Новая Зеландия, Канада. В обмен на машины и оборудование в Великобританию поставлялись зерно, шерсть, мясо.
Неоклассическая концепция Хекшера-Олина оказывалась удобной для объяснения причин развития торговли между метрополиями и колониями, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, обратно вывозились машины, оборудование, капитал.
Эта концепция использовалась для объяснения преимуществ стран в экспорте отдельных видов продукции в современных условиях. Например, преимущества Южной Кореи в экспорте таких трудоемких товаров, как одежда или электронные блоки, объяснялись наличием у нее значительного избытка дешевой рабочей силы, а преимущества Швеции в экспорте продукции сталелитейной промышленности — очень малым количеством фосфора, содержащегося в железной руде, позволяющего получать качественную сталь при минимальных производственных издержках. Преимущества Канады и Норвегии в выплавке алюминия были вызваны географическими условиями, позволяющими вырабатывать дешевую электроэнергию.
Повышение значимости внешней торговли в экономике индустриально развитых государств в конце 40-х начале 50-х гг. ХХ в. потребовало решения ряда экономических и политических вопросов.
Появление «Общего рынка» вызвало необходимость выяснения воздействия создаваемой общеевропейской таможенной «стены» на движение американского капитала.
Не менее важным представлялось определение влияния либерализации торговли между западноевропейскими странами на развитие однородных производств, а соответственно и на занятость в этих странах. Возникли такие вопросы, как влияние ликвидации внешнеторговых барьеров на заработную плату, развитие внутриевропейской торговли и т. д.
Концепция Хекшера-Олина отвечала на поставленные вопросы следующим образом. Торговля должна быть наибольшей и особенно эффективной между странами с максимально различающейся структурой экономики (вследствие различной наделенности факторами производства). Однородные производства следует сосредоточить в одной стране.
Развитие торговли эффективно в том случае, если это стимулирует отдельные государства отказаться от производства однородных товаров, т. е. усиливает межотраслевую специализацию производства.
Странам надо экспортировать товары, при производстве которых максимально используются относительно избыточные факторы. Свободная торговля при этом должна выравнивать цены таких факторов, как заработная плата, процентные ставки, рентные платежи и т. д. Международные инвестиции должны стимулироваться различиями в обеспеченности факторов. Наконец, необходима взаимозаменяемость международной торговли и международных инвестиций.
Несовпадение этих положений с реальным мировым внешнеэкономическим развитием привлекло внимание исследователей уже в первые послевоенные годы. В середине 50-х гг. ХХ в. в связи с программами создания «Общего рынка» в Европе проверка фактического соответствия тенденций развития внешней торговли теоретическим положениям неоклассиков стала особенно актуальной.