ТЕМА №12. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА

Вопрос 1. Сущность и функции финансов

Финансы — это система экономических отношений по поводу образования и использования денежных средств в процессе создания материальных благ и услуг а также решения социальных проблем общества. Финансовые отношения обусловлены товарно-денежными отношениями и выступают одной из сторон этих отношении. Они являются денежной формой выражения затрат и результатов труда в процессе воспроизводства. Содержание финансовых отношений и закономерности их развития определяются экономическим строем того общества, в пределах которого они функционируют.

Развитие финансов связано с выполнением государством общественных функций социально-экономического функционирования системы: управлением народным хозяйством, удовлетворением социальных потребностей населения, развитием культуры и т.д. Финансы призваны также обслуживать экономическую самостоятельность государственных предприятий и организаций, акционерных, арендных и кооперативных звеньев народного хозяйства, их деятельность по организации коммерческого расчета и самофинансированию.

Финансовая система включает следующие основные звенья: государственный и местные бюджеты, фонд государственного социального страхования, фонд имущественного и личного страхования граж дан, финансы предприятий и организаций, фирм и отраслей и т.д.

В современных цивилизованных странах осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями финансовой системы. Так, федеральное правительство независимо от местного в вопросах, связанных с решением проблем нации в целом, — расходах на управление, оборону, исследование космоса, внешнеэкономическую деятельность, в то время как местные органы власти проводят независимую политику в развитии школьного образования, поддержании общественного порядка, охране окружающей среды и т.п. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации не включаются в федеральный бюджет. Такой принцип построения финансовой системы получил название фискального федерализма.

Финансовые отношения — понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле, с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и других услуг, с движением денег при их дарении и наследовании. Система финансовых отношений включает:

  • денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.
  • денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней
  • денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  • денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий, во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда
  • денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.
  • денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из фондов общественного потребления и т.д.

Финансы выполняют две основные функции распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в первичном и вторичном распределении (перераспределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное — образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализуется посредством финансовой информации, выражающейся в различных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выручка, фондоотдача и пр.) Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне.

Государственный бюджет является центральным звеном финансовом системы и выступает основным финансовым планом страны. Он представляет собой форму образования централизованных денежных средств, расходуемых на обеспечение сбалансированного развития экономики, решение социальных проблем населения обеспечение государственных нужд и запросов. За счет средств бюджета финансируется капитальное строительство, осуществляются фундаментальные научные исследования, ведется подготовка и переподготовка квалифицированной рабочей силы и т.д.

Переход к рыночной экономике, структурная перестройка народного хозяйства, перевод предприятий на принцип самофинансирования существенно отражаются на финансовой политике государства.

Изменились принципы построения государственного бюджета. Здесь действуют два основных фактора, Первый из них состоит в том, что хозяйствующие звенья в экономике даже в государственном секторе обладают самостоятельностью, они связаны с центральной финансовой системой экономическими «узами», выплачивая налоги и производя отчисления. Основной формой платежей выступает налог на добавленную стоимость и налог на прибыль В государственный бюджет поступают платежи, взимаемые с торговых организаций. доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги с населения и другие платежи и поступления

Второй фактор государства СНГ выступают ныне суверенными. Это обусловило то, что всей доходной частью бюджета они распоряжаются по своему усмотрению, в их ведении находятся средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности.

Изменилась структура расходной части государственного бюджета. Если раньше, при прежней командно-административной системе, основная часть бюджета шла на финансирование народного хозяйства, теперь положение изменилось. Рыночная система обусловила переход предприятий на принцип самоокупаемости и самофинансирования. Именно в силу этой причины главной статьей расходов государственного бюджета явилось финансирование социально- культурных учреждений, системы образования и здравоохранения мероприятий по социальной защите населения. В расходах бюджета имеются статьи, характеризующие за трать на оборону республики.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

1. Функция перераспределения национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 3/4 денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

2. Функция вмешательства в процесс воспроизводства, посредством которого государстве поддерживает отдельные отрасли национальной экономики

3. Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе.

4. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

5. Содержание аппарата управления.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов н реализация таким образом финансовой политики государства. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и других для финансовой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, наукоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономические и военные нужды.

Наши рекомендации