Институт комплексной безопасности и специального приборостроения

МОСКОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения

Кафедра КБ-9 «Прикладная и бизнес-информатика»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой КБ-9

_________________ «____»_____________20____г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА»

2016 г.

ТЕМА№ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Вопрос 1. Предмет и метод экономики

Экономикаизучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов.

Ключевыми словами здесь являются «поведение людей» и «ограниченные ресурсы». В свою очередь поведение людей в экономической системе первоначально определяется их потребностями. Удовлетворение наших потребностей даёт нам возможность жить, к чему-то стремиться, радоваться жизни, творить. В самом общем виде, потребности людей — это то, что им нужно для жизни.

Потребности— это нужда или недостаток в чём-то, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, группы людей, общества в целом (Рисунок 1.1).

 
  Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru

Виды потребностей

 
  Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru

   
Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru В средствах существования Материальные Индивидуальные  
Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru Социально культурные Нематериальные Групповые  
Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru В средствах деятельности   Общественные  
       

Рисунок 1.1 — Виды потребностей

В первой группе потребности в средствах существования являются важнейшими потребностями человека в продуктах питания, в одежде, жилье и т.п., необходимых для поддержания жизни человека и его семьи.

Социально-культурные потребности — это потребности в образовании и квалификации, развлечениях, в искусстве, в общении с другими людьми. Для того, чтобы удовлетворить первые две группы потребностей, необходимо располагать материальными ресурсами, — материалами, инструментами, — то есть средствами деятельности. Возникают и развиваются потребности в средствах деятельности.

Во вторую группу потребности включаются в зависимости от того, в какой форме эти потребности удовлетворяются, то есть в зависимости от объекта потребностей.

Материальные потребности для их удовлетворения предполагают наличие продуктов в материальной вещественной форме, например потребности в продуктах питания и одежде, в транспорте и в жилище.

Нематериальные потребности — это потребности, удовлетворяемые в нематериальной форме, то есть это потребности духовные, этические, эстетические, например, потребность в творчестве, в любви к людям, в знаниях, в общении с природой, в красоте, в знании прошлого и предвидении будущего.

Объединение потребностей в третьей группе осуществляется в зависимости от того, кто является носителем потребности, кто её выражает, то есть в зависимости от субъекта потребности. Например, потребности в питании и одежде удовлетворяются индивидуально, это индивидуальные потребности. На окраине городка, у жителей небольшой улицы есть потребность в освещении тёмной улицы, это групповая потребность. Потребности в обороне страны, в охране общественного порядка, в создании единой налоговой системы — это общественные потребности.

Для удовлетворения потребностей необходимо иметь возможности их удовлетворения, другими словами нужны ресурсы, факторы производства.

Ресурсы — это имеющиеся в распоряжении людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей.

Факторы производства — это экономические ресурсы, то есть ресурсы, используемые для производства продуктов и услуг.

Самая главная их особенность состоит в том, что ресурсы и факторы производства ограничены. Ограничены, прежде всего, в том смысле, что их не хватает для удовлетворения всех растущих потребностей общества. Ресурсы и факторы производства, так же как и потребности, разнообразны и многочисленны. Наиболее известная в экономике классификация факторов производства: труд, капитал, земля.

Труд — это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг.

Капитал — это всё то, что используется рабочей силой в производстве продуктов и услуг, в частности, это станки, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства, склады, трубопроводы, линии электропередачи, системы водоснабжения и канализации. Капитал - это средства труда, которые созданы человеком.

Земля — в экономической теории это все естественные ресурсы, используемые в производстве продуктов и услуг. Это то, из чего производятся продукты, потребляемые человеком. К этим ресурсам относятся собственно земля как сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, леса.

Любой из перечисленных ресурсов является ограниченным, и этот факт очень важен для экономики. Необходимость выбора вытекает из факта ограниченности ресурсов, их редкости.

Метод любой науки — это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.

Рассматривая выше предмет экономической теории, мы выяснили, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.

Метод исследования зависит от предмета науки. В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные.

Общие методы — это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.

Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.

Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение «при прочих равных условиях», индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.

Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.

Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно—следственные связи, выявляются закономерности.

Абстрагирование — это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.

