Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.

2. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы.

3. Экономическая теория, прогнозы и политика. Экономические цели общества. Позитивная и нормативная экономическая теория.

4. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.

5. Методы экономической науки. Использование общенаучных, математических, статистических методов. Системная методология. Предельный анализ. Функциональный анализ. Равновесный анализ. Экономическое моделирование. Экономический эксперимент.

Ключевые понятия и термины

Анализ (analysis – разложение) – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Служит установлению одинаковой структуры предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.

Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.

Индукция(induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.

Институционализм (institutional economics) – основатель направления Т. Веблен. Буквально термин «институционализм» происходит от понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждение). Институционалисты предложили исследовать человека неизолированного и в зависимости от его среды. Поэтому они «человека экономического» заменяют «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений.

Кейнсианство (keynesianism) – в центр внимания поставлены проблемы макроэкономики. Двигателем экономики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, для повышения которого необходимо использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, – проблему безработицы, инфляции, государственное регулирование и т.д.

Маржинализм (marqinalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности, знаменовавшая революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении. В основу экономического анализа положены субъективные оценочные суждения хозяйствующего субъекта.

Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания и накоплений благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.

Метод институционально-социологической школы учитывает одновременно и эволюцию институтов, и влияние экономики на сами эти институты.

Метод функционального анализа – отражает принцип взаимной зависимости экологических направлений.

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Монетаризм (monetarism) – представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики.

Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.

Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Новая классическая экономическая теория (newclassical economics) – эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий; согласно этой гипотезе будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже семей.

Нормативная экономическая теория (normative economics) – направление экономической науки, основанное на оценочных суждениях людей относительно того, какой должна быть экономика; трактует проблемы экономических целей и экономической политики.

Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.

Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.

Теория экономики предложения (supply side economics) – завоевала популярность в 1970–1980 гг. Представитель – А. Лаффер. В самом названии теории – «экономика предложения» – авторы противопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет регулированию спроса. С точки зрения сторонников теории, решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение. Главный постулат теории: уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.

Физиократы (physiocrats) – представители школы физиократов считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйственных работников способен создать чистый продукт, т. е. доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности «бесплодны».

Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.

Экономика, экономикс (economics) – наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

Экономическая модель(economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.

Экономическая политика (economic policy) – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей) или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов и др.

Экономическая теория (economic theory) – выведение закономерностей из соответствующих факторов экономической действительности; экономический принцип.

Экономический принцип, закон(economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.

ЛИТЕРАТУРА

[4, с. 52–84; 5, с. 15–47; 6, с. 4–18; 7, с. 18–35; 12, с. 5–11; 13, с. 6–25; 15, с. 6–43].

Задачи и тесты

№ 1.Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время:

а) экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

б) экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

в) экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

г) экономическая теория есть наука о богатстве.

№ 2. Что из нижеперечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в экономике;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены.

№ 3. Что из нижеперечисленного изучает макроэкономика?

а) объем производства мяса, молока;

б) уровень процентной ставки;

в) уровень цен в экономике;

г) уровень безработицы.

№ 4. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) «что должно быть»;

в) дает оценочные суждения.

№ 5. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод исследования называется:

а) анализом;

б) индукцией;

в) абстракцией;

г) дедукцией.

№ 6. Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений?

а) для прогнозирования развития экономики;

б) для облегчения проведения экономического анализа;

в) для создания идеальной модели экономики;

г) для обеспечения системного подхода.

Ответы

1.б);2.г);3.б), в), г);4.а);5.б);6.б).

Наши рекомендации