И основы его функционирования
1. Понятие финансов и их функции. Финансовый сектор и его структура. Государственные и частные финансы.
2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь.
3. Бюджетный дефицит, его причины и виды: структурный и циклический. Финансирование бюджетного дефицита. Бюджетный профицит. Государственный долг: внутренний и внешний. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.
Ключевые понятия и термины
Аккордный налог (lump-sum tax) – налог, который представляет собой постоянную сумму при любом уровне ВВП (GDP).
Акциз (excise tax) – налог на расходы, связанные с приобретением конкретного товара или определенного его количества.
Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами в данный год.
Государственный долг (public debt) – сумма накопленных прошлых бюджетных дефицитов.
Дискреционная фискальная политика (discretionary fiscal policy) – преднамеренное изменение парламентом налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов.
Достигнутая автоматически стабильность (built-in stability) – воздействие на экономику недискреционной бюджетной политики; изменение чистых налогов в прямой зависимости от изменений ВВП (GDP) с целью уменьшения (увеличения) чистых налоговых поступлений, способствующих снижению уровня безработицы (инфляционного давления) в период спада (инфляции).
Косвенные налоги на деловые предприятия (indirect business taxes) – налоги,которые фирмы включают в издержки производства продукта и перекладывают (целиком или частично) на покупателя путем повышения цены продукта (налог с оборота, акцизный сбор, оплата лицензий и др.).
Кривая Лаффера (Laffer curve) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляющая такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума.
Личный подоходный налог (personal income tax) – налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц.
Мультипликатор сбалансированного бюджета (balanced budget multiplier) – воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов и повышения (снижения) налогов на равновесный ВВП (GDP), выражающееся в увеличении (уменьшении) бюджета на величину этих приростов (сокращений).
Налог (tax) – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налог на добавленную стоимость, НДС (value-added tax, VAT) – налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и стоимостью товаров, купленных у других фирм.
Налог на заработную плату (payroll tax) – налог на нанимателей рабочей силы, а также на работников, составляющий определенный процент всей или части суммы полученной работниками заработной платы.
Налог на имущество, имущественный налог (property tax) – налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства.
Налог на прибыль корпораций (corporate income tax) – налог на чистый доход (прибыль) корпораций.
Налог с продаж (sales tax) – налог, которым облагаются затраты на большую группу товаров.
Налоговая льгота (tax subsidy) – субсидирование индивидов или отраслей с помощью благоприятных условий налогообложения; например, платежи нанимателя рабочей силы на страхование здоровья вычитаются из налогов на доходы и заработную плату.
Налоговый «клин» (tax «wedge») – косвенные налоги на бизнес и налоги на заработную плату, которые относятся фирмами к издержкам производства и включаются ими в цену производимой продукции; равны цене продукта за вычетом затрат ресурсов на его производство.
Положительное сальдо бюджета, бюджетный излишек(budget surplus) – превышение доходов государственного бюджета над его расходами.
Правительственные (государственные) закупки (government purchases) – денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства.
Правительственные трансфертные платежи (government transfer payment) – расходование правительством денег, в обмен на которые оно не получает товары и услуги текущего производства.
Предельная ставка налогообложения (marginal fax rate) – доля дополнительного (облагаемого налогом) дохода, которую приходится выплачивать в виде налогов.
Принцип налогообложения получаемых благ (benefits-received principle) – концепция, согласно которой лица, получающие от государства какие-то блага в виде товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства.
Принцип платежеспособности (ability-to-pay principle) – концепция, согласно которой с тех, кто имеет больший доход (или больше богатства), следует взимать абсолютно или относительно больший налог, чем с тех, у кого доход (или богатство) меньше.
Прогрессивный налог (progressive tax) – налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.
Пропорциональный налог (proportional tax) – налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика.
Регрессивный налог (regressive fax) – налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.
Сбалансированный годовой бюджет (annually balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в течение года.
Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика(concretionary fiscal policy) – уменьшение правительственных расходов, увеличение налоговых поступлений или их комбинация.
Средняя ставка налогообложения (average tax rate) – общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер облагаемого налогом дохода; налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход.
