Типы экономических зон и их функциональное назначение.
Объединение среднемасштабных регионов (областей, краев, республик) в экономические районы позволяет в определенной степени иметь обобщенное представление об особенностях территориального разделения труда и территориально-экономических отношений (в элементарном виде выраженных экономическими показателями). Сетка макрорегионов, раскрывая современную и перспективную региональную структуру национальной экономики, особенно удобна для текущего и среднесрочного планирования (прогнозирования) и давно используется в таком качестве.
Вместе с тем система интегрального территориально-экономического деления включает и экономические зоны различного типа и функционального назначения:
● для координации и контроля регионального развития центральной государственной власти, обеспечения территориального единства и целостности страны (федеральные округа);
● для долгосрочного (10 и более лет) территориально-экономического прогнозирования и планирования (зоны – укрупненные экономические районы);
● для определения тактической и стратегической политики и общих направлений территориального развития (Европейская и Азиатская части страны);
● для оперативного и перспективного регулирования хозяйственной деятельности на территориях особых интересов государства и предпринимательства – с благоприятными региональными факторами (например, районы Европейского ядра, Южно-Сибирской полосы и т.д.) или с экстремальными условиями (зона Крайнего Севера и т.п.).
Первый тип экономических зон включает ряд их разновидностей по различным функциональным признакам, относящимся к общему федеральному управлению по всей территории страны (политика, оперативное руководство, перспективное планирование и т.д.).
Направления развития российской экономики всегда связывалось с экономическими, природными, историческими особенностями страны, с ее гигантской территорией, огромными и разнообразными хозяйственными ресурсами. В связи с этим здесь неизменно была высока роль централизованного управления, государственной власти и ее инструментов. Кроме государственных границ и центра необходимы управленческие ячейки государственного пространства. Поэтому особое значение приобретали вопросы территориально-организационной структуры экономики.
Федеральные округа имеют особое государственное значение, предназначены для решения общенациональных задач, цементируя единое политическое и экономическое пространство России и на них, как на базовую структуру должен прежде всего опираться федеральный центр в своих взаимоотношениях с территориями. В соответствии с положениями Конституции России в регионах были созданы федеральные органы власти (управления). Произошло перемещение ряда соответствующих функций регулирования, координации, распоряжения и контроля из центрального аппарата в территориальный (не затрагивая функции регионов), что отвечает интересам федерализма в новых условиях.
Экономические районы, как территории с отличающимися друг от друга специализациями и особенностями комплексного развития хозяйства, ресурсным потенциалом и своеобразным географическим положением, представляют собой объективную основу для всех видов региональных исследований и преобразований. Выделение сетки объективно существующих районов служит основой систематизации социально-экономической и экологической информации в пространственно-временном разрезе и дает возможность осуществления территориального прогнозирования, программирования и управления.
Иногда проводят параллели между экономическими районами и федеральными округами, однако между ними есть существенные различия:
− число экономических районов и федеральных округов явно не совпадает (соответственно 11 и 8);
− экономические районы лишены административно-управленческих функций, в то время как федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями президента, наделены этими функциями;
− отраслевая специализация как важнейшая критериальная основа детерминирования экономического района при «нарезке» территорий федеральных округов в счет не принималась;
− в последние десятилетия экономические районы в связи с отсутствием надстроечных институтов представляют собой лишь номинальные территориальные образования;
− учреждение федеральных округов, наделенными властными полномочиями не может привести к диспаритету самостоятельности субъектов РФ (что отчасти играет на руку Федеральному центру с точки зрения укрепления вертикали центральной власти).
Экономические зоны – группы экономических районов, выделяемые для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил в рыночных условиях развития экономики. В России выделяют две экономические зоны – Западную и Восточную. Сложившиеся территориальные пропорции в хозяйстве России основаны прежде всего на разделении труда и взаимных связях между ее европейской и азиатской частями. В Европейской части исторически накоплены самые значительные интеллектуальные и материальные ценности. Вместе с тем наша экономика существенно зависит от топливно-энергетических и сырьевых ресурсов Востока.
Укрупненные районы (макрорегионы) формируются в пределах экономических зон. В условиях вырисовывающегося сравнительно длительного периода формирования регулируемой рыночной экономики может быть полезным использование в долгосрочных прогнозах и программах схемы 5−7 экономических зон – укрупненных экономических районов. Например: Центральная Россия (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный экономический районы), Европейский Север (Северный ЭР), Европейский Юг (Северо-Кавказский ЭР), Урало-Поволжье ( Поволжский и Уральский ЭР), Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский ЭР), Дальний Восток (Дальневосточный ЭР). Их выделено обусловлено:
− уровнем хозяйственного освоения территории, связанного с характером природных условий, историческими и социально-экономическими процессами в масштабе отдельного государства;
− соотношением между важнейшими ресурсами и степенью их использования на территории региона;
− главными народно-хозяйственными проблемами, требующих разработки стратегии их решения, оптимальных для национальной экономики в целом.
Важное функциональное назначение экономических зон – укрупненных экономических районов – долгосрочноетерриториальное прогнозирование и планирование. Оно имеет дело с относительно небольшим кругом показателей, укрупненными расчетами. Степень достоверности которых понижается как с расширением временного горизонта, так и уменьшением размеров территориальных единиц. Поэтому для прогнозов на 10 и более лет целесообразно использовать схемы сплошных зон – укрупненных экономических районов, представляющих группировки макрорегионов.
Достоинство этой схемы – использование сетки сложившихся макрорегиональных комплексов. Такое зонально-экономическое деление больше носит оценочно-ресурсный характер в отличие от макрорегионального, имеющего оценочно-производственную направленность. Оно наиболее обобщенно раскрывает территориальную структуру производственного потенциала страны. Выявляется, например, что на районы Центральной России и Урало-Поволжья, занимающим лишь 1/7 территории РФ, приходится 3/5 всего населения и основных производственных фондов страны, а на районы Сибири и Дальнего Востока – 9/10 топливно-энергетических, 3/4 лесных ресурсов, более 2/3 земельного сельскохозяйственного фонда.
Система экономических зон позволяет отразить существенные особенности развития крупных частей страны в длительной перспективе. К ним относятся крупномасштабные, межрегиональные пропорции и проблемы, прежде всего территориальное распределение и использование наиболее важных производственных ресурсов. Эти экономические зоны могут полностью или почти полностью совпадать с укрупненными территориально-управленческими образованиями типа созданных федеральных округов, что повышает значимость экономических зон как инструментов государственного регулирования экономики.