Допущение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.

Индукция — это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.

Дедукция означает предварительную формулировку какой—то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.

Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое — синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.

Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования. Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка.

В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.

Вопрос 2. Виды экономических систем

В экономике можно выделить отдельные части, называемые структурами экономики.

К таким структурам, существующим в любой экономической системе, относятся материально-техническая структура экономики, социально-экономическая структура, организационно-хозяйственная структура (хозяйственный механизм).

Материально-техническая структура экономики включает в себя, материальные и природные ресурсы, предметы труда, средства труда, предприятия и производственную инфраструктуру. Последняя включает в себя общие условия функционирования производства, например, дороги, аэропорты, линии электропередач, трубопроводы.

Социально-экономическая структура — это совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической структуры являются отношения собственности на средства производства.

Организационно-хозяйственная структура (хозяйственный механизм) — это совокупность способов, инструментов, форм организации связей между производителями и потребителями, между различными субъектами экономической системы, это механизм распределения ограниченных ресурсов общества. Другими словами, это механизм координации экономической деятельности.

Таким образом, любая экономическая система — это совокупность сложных взаимодействующих между собой структур

По-разному можно классифицировать экономические системы. Классификация экономических систем зависит от выбора определяющего критерия. В качестве такого критерия можно использовать различия в той или иной структуре, характеризующей экономическую систему. Это могут быть различия в материально-технической структуре, в социально-экономической или в организационно-хозяйственной структуре. В частности, если в качестве критерия классификации экономических систем взять уровень развития материально-технической базы, то исторически можно выделить доиндустриальную экономику, индустриальную, постиндустриальную.

Современные экономические системы рассматриваются главным образом с позиций особенностей организационно—хозяйственной структуры экономики, то есть с позиций её хозяйственного механизма. С этой точки зрения можно выделить традиционную, рыночную, смешанную, централизованно планируемую и переходную экономику.

Традиционная экономика — это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. В основе своей традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи.

Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики. В большинстве развитых стран Запада действуют государственные предприятия и развит механизм государственного регулирования экономики.

Централизованно планируемая экономика, её другое название административно-командная экономика, — такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой. Централизованно планируемая экономика длительное время существовала в бывших социалистических странах Восточной Европы, СССР, Китае, Вьетнаме. В настоящее время эта система сохраняется на Кубе, в Корейской народно-демократической республике (КНДР).

Переходная экономика — это современная экономическая система, существующая в странах, где идёт преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику. В эту группу стран входят бывшие социалистические страны Восточной Европы, государства, ранее входившие в состав СССР, а также Китай, Монголия, Вьетнам. Центральное место в процессе формирования нового экономического механизма принадлежит разгосударствлению и приватизации, рыночному ценообразованию, новой макроэкономической политике, индикативному централизованному планированию. По своей социально—экономической структуре переходная экономика представляет собой совокупность частной, государственной, смешанной и коллективной форм собственности.

Вопрос 3. Общая характеристика рыночной экономики

Рыночная экономика — это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы — что, как и для кого производить — решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции.

Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов.

Рынок — место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.

Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного товара), в науке определяется как совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Есть и определение рынка как действительного пространства, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги) и существуют способы их взаимодействия.

Многие ученые-экономисты рассматривают рынок как конкурентный механизм, управляющий движением спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему цен.

В широком значении рынок—это такая организация общественного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

- когда, в каком количестве и какие товары производить;

- как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);

- для какого потребителя производить.

- Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

- свобода предпринимательской деятельности;

- конкуренция (совершенная и несовершенная);

- наличие различных форм собственности;

- свободное ценообразование;

- наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

- развитие инфраструктуры рынка;

- стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели свободного рынка. Мировой экономической наукой сформулированы признаки, определяющие сущность феномена свободного рынка.

Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой оке выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижимость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые формы собственности. Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.

Второй признак. Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрастает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.

Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).

Четвертый признак. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

Пятый признак. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты рынка. Экономические агенты — это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.

Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи.

Предприятие, или фирма, — это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке.

Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ.

Основные принципы рыночной экономики:

1. Фундаментальным условием возникновения и развития рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация.

2. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства.

3. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов.