Стимулирующая фискальная политика (expansionary fiscal policy) – увеличение правительственных расходов, уменьшение налоговых поступлений или сочетание этих двух факторов.
Структурный дефицит (structural deficit) – разность между поступлениями налогов и расходами государственного бюджета в условиях полной занятости.
Фискальная, финансово-бюджетная, политика (fiscal policy) – изменения государственных расходов и налогообложения.
Функциональное финансирование (functional finance) – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ВВП (GDP) в условиях полной занятости независимо от государственного долга.
Циклически сбалансированный бюджет (cyclically balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах экономического цикла.
Циклический дефицит (cyclical deficit) – дефицит государственного бюджета, вызванный экономическим спадом и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.
Чистые налоговые поступления (net taxes) – налоговые поступления правительства минус государственные трансфертные платежи.
ЛИТЕРАТУРА
[1, с. 28, 36, 43, 74, 82, 89; 3, с. 43, 44, 80, 81; 4, с. 277–286, 396–405; 5, с. 501–541; 6, с. 314–326; 7, с. 242–262; 265–379; 8, с. 206–209; 9, с. 251–270; 391–409; 10, с. 255–265; 12, с. 149–158; 13, с. 207–230; 15, с. 291–311; 16, с. 227–234; 17, с. 434–503].
Задачи и тесты
№ 1. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
в) расходы государства уменьшаются;
г) сумма налоговых поступлений сокращается;
д) обязательства государства превышают его активы.
№ 2. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:
а) роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада;
б) сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада;
в) роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;
г) роста государственных расходов при неизменных ставках налогов в период инфляционного подъема;
д) сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.
№ 3. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:
а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;
б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;
в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;
г) будет способствовать ослаблению инфляции;
д) будет стимулировать совокупный спрос.
№ 4. Государственный долг – это сумма предшествующих:
а) государственных расходов;
б) бюджетных дефицитов;
в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;
г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов;
д) расходов на оборону.
№ 5. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?
а) сокращению производственных возможностей национальной экономики;
б) снижению уровня жизни;
в) перераспределению национального богатства между членами общества;
г) увеличению совокупных национальных расходов;
д) все предыдущие ответы верны.
№ 6. Прямая связь между чистыми налоговыми поступлениями и реальным ЧВП (NDP):
а) автоматически приводит к образованию бюджетных излишков в период рецессии;
б) повышает эффективность дискреционной фискальной политики, направленной на преодоление рецессии и достижение полной занятости;
в) расширяет возможности для поддержания полной занятости;
г) снижает влияние изменений объема плановых инвестиций на уровень национального дохода и занятости.
№ 7. В «Общей теории » Дж. М. Кейнса предполагается, что:
а) цены и заработная плата устойчивы;
б) кривая совокупного предложения представлена горизонтальной линией;
в) изменение уровня государственных расходов может влиять на величину ВВП (GDP);
г) изменения в налоговой политике могут влиять на величину ВВП (GDP);
д) все предыдущие ответы верны.
№ 8. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:
а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;
б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;
в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;
г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;
д) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.
№ 9. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:
а) политикой, основанной на количественной теории денег;
б) монетарной политикой;
в) деловым циклом;
г) фискальной политикой;
д) политикой распределения доходов.
№ 10. Согласно кейнсианской теории:
а) рыночный механизм гарантирует равновесное состояние экономики;
б) при постоянных ценах нет уверенности, что рыночный механизм обеспечит равновесие дохода и производства в условиях полной занятости;
в) совокупный спрос должен регулироваться, чтобы экономика достигла желаемого уровня равновесия дохода и производства;
г) все предыдущие ответы верны;
д) верны только ответы б) и в).
№ 11. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧВП (NDP), оно может:
а) снизить налоги;
б) снизить государственные закупки товаров и услуг;
в) уменьшить трансфертные платежи;
г) снизить уровень бюджетного дефицита;
д) верны ответы а) и г).
Ответы
1.б);2.а); 3. б); 4. в); 5. в); 6. г); 7. д); 8. а); 9. г); 10. д); 11. а).