Смешанная экономическая система
Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли.
Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.
Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):
·обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
·зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
·перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
·финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
·изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
·контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
·финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:
·через государственный сектор;
·посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).
К основным целям государственного регулирования экономики относятся:
·минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
·создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
·обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются:
·на прямые (или дирижистские);
·косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
На современном этапе существуют различные национальные модели смешанной"экономики: американская, немецкая, шведская, японская и др. Они отличаются только размерами и соотношением государственного и частного сек кторого в национальной экономике, так и структурой, а также методами государственного регулирования экономики Разнообразие национальных моделей смешанной экономики определяется: конкретными формами реализации й универсальных принципов функционирования смешанной экономики в виде государственного регулирования и рыночного саморегулирования; специфическими для каждой страны условиями и формами становления этого типа эконо мики (экономическими, социально-психологическими, политическими, культурологическими) этапом, на котором находится страна при переходе к смешанной экономике, в частности уровнем завершенности технологической и структ урной перестройки ее экономикки.
Этим обусловлено существование целого ряда национальных моделей смешанной экономики, которые могут варьироваться во времени и в зависимости от действия многих факторов
Современная экономика США, имея рыночный характер, испытывает активного влияния государства Правительство, опираясь на соответствующую денежно-кредитную, налоговую, амортизационную и другие формы экономической политики, способствует ста абильности и росту национального производства, перераспределяет доходы, всесторонне поддерживает предпринимательство, борется с безработицей и инфляцией Все это характеризует экономику США как смешанную экономику Однако роль федерального правительства в регулировании экономики США меньше, чем в других развитых странах Так, в этой стране предоставление многих социальных услуг не находится в компетенции государства Одна из причин то го, что США относительно мало государственных программ социального обеспечения по сравнению с Западной Европой, в том, что большое количество социальных услуг предоставляется непосредственно другими частями гражданского общества Это обусловлено историческими, культурными, политическими и другими факторамниками.
В Швеции, несмотря на то, что более 90% хозяйственной деятельности сосредоточено в частном секторе, государство активно участвует в экономической и социальной жизни общества Она играет главную ролл ль в обеспечении экономической стабильности, защите окружающей среды, распределении и перераспределении доходов через государственные программы расходов на социальные нужды По модели смешанной экономики развивается и Гер чинна.
Японская модель экономики характеризуется достаточно развитым индикативным планированием и правительственной координацией экономической деятельности частного сектора Фирмы вместе с министерствами разрабатывают страте егични направления развития национальной экономики и определяют ключевые отрасли для вложения капиталав.
Планом прогнозируются возможные трудности при проведении экономической политики правительства и меры по их преодолению, определяются ориентиры экономической деятельности фирм и рост благосостояния населения страны Прот то в Японии объемы ассигнований на удовлетворение общественных потребностей намного ниже, чем в странах Европейского Союза Большую часть социальных потребностей в Японии удовлетворяет семьи'я.
В смешанной экономики переходит Китай Сейчас в этой стране меняются представления о формах и методах строительства социалистического общества, в котором государственная форма собственности была единственной, а централизованное планирование не оставляло места рыночным отношениям Современная китайская экономика базируется на признании существования как государственной, так и частной собственности на средства производства Создаются предприятия, как и принадлежащих иностранному капиталу Развиваются рыночные отношения и планирования национальной экономики Китай создает новую экономическую систему, в которой план будет успешно взаимодействовать с рыночныхинком.
Варианты перехода к рыночной экономике