И основы его функционирования

1. Понятие финансов и их функции. Финансовый сектор и его структура. Государственные и частные финансы.

2. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета. Бюджет Республики Беларусь. Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь.

3. Бюджетный дефицит, его причины и виды: структурный и циклический. Финансирование бюджетного дефицита. Бюджетный профицит. Государственный долг: внутренний и внешний. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь.

Ключевые понятия и термины

Аккордный налог (lump-sum tax) – налог, который пред­ставляет собой постоянную сумму при любом уровне ВВП (GDP).

Акциз (excise tax) – налог на расходы, связанные с приобретением конкретного товара или определенного его количества.

Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превыше­ния расходов государственного бюджета над его до­ходами в данный год.

Государственный долг (public debt) – сумма накопленных про­шлых бюджетных дефицитов.

Дискреционная фискальная политика (discretionary fiscal policy) – преднаме­ренное изменение парламентом налогов (налоговых ставок) и объе­ма правительственных расходов.

Достигнутая автоматически стабильность (built-in stabi­lity) – воздействие на экономику недискреционной бюд­жетной политики; изменение чистых налогов в пря­мой зависимости от изменений ВВП (GDP) с целью умень­шения (увеличения) чистых налоговых поступлений, способствующих снижению уровня безработицы (ин­фляционного давления) в период спада (инфляции).

Косвенные налоги на деловые предприятия (indirect business taxes) – налоги,которые фирмы включают в из­держки производства продукта и перекладывают (це­ликом или частично) на покупателя путем повышения цены продукта (налог с оборота, акцизный сбор, оплата лицензий и др.).

Кривая Лаффера (Laffer curve) – кривая, показываю­щая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляющая такую налого­вую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума.

Личный подоходный налог (personal income tax) – налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц.

Мультипликатор сбалансированного бюджета (balanced budget multiplier) – воздействие равных приростов (со­кращений) правительственных расходов и повышения (снижения) налогов на равновесный ВВП (GDP), выражаю­щееся в увеличении (уменьшении) бюджета на величину этих приростов (сокращений).

Налог (tax) – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача то­варов и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или ус­луги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Налог на добавленную стоимость, НДС (value-added tax, VAT) – налог на разницу между стоимостью продан­ных предприятием товаров и стоимостью товаров, куплен­ных у других фирм.

Налог на заработную плату (payroll tax) – налог на на­нимателей рабочей силы, а также на работ­ников, составляющий определенный процент всей или части суммы полученной работниками заработной платы.

Налог на имущество, имущественный налог (property tax) – налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства.

Налог на прибыль корпораций (corporate income tax) – налог на чистый доход (прибыль) корпораций.

Налог с продаж (sales tax) – налог, которым облагают­ся затраты на большую группу товаров.

Налоговая льгота (tax subsidy) – субсидирование инди­видов или отраслей с помощью благоприятных условий налогообложения; например, платежи нанимателя ра­бочей силы на страхование здоровья вычитаются из налогов на доходы и заработную плату.

Налоговый «клин» (tax «wedge») – косвенные налоги на бизнес и налоги на заработную плату, которые относят­ся фирмами к издержкам производства и включаются ими в цену производимой продукции; равны цене про­дукта за вычетом затрат ресурсов на его производство.

Положительное сальдо бюджета, бюджетный излишек(budget surplus) – превышение доходов государственного бюджета над его расходами.

Правительственные (государственные) закупки (govern­ment purchases) – денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства.

Правительственные трансфертные платежи (government transfer payment) – расходование правительством денег, в обмен на которые оно не по­лучает товары и услуги текущего производства.

Предельная ставка налогообложения (marginal fax rate) – доля дополнительного (облагаемого налогом) дохода, которую приходится выплачивать в виде налогов.

Принцип налогообложения получаемых благ (benefits-received principle) – концепция, согласно которой лица, получающие от государства какие-то блага в виде то­варов и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства.

Принцип платежеспособности (ability-to-pay principle) – концепция, согласно которой с тех, кто имеет боль­ший доход (или больше богатства), следует взимать абсолютно или относительно больший налог, чем с тех, у кого доход (или богатство) меньше.

Прогрессивный налог (progressive tax) – налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода.

Пропорциональный налог (proportional tax) – налог, сред­няя ставка которого остается неизменной при увели­чении или сокращении дохода налогоплательщика.

