Вопрос 2. эластичность спроса
Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
− наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;
− размер дохода;
− значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. В современной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;
− размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;
− качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.
Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – это относительное изменение объёма продаж под влиянием изменения цены на один процент:
|Ed | = - ΔQ / Q1 : Δ P / P1,
где Ed – эластичность спроса (в данном случае по цене);
ΔQ =Q2 - Q1 – изменение объёма продаж;
ΔP = (P2 - P1) – изменение величины цены.
Наличие знака «минус» отражает суть закона спроса, в основе которого лежит обратная зависимость между ценой и объёмом продаж. Поэтому для удобства расчёта данного коэффициента мы пользуемся «математическим модулем».
Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по аналогичным формулам, но поскольку он является величиной безразмерной и положительной, то мы обходимся без «модуля».
Точечная эластичность спроса по цене находится через производную, т.е. вычисляется в конкретной точке (например, P1; Q1). Ее рассчитывают при небольшой разнице между величинами P2 и P1, а также Q2 и Q1.
|Ed| = - dQ / dP : Q1 / P1 или |Ed| = - dQ / dP × P1 / Q1,
где dQ / dP – производная функции спроса в этой точке.
При значительных колебаниях факторов, влияющих на спрос, применяют дуговую эластичность.
Коэффициент дуговой эластичности рассчитывается по формуле:
|Ed| = - ΔQ / ½(Q1+ Q2) : ΔP / ½(P1 + P2),
где Ed – эластичность спроса (в данном случае по цене);
ΔQ =Q2 - Q1 – изменение величины спроса на отрезке;
½ (Q1 + Q2) – усредненная величина спроса на данном отрезке;
ΔP = (P2 - P1) – изменение величины цен;
½ (P1 + P2) – усредненное значение цен на данном отрезке.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.
1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: | Ed | > 1
2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени: | Ed|=1
3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос: | Ed | < 1
4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен: |Ed|=0
5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совершенной конкуренции. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос растет (падает), цена постоянна: |Ed| → ∞
Эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность рассчитываются аналогично.
Эластичность спроса по доходу показывает, насколько изменение объёма продаж зависит от изменения дохода. Данный вид эластичности имеет дело со смещением кривой спроса (вверх или вниз).
Ei = ΔQ / Q1 : Δ I / I1, (3.2.1.)
где I - величина дохода;
Тип товара взависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу:
- Ei < 0 - низшие продукты;
- 0 < Ei < 1 - предметы первой необходимости;
- Ei >1 – предметы роскоши.
Перекрёстная эластичность (Eig) показывает, насколько объём продаж подвержен изменениям в зависимости от колебания цен на другие продукты. Данный коэффициент оценивает степень взаимозависимости рынков:
- Eig > 0 - взаимозаменяющие продукты;
- Eig < 0 – взаимодополняющие продукты;
- Eig = 0 – независимые продукты.