Тема 4. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МОДЕЛИ

1. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция. Институциональные основы функционирования рынка. Роль частной собственности, свободного ценообразования, конкуренции. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

2. Структура рыночной экономики. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

3. Несовершенства (фиаско) рынка. Объективная необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель рынка. Социально ориентированная модель. Национальные модели рыночных систем. Особенности белорусской национальной модели.

5. Трансформационная экономика. Либерализация и стабилизация. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.

ЛИТЕРАТУРА

[4, с. 67–76; 5, с. 76–78; 6, с. 53–80; 7, с. 81–93; 9, с. 64–80; 12, с. 18–22; 13, с. 52–78; 16, с. 93–114; 18, с. 118–130].

Ключевые понятия и термины

«Невидимая рука»(invisible hand) – стремление фирм и поставщиков ресурсов получить наибольшую выгоду на конкурентных рынках с целью наилучшего обеспечения интересов общества в целом (максимального удовлетворения потребностей).

Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность организаций, учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешную деятельность всех видов рынка и функционирование рыночных отношений; включает оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, инвестиционные банки, пенсионные фонды, страховые фирмы и другие финансовые институты.

Конкуренция (сompetition) – присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Рынок (market) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Рыночная система (market system) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.

Рыночный социализм (market socialism) – экономическая система, при которой материальные ресурсы являются государственной собственностью, а рынки и цены используются для направления и координации экономической деятельности.

Свобода выбора (freedom of choice) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).

Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.

Собственность(property) – система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства; совокупность прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и ее результатов.

Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) – свободный выбор потребителями видов количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.

Задачи и тесты

№1. Какое из определений рынка в широком смысле представляется вам наиболее полным?

а) рынок – это место, где осуществляется обмен товара;

б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

в) рынок – это саморегулирующая система воспроизводства, все элементы и звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

№2. Условиями возникновения рынка являются:

а) общественное разделение труда;

б) появление денег;

в) экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;

г) зарождение обмена.

№3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

№4. На основании каких основных функций рынка происходит расслоение производителей?

а) информационной;

б) коммуникативной;

в) регулирующей;

г) санирующей;

д) ценообразующей.

№5. Что из нижеперечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что как нерыночная?

а) рекламные объявления в газете;

б) приготовление пищи в домашних условиях;

в) представление государством пособий по безработице;

г) закупки государством военной техники;

д) выращивание овощей на приусадебном участке для собственного потребления;

е) «блошиный» рынок;

ж) выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

№6. К инфраструктуре рынка относятся:

а) транспорт и связь;

б) биржи;

в) банки;

г) магазины;

д) все вышеназванное.

№7. В доперестроечный период в Республике Беларусь (в составе СССР) рынок:

а) развивался свободно;

б) функционировал ограниченно;

в) рынка не было.

№8. Рынок имеет:

а) только положительные черты;

б) только отрицательные черты;

в) как положительные, так и отрицательные черты.

Ответы

1. в); 2. а) и б); 3.б); 4.в) и г); 5.а, г, е, ж – рыночная деятельность; б, в, д – нерыночная деятельность; 6.д); 7. б); 8. в).

Вопросы по модулю №1

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

2. Экономические науки.

3. Экономическая теория, прогнозы и политика.

4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

5. Методы экономической науки.

6. Потребности как предпосылка производства.

7. Ресурсы (факторы) производства.

8. Экономические блага: классификация, основные характеристики.

9. Проблема выбора в экономике.

10. Проблема эффективности.

11. Понятие, элементы и уровни экономической системы.

12. Собственность: понятие, эволюция.

13. Способы координации хозяйственной жизни: традиции, рынок, команда.

14. Типология современных экономических систем.

15. Рынок: понятие, функции.

16. Структура рыночной экономики.

17. Несовершенства (фиаско) рынка.

18. Модели рыночной экономики.

19. Трансформационная экономика.

Наши рекомендации