Регрессивный налог (regressive fax) – налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.

Сбалансированный годовой бюджет (annually balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в течение года.

Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика(concretionary fiscal policy) – уменьшение правительственных расходов, увеличение налоговых поступлений или их комбинация.

Средняя ставка налогообложения (average tax rate) – общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер облагаемого налогом дохода; налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход.

Стимулирующая фискальная политика (expansionary fiscal policy) – увеличение правительственных расходов, уменьшение налоговых поступ­лений или сочетание этих двух факторов.

Структурный дефицит (structural deficit) – разность меж­ду поступлениями налогов и расходами государственного бюджета в условиях полной занятости.

Фискальная, финансово-бюджетная, политика (fiscal policy) – изменения государственных расходов и налогообложения.

Функциональное финансирование (functional finance) – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ВВП (GDP) в условиях пол­ной занятости независимо от государственного долга.

Циклически сбалансированный бюджет (cyclically balanced budget) – равенство правительственных рас­ходов и налоговых поступлений в пределах экономического цикла.

Циклический дефицит (cyclical deficit) – дефицит государственного бюджета, вызванный экономическим спадом и обусловленным им сокращением налоговых поступлений.

Чистые налоговые поступления (net taxes) – налоговые поступления правительства минус государственные трансфертные платежи.

ЛИТЕРАТУРА

[1, с. 28, 36, 43, 74, 82, 89; 3, с. 43, 44, 80, 81; 4, с. 277–286, 396–405; 5, с. 501–541; 6, с. 314–326; 7, с. 242–262; 265–379; 8, с. 206–209; 9, с. 251–270; 391–409; 10, с. 255–265; 12, с. 149–158; 13, с. 207–230; 15, с. 291–311; 16, с. 227–234; 17, с. 434–503].

Задачи и тесты

№ 1. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;

б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;

в) расходы государства уменьшаются;

г) сумма налоговых поступлений сокращается;

д) обязательства государства превышают его активы.

№ 2. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:

а) роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада;

б) сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада;

в) роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;

г) роста государственных расходов при неизменных ставках налогов в период инфляционного подъема;

д) сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.

№ 3. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюд­жету, то такой бюджет:

а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла;

б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;

в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости;

г) будет способствовать ослаблению инфляции;

д) будет стимулировать совокупный спрос.

№ 4. Государственный долг – это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

№ 5. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?

а) сокращению производственных возможностей национальной экономики;

б) снижению уровня жизни;

в) перераспределению национального богатства между членами общества;

г) увеличению совокупных национальных расходов;

д) все предыдущие ответы верны.

№ 6. Прямая связь между чистыми налоговыми поступлениями и реальным ЧВП (NDP):

а) автоматически приводит к образованию бюджетных излишков в период рецессии;

б) повышает эффективность дискреционной фискальной политики, направленной на преодоление рецессии и достижение полной занятости;

в) расширяет возможности для поддержания полной занятости;

г) снижает влияние изменений объема плановых инвестиций на уровень национального дохода и занятости.

№ 7. В «Общей теории » Дж. М. Кейнса предполагается, что:

а) цены и заработная плата устойчивы;

б) кривая совокупного предложения представлена горизонтальной линией;

в) изменение уровня государственных расходов может влиять на величину ВВП (GDP);

г) изменения в налоговой политике могут влиять на величину ВВП (GDP);

д) все предыдущие ответы верны.

№ 8. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

д) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

№ 9. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется:

а) политикой, основанной на количественной теории денег;

б) монетарной политикой;

в) деловым циклом;

г) фискальной политикой;

д) политикой распределения доходов.

№ 10. Согласно кейнсианской теории:

а) рыночный механизм гарантирует равновесное состояние экономики;

б) при постоянных ценах нет уверенности, что рыночный механизм обеспечит равновесие дохода и производства в условиях полной занятости;

в) совокупный спрос должен регулироваться, чтобы экономика достигла желаемого уровня равновесия дохода и производства;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны только ответы б) и в).

№ 11. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧВП (NDP), оно может:

а) снизить налоги;

б) снизить государственные закупки товаров и услуг;

в) уменьшить трансфертные платежи;

г) снизить уровень бюджетного дефицита;

д) верны ответы а) и г).

Ответы

1.б);2.а); 3. б); 4. в); 5. в); 6. г); 7. д); 8. а); 9. г); 10. д); 11. а).

Наши рекомендации