4. Для того, чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, чтобы ресурсы использовались с наибольшей пользой, необходима свобода выбора и свобода передвижения факторов производства.

5. Условием эффективного функционирования рыночной экономики является также государственное вмешательство в экономику, её государственное регулирование.

6. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима нравственность, нормы которой выработаны человечеством.

В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая произодителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.

Вопрос 4. Функции рынка

Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества. Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях. Можно выделить следующие основные функции:

- посредническая;

- регулирующая;

- ценообразующая;

- информационная;

- санирующая.

Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства. Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного, а для «чужого» потребителя. Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю по схеме: «производство — рынок — потребитель».

Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к сокращению. Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство. В экономике существуют затратный и рыночный механизмы ценообразования. Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения. Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Санирующая функция. Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).

Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены. Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдельных факторов.

Вопрос 1. Закон спроса

Спрос — это количество товаров и услуг, которые покупатели готовы приобрести по данной цепе в данное время.

Необходимо четко разграничить два экономических понятия: «спрос» и «потребности». Спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только платежеспособная. Кроме того, спрос количественно не совпадает с потребностью, ибо цена и доход всегда ограничивают объем покупок.

Спрос — это объем возможной покупки товара в зависимости от установившейся цены на него. Объем спроса — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (например, день или год). Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров (товаров-заменителей), доходов покупателей и их вкусов.

Зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен, может быть представлена в виде графика.

Графическое выражение между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар, называется кривой спроса. Кривая спроса обычно является убывающей.

Рассмотрим ситуацию: предположим, что вы имеете некоторую сумму денег и хотите купить 3кг риса. На рынке цена на рис равна 28 руб. за 1кг. Но если бы рис стоил 25 руб. за 1кг, то вы купили бы не 3, а 4кг (Q2 = 4кг). Изменение величины спроса равное Q2 есть то количество продукта, которое вы хотите и можете купить при сложившейся новой цене на данном рынке при прочих равных условиях.

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru

Итак, между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость (между величиной покупки и уровнем цены — зависимость обратная). Такая зависимость в экономической теории получила название закона спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена продукта, тем меньшее его количество люди готовы купить, или наоборот, чем ниже цена, тем большее количество продукта люди готовы купить ― при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Линия спроса D – функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Например: Дана функция спроса на товар: Q(D) = 7 – P. Давайте:

а) построим линию спроса данной функции;

б) проведём анализ рыночной ситуации, если на рынке при данном спросе предлагаются товары:

- X в количестве 3-х единиц по цене 2 р. за единицу;

- М в количестве 4-х единиц по цене 5 р. за единицу.

Рассуждения:

а) Поскольку заданная функция отражает линейную зависимость, то график данной функции построим по двум точкам: А и В.

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru

- Точка А – с координатами Q(D) = 0 и P = 7 – показывает, что по данной цене покупатель не может купить ни одной единицы товара. Для того, чтобы продавцу продать хотя бы одну единицу товара, надо снизить цену.

- Точка В – с координатами Р = 0, а Q(D) = 7 – показывает, что такое количество товара покупатели купят только бесплатно.

б) На рынок выходит продавец с двумя товарами Х и М:

- в точке Х – при цене P = 2 продавец предлагает количество товара Q = 3. Однако по этой цене покупатель хочет купить 5 единиц товара (Q(D) = 7 – 2). Возникает дефицит в размере 2-х единиц товара (5 - 3). Данные 2 единицы товара и все точки левее линии спроса отражают ситуацию дефицита на рынке;

- в точке М – товар в количестве 4 единиц предлагают по цене Р = 5 ден.ед. Однако по данной цене покупатели предъявят спрос только на 2 ед. (Q(D)) = 7 – 5). Следовательно, предложение товара превышает спрос на 2 единицы (4 - 2). Эти 2 единицы и все точки правее линии спроса отражают ситуацию излишка товара на рынке.

Под воздействием прочих (неценовых) факторов кривая может смещаться вправо или влево. Если спрос увеличится, кривая спроса сдвинется вправо, если спрос уменьшится, кривая спроса сдвинется влево.

Закон спроса не действует:

− при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

− для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота, драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предметом роскоши;

− при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при переключении спроса с маргарина на масло снижение цен на маргарин не увеличит спроса на него).

