Тема 4. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ
1. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция. Институциональные основы функционирования рынка. Роль частной собственности, свободного ценообразования, конкуренции. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
2. Структура рыночной экономики. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.
3. Несовершенства (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.
5. Трансформационная экономика. Либерализация и стабилизация. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.
ЛИТЕРАТУРА
[4, с. 67–76; 5, с. 76–78; 6, с. 53–80; 7, с. 81–93; 9, с. 64–80; 12, с. 18–22; 13, с. 52–78; 16, с. 93–114; 18, с. 118–130].
Ключевые понятия и термины
«Невидимая рука»(invisible hand) – стремление фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей).
Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность организаций, учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений; включает оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, инвестиционные банки, пенсионные фонды, страховые фирмы и другие финансовые институты.
Конкуренция (сompetition) – присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Рынок (market) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Рыночная система (market system) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Рыночный социализм (market socialism) – экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.
Свобода выбора (freedom of choice) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).
Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.
Собственность(property) – система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства; совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и ее результатов.
Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) – свободный выбор потребителями видов количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.
Задачи и тесты
№1. Какое из определений рынка в широком смысле представляется вам наиболее полным?
а) рынок – это место, где осуществляется обмен товара;
б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
в) рынок – это саморегулирующая система воспроизводства, все элементы и звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.
№2. Условиями возникновения рынка являются:
а) общественное разделение труда;
б) появление денег;
в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;
г) зарождение обмена.
№3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) свобода предпринимательского выбора.
№4. На основании каких основных функций рынка происходит расслоение производителей?
а) информационной;
б) коммуникативной;
в) регулирующей;
г) санирующей;
д) ценообразующей.
№5. Что из нижеперечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что как нерыночная?
а) рекламные объявления в газете;
б) приготовление пищи в домашних условиях;
в) представление государством пособий по безработице;
г) закупки государством военной техники;
д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;
е) «блошиный» рынок;
ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.
№6. К инфраструктуре рынка относятся:
а) транспорт и связь;
б) биржи;
в) банки;
г) магазины;
д) все вышеназванное.
№7. В доперестроечный период в Республике Беларусь (в составе СССР) рынок:
а) развивался свободно;
б) функционировал ограниченно;
в) рынка не было.
№8. Рынок имеет:
а) только положительные черты;
б) только отрицательные черты;
в) как положительные, так и отрицательные черты.
Ответы
1. в); 2. а) и б); 3.б); 4.в) и г); 5.а, г, е, ж – рыночная деятельность; б, в, д – нерыночная деятельность; 6.д); 7. б); 8. в).
Вопросы по модулю №1
1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
2. Экономические науки.
3. Экономическая теория, прогнозы и политика.
4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
5. Методы экономической науки.
6. Потребности как предпосылка производства.
7. Ресурсы (факторы) производства.
8. Экономические блага: классификация, основные характеристики.
9. Проблема выбора в экономике.
10. Проблема эффективности.
11. Понятие, элементы и уровни экономической системы.
12. Собственность: понятие, эволюция.
13. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда.
14. Типология современных экономических систем.
15. Рынок: понятие, функции.
16. Структура рыночной экономики.
17. Несовершенства (фиаско) рынка.
18. Модели рыночной экономики.
19. Трансформационная экономика.