Кризис и антикризисное управление: определение и сущность, виды. Институт банкротства и санация в РФ и в других странах.
Современная экономика - это экономика разделения труда, называемая научно-техническим прогрессом (НТП). Внешним проявлением этого процесса являются инновации - появление новых продуктов и технологий. Модель экономического развития во всем мире одинакова, только в СССР социализм был в системе распределения.
2. В рамках замкнутой экономической системы (не взаимодействующей с внешним миром), разделение труда может развиваться только до некоторого уровня, - а далее инновации не окупаются и НТП останавливается.
3. Поскольку Земля ограничена, модель НТП ограничена во времени, а значит, капитализм - конечен. Социализм, в рамках общественного характера экономики (нет частной собственности) может перейти к другой модели, но в условиях противодействия капитализму, также конечен.
4. Экономическим следствием ограничения роста разделения труда в замкнутой экономической системе является необходимость расширения рынков!
5. Несоответствие доходов домохозяйств их расходам (уровню жизни) огромны. Пока доходы и расходы не придут в равновесие, кризис будет продолжаться. Падение расходов должно быть: 35% для мировой экономики, 50% - для ЕС, 60% - для США.
6. Сокращение доходов означает сокращение к-ва потребителей, а значит, сокращение уровня разделения труда. В США сегодня доходы домохозяйств соответствуют уровню 60-х годов, по мере развития кризиса они еще более сократятся. Это значит, что экономически выгоден будет распад мира на несколько новых технологических (валютных) зон.
7. Если новой модели экономического развития, альтернативной НТП, придумано не будет, то нас ждет повторение истории ХХ века, то есть конкурентная борьба новых технологических зон друг с другом за рынки сбыта, как возможности дальнейшего развития.
М. Лайтман:История не повторяется, эволюция продолжается, человек, его приоритеты и ценности меняются – так что прогноз не сбудется! Люди обретут иные желания - цели, кроме накопления "зелени", и потянутся за более стоящим – за обретением ощущения вечного и совершенного существования, даже в обмен на свой земной эгоизм, тщеславие, зависть.
Экономические кризисы— более или менее регулярно повторяющиеся, а также нерегулярные, временные падения производства, возникающие в капиталистическом хозяйстве вследствие стихийности и анархии воспроизводственного процесса. Их политэкономической основой является главное противоречие капиталистического способа производства — противоречие между общественным характером производства и частным капиталистическим присвоением.
К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы.
Главной причиной экономических кризисов является основное противоречие капитализма — антагонистическое (непримиримое) противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения.
По масштабам проявления можно выделить общие и локальные кризисы; первые охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Конечно, это разделение носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.
По проблематике кризиса выделяются макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики, микрокризис охватывает только отдельную проблему или группу проблем.
Особенностью кризиса является то, что он, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но эта ситуация возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, мер локализации кризиса и снижения его остроты или, наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса (возможно и такое).
По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить кризисы экономические, социальные, организационные, психологические, технологические.
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.
В группе экономических кризисов можно отдельно выделить кризисы финансовые. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.
Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований (например, работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.). Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, в частности по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, из-за патриотических чувств.
Существуют также кризисы явные и латентные. Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Кризисы бывают острыми и мягкими. Острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.
Мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.
Совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов затяжных и временных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.
Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Антикризисное Управление – система мер:
1) анализа внешней среды и внутреннего потенциала, конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии на основе прогнозирования финансового состояния.
2) предварительной диагностики причин возникновения кризиса в экономике и предприятии.
3) комплексного анализа финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления.
4) бизнес планирования, повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления.
5) разработки процедур финансового оздоровления предприятия.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
1) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
2) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
3) к кризисам можно и необходимо готовиться;
4) кризисы можно смягчать;
5) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
6) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
7) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Стратегия антикризисного управления позволяет определить каким образом организация может противостоять изменениям внешней среды; с помощью каких предупредительных мер можно сохранить жизнеспособность организации и достичь намеченных целей.
Выделяют следующие виды стратегий антикризисного управления:
- стратегия выживания (осуществляется в сжатые сроки, новые решения сознательно проводятся в жизнь недемократическим путем);
- стратегия созидания, захватаи удержания определенной рыночной ниши;
- стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.
В условиях нестабильной ситуации решающее значение имеет разработка антикризисной стратегии управления. Разработка этой стратегии осуществляется на основе диагностики организации. Точная диагностика состояния организации — это первый этап разработки стратегии антикризисного управления организации.
Второй этап стратегического антикризисного планирования — корректировка миссии и системы целей организации.
Третий этап антикризисного стратегического планирования — формулирование стратегических альтернатив выхода организации из нестабильной ситуации и выбор стратегии.
После этого начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование), а затем осуществляется реализация антикризисной стратегии, оценка и контроль результатов.
Существуют следующие стратегии оперативного планирования:
1. стратегия стабильности
2. стратегия роста
3. стратегия сокращения
4. функциональная стратегия
5. стратегия выживания.
Мероприятиями по выходу из нестабильной ситуации могут быть: сокращение расходов; закрытие подразделений, особенно непрофильных; сокращение персонала; уменьшение объемов производства и сбыта; активные маркетинговые исследования; повышение цен на продукцию; использование внутренних резервов; модернизация; выявление внутренних резервов; привлечение специалистов; получение кредитов; укрепление дисциплины и другие.