В экономической литературе выделяют три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него.

1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого товара. При изменении цены изменяется состояние расходов на товар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемого дохода снижение цены на данный товар означает для покупателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар потребитель хочет приобрести больше товара.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, это вызывает подорожание других товаров при неизменности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным.

Это происходит по двум причинам: при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара {действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).

На изменение спроса влияют неценовые факторы:

− число покупателей;

− изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;

− изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;

− изменение структуры населения, например старение населения. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Итак, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, от цены на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бензин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияют и другие факторы.

Вопрос 4. Равновесная цена

Механизм рыночного равновесия

Кривая спроса и предложения показывает, какое количество товаров и услуг покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Взаимодействие предложения и спроса приведет к установлению рыночной цены или равновесной цены.

Мы уже знаем, что покупатель по более высокой цене хочет и может купить как можно меньше продукции. Однако производитель, при более высокой цене, готов продать её как можно дороже. Когда цена, по которой продаёт продавец свою продукцию, равна цене, по которой покупает её покупатель, тогда на рынке наступает равновесие спроса и предложения.

Институт комплексной безопасности и специального приборостроения - student2.ru

Графически равновесию спроса и предложения соответствует точка пересечения соответствующих линий (кривых).

Точка E (с координатами Pe, Qe) называется точкой равновесия, а соответствующие цена (Pe) и объём продаж (Qe) – равновесными.

Рассмотрим экономическую ситуацию:

Функция спроса и предложения на продукцию составляют: Q(D) = 7 – P, a Q(s) = 2P – 5. Найдем:

1. Равновесную цену;

2. Равновесный объём продаж;

3. Что случится, если правительство страны установит цену на уровне 6 рублей за единицу?

Рассуждения:

1. По теории рыночного равновесия равновесная цена устанавливается в точке пересечения линии спроса и предложения. Следовательно, для того, чтобы определить равновесную цену, приравняем уравнения функции спроса и предложения: 7 – Р = 2Р – 5. Отсюда Ре = 4 (равновесная цена).

2. Чтобы определить равновесный объём продаж подставим равновесную цену в любое из уравнений (спроса или предложения): Qe = Q(D) = Q(s) =7 – 4 = 2 × 4 – 5 = 3;

Qe = 3 (равновесный объём продаж).

3. Подставим новое значение цены в функцию спроса и предложения: Q(D) = 7 – 6 = 1; Q(s) = 2 × 6 – 5 = 7.

При цене 6 рублей за единицу равновесие на рынке не будет достигнуто, т.к. количество предлагаемого товара составляет 7 единиц, тогда как количество спрашиваемого товара - всего лишь 1 единицу. Следовательно, на рынке возникает излишек товара, который равен 6 единицам (7 – 1 = 6).

Когда предложение превышает спрос, образуется излишек.

Покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Когда спрос превышает предложение (возникает дефицит), в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавца.

Равновесная цена—это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем является, соответственно, равновесным.

Равновесность ситуации означает ее оптимальность, эффективность, выгодность как для продавца, так и для покупателя.

На изменение рыночной цены влияют:

− возникающий неудовлетворенный спрос — ведет к повышению цен;

− избыточное предложение — приводит к снижению цен до уровня равновесных.

Пока предложение и спрос остаются неизменными, равновесная цена будет постоянной. В состоянии равновесия рынок сбалансированный. Это означает, что и покупатели, и продавцы не испытывают желания нарушить равновесие. Любая другая цена будет способствовать стремлению и продавцов, и покупателей изменить ситуацию на рынке.

Возможны четыре варианта взаимодействия спроса и предложения:

1) возрастание спроса на товар — кривая его двигается вправо;

2) уменьшение спроса на товар — кривая его двигается влево;

3) возрастание предложения на товар — кривая его двигается вправо;

4) уменьшение предложения на товар — кривая его двигается влево.

Можно выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товаров, уменьшение или увеличение спроса, увеличение или уменьшение предложения. Исходя из этого формируются четыре правила взаимодействия спроса и предложения:

- увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

- уменьшение спроса вызывает падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров;

- увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесн

Наши рекомендации