Вопрос 2. Взгляды представителей основных школ на макроэкономические процессы
Классическая школа господствовала в экономической теории до 30-х гг. ХХ в. В связи с тем, что до этого периода макроэкономика не сформировалась как целостная наука, в ней нет единой концепции, нет одного выразителя идей.
Исследования и интерпретацию отдельных вопросов и макроэкономических проблем можно найти в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Л. Вальраса. В целом это направление представляет ортодоксальную классику. В наиболее систематизированном виде эта концепция представлена в книге А. Маршалла "Принципы экономической теории" и в работах других представителей кембриджской школы. Наиболее последовательны в продолжении традиций классической школы неоклассики.
Основные идеи этой школы следующие:
- Экономика по своей сути - экономика совершенной конкуренции. Проявления несовершенной конкуренции - явления случайные и не меняют ни сути, ни характера экономической природы.
- Экономика всегда находится в равновесии. Неравновесие носит случайный характер, экономика сама преодолевает его. Основой для восстановления равновесия служит закон Сэя, согласно которому предложение порождает спрос. Поэтому изменения предложения вызовут изменения спроса, и экономика вновь возвратится в равновесное состояние.
- Все факторы производства задействованы полностью. Объем предложения находится на потенциальном уровне.
- Объем предложения определяется только наличными факторами производства. Все факторы взаимозаменяемы.
- В силу того, что экономика является саморегулируемой, влияние государства на нее должно быть минимальным.
- Государство снабжает экономику бумажными деньгами, собирает налоги для формирования собственной финансовой базы.
- Экономика является саморегулируемой. Ее встроенными стабилизаторами являются: - заработная плата;
- - цена;
- - ставка процента.
- Встроенные стабилизаторы позволяют экономике восстанавливать нарушенное равновесие, не прибегая к внешнему вмешательству. Под внешним вмешательством понимается самостоятельное регулирование государством экономики.
- Ведущая роль в модели "совокупный спрос - совокупное предложение" отводится совокупному предложению.
- Цены абсолютно гибкие, так как они могут меняться в краткосрочном периоде как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Цены на товары и цены на факторы производства достаточно сильно влияют друг на друга.
- В экономике существует полная занятость. Безработица носит временный характер, часто бывает добровольной. Работники предпочитают быть безработными, чем работать за более низкую заработную плату, которая в условиях спада производства также начинает падать. Но на стадии подъема она будет возрастать.
- Классики исходили из ситуации классической дихотомии. Экономика подразделяется на два различных сектора: - денежный;
- - реальный.
Все реальные рынки (товара, земли, капитала и труда) являются равновесными. Основное влияние на развитие экономики оказывает реальный сектор.
- Функционирование денежного и реального рынков имеет самостоятельный характер, взаимное влияние денежного и реального секторов друг на друга минимально. Деньги не оказывают самостоятельного влияния на экономику и служат счетной единицей и средством обращения.
- Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды. Например, фирме важно получить больше прибыли, домохозяйству - увеличить потребление. Все принятые субъектами решения оказываются под огромным влиянием параметров экономической конъюнктуры.
Классический подход лишен субъективных оценок, он достаточно объективен. Основными представителями неоклассической школы являются Р. Солоу, Т. Саржент, Р. Лукас, Н. Уоллес.
Кейнсианская школа. Ее родоначальником является Дж. М. Кейнс. Он стал рассматривать макроэкономику как целостную систему и полностью отрицал все постулаты классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика рассматривалась классической школой как идеальная, абстрактная модель, не отражающая реальных экономических процессов.
Основные положения кейнсианской концепции следующие:
- Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Напротив, несовершенство рынков свойственно современной экономике.
- Экономика часто находится в неравновесии, общее равновесие достигается редко и носит мгновенный характер.
- Сам рынок не может решить проблему восстановления общего равновесия. Государство должно взять на себя ответственность за восстановление равновесия, решение многих проблем. Вмешательство государства в экономику носит объективный характер. У государства есть финансовые и материальные возможности, чтобы корректировать экономические процессы. Восстановление равновесия на денежном рынке оно будет проводить при помощи бюджетно-налоговой политики, ресурсом для проведения которой служит государственный бюджет. Бюджетно-налоговую политику проводит правительство. Ситуацию на денежном рынке государство будет исправлять при помощи политики, проводимой Центральным (эмиссионным) банком. Он будет использовать имеющиеся у него возможности для проведения кредитно-денежной политики.
- Ведущая роль принадлежит совокупному спросу в модели "совокупный спрос - совокупное предложение". Вмешательство государства должно стимулировать увеличение совокупного спроса или общих расходов в экономике.
- Встроенные стабилизаторы, на действии которых основывалось мнение классической школы о самовосстановлении экономики, по сути не являются таковыми. Цены не гибкие в силу влияния институциональных факторов (долгосрочных контрактов) и субъективных особенностей поведения субъектов, их прогнозов по поводу будущего экономики.
- Ставка процента не может исполнять роль единственного регулятора в экономике, так как интересы владельцев сбережений и интересы инвесторов не совпадают.
- Заработная плата не может меняться с изменением конъюнктуры, так как ее уровень фиксируется в долгосрочных трудовых контрактах. Для экономики характерна вынужденная безработица.
- Экономические субъекты действуют нерационально, они руководствуются такими субъективными факторами, как традиции, социальные условности, психология поведения.
- Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность.
- Все рынки взаимосвязаны, и любые изменения на одном из них ведут к изменениям на другом. Существует определенный механизм взаимодействия между денежным и реальным рынками.
- Факторы производства не являются взаимозаменяемыми, они не используются полностью, поэтому для рыночной экономики проблемой является достижение уровня потенциального ВВП.
Монетаризм. Точно так же, как кейнсианцы в середине 30-х гг. ХХ в. стали ведущей школой на волне критики классиков, монетаристы заняли их место в 70-е гг., критикуя их основные постулаты. Монетаризм является одним из наиболее интересных направлений в современной экономической теории. В основе монетаристской теории лежит идея перманентного дохода и теория денежного спроса.
Согласно монетаристской концепции:
- Экономические субъекты действуют в соответствии с теорией адаптивных ожиданий.
- Домашние хозяйства планируют свои доходы исходя из постоянного (перманентного) дохода, а не из текущего дохода.
- Государственное вмешательство в экономику противоречит природе экономики, однако с ним приходится мириться. Государство издавна присутствует на денежном рынке, являясь эмитентом наличных денег. Поэтому оно должно прежде всего заниматься регулированием денежного сектора экономики. Цель регулирования- изменение динамики прироста денежной массы.
- Государственное вмешательство в реальный сектор экономики нежелательно, так как, во-первых, государственные инвестиции менее эффективны, чем частные. Это происходит потому, что государство не заботит получение прибыли, цель его инвестиций - решение социальных, общеэкономических проблем. Мотивация инвестиционных решений государства не согласуется с принципами деятельности субъектов в рыночной экономике. Во-вторых, увеличение государственных закупок товаров и услуг возможно за счет увеличения доходов государства.
- Одним из основных типов доходов государства являются налоговые доходы. Чтобы их увеличить, государство должно увеличить налоги с предприятий. Стимулы к инвестиционной деятельности частного бизнеса сокращаются, и он замещается постепенно государственным. Но, как показал исторический опыт развития, расширение присутствия государства в реальном секторе приводит к снижению эффективности экономики в целом.
- Цель государства - обеспечить стабильность экономики, сохраняя основы рыночного механизма.
- Государство не должно стремиться трудоустроить всех трудоспособных граждан, всегда объективно существует в экономике определенная часть безработных лиц. Их можно отнести к элементам "естественной безработицы". Стремление государства сформировать уровень занятости ниже естественного приведет к инфляционным явлениям.
- Для того чтобы изменить ситуацию в экономике, необходимо регулировать совокупное предложение.
- Деньги - не просто богатство, а один из элементов активов. Денежный рынок взаимодействует с реальным сектором не только через косвенные механизмы, а непосредственно через механизм оптимизации портфеля активов. В долгосрочном периоде деньги нейтральны. В краткосрочном периоде изменение денег первично по отношению к изменениям в реальном секторе экономики.