В процессе реализации выбранной антикризисной стратегии менеджеры должны довести идеи новой стратегии и смысл целей до персонала с целью широкого их вовлечения в процесс реализации антикризисной стратегии.
Главное отличие реструктуризации предприятий от других способов преодоления неплатежеспособности и нерентабельности заключается в том, что антикризисное управление преодолевающими убыточность компаниями реализуется посредством разработки и осуществления комплексных программ реструктуризации. Такое программно-целевое антикризисное управление обретает четко выраженное единство задач и способов достижения заданных ориентиров, увязку намеченных рубежей с предполагаемыми ресурсами.
Важнейшая цель антикризисной программы - устойчивость работы предприятия, что проявляется не только в достижении требуемых показателей платежеспособности и доходности, но и в поддержании их уровня, предотвращающего повторный кризис.
Несостоятельность (банкротство) - признанная судом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником.
Целью банкротства как процедуры может являться восстановление платежеспособности должника, реструктуризация задолженности либо удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника с его последующей ликвидацией (в случае если должник — юридическое лицо).
Задачей диагностики банкротства является своевременное выявление потенциальной опасности и поиск способов ее устранения. К такой процедуре чаще всего прибегают тогда, когда дело начинает казаться сомнительным, а ситуация с его развитием – угрожающей, однако лучше устранять проблему задолго до того, как она достигнет критического уровня. Диагностика вероятности банкротства обычно состоит из таких пунктов: оценка экономического состояния предприятия; выявление признаков возможного банкротства; обнаружение основных причин, ведущих к несостоятельности; поиск возможного решения проблемы. Правильное и своевременное проведение всех четырех этапов может спасти незадачливого предпринимателя от очень больших проблем в будущем.
В случае возникновения кризисных ситуаций спасением является санация — процедура, которая предполагает осуществление мероприятий, целью которых является предупреждение и предотвращение банкротства. Процедура делится на 2 этапа: досудебный; судебный. Досудебная санация предприятий — комплекс действий, которые предпринимаются юридическим лицом на этапе до судебного урегулирования правоотношений, пока ещё кредиторы не инициировали нарушение судебного делопроизводства на предмет признания предприятия -должника банкротом. Финансовую помощь должнику могут оказать, как его учредители, так и кредиторы. Она не будет безвозмездной, однако позволит сохранить предприятие на плану. Согласно с нормами закона, руководители компаний обязаны информировать основателей об ухудшении финансового положения и необходимости принятия мер предотвращения возможного банкротства. Масса обязательств перед банковскими учреждениями, государственными органами, контрагентами разного рода договоров — все это требует множества средств.
7.Банкротство (несостоятельность) в РФ. Процедуры антикризисного управления в соответствии с действующим законодательством РФ
Дореволюционный этап российского законодательства о несостоятельности был первоначально представлен законодательством о несостоятельности физических лиц (Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и
гражданского, Уставы о несостоятельности 1800 и 1832 гг.). Различалась несостоятельность торговая и неторговая, что оказывало влияние на признаки несостоятельности, подсудность дел, порядок судопроизводства по делам о несостоятельности, последствия признания должника несостоятельным.
В советский период правовые нормы о несостоятельности были представлены в гл. 37, 38 и 39 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и в других правовых документах, но эти нормы не применялись на практике, так как плановая экономика и институт банкротства были несовместимы.
В современную практику понятие "банкрот" введено Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Позднее был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в котором были восприняты основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности. В то же время он имел много недостатков, затруднявших его применение:
1) не достаточно четко регламентировал процессуальный порядок разрешения дел в арбитражном процессе;
2) включал в качестве признака несостоятельности неоплатность предприятия-должника;
3) не дифференцировал нормы применительно к разным категориям должников;
4) узко определял круг лиц, подпадающих под действие норм о несостоятельности.
Второй закон о несостоятельности (Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") также не смог разрешить многих противоречий, содержащихся в предыдущем законе.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) организаций представляет собой сложную систему правовых норм, состоящих как из общих, так и специальных законов и подзаконных актов. Нормативные правовые акты законодательства о несостоятельности являются комплексными и содержат в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника.
Основанным правовым актом, регулирующим несостоятельность, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Данные положения можно разделить на три группы:
1) нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) юридических лиц – ст. 65;
2) нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) организаций:
– ст. 61 (ликвидация юридического лица);
– ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);
– ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);
– ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);
3) нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств (ст. 56).
Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (т. е. платежи в бюджетные и внебюджетные фонды – налоги, сборы, страховые и иные взносы и платежи), если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Реестртребований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
|
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 27.07.2010 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении реестродержателя к ведению реестра требований кредиторов и выборе реестродержателя принимается временным управляющим.
Решение собрания кредиторов о выборе реестродержателя должно содержать согласованный с реестродержателем размер оплаты услуг реестродержателя.
В случае, если количество конкурсных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, превышает пятьсот, привлечение реестродержателя обязательно.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
3. Не позднее чем через пять дней с даты выбора собранием кредиторов реестродержателя арбитражный управляющий обязан заключить с реестродержателем соответствующий договор.
Договор с реестродержателем может быть заключен только при наличии у него договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Информация о реестродержателе должна быть представлена арбитражным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты заключения договора.
Оплата услуг реестродержателя осуществляется за счет средств должника, если собранием кредиторов не установлен иной источник оплаты услуг реестродержателя.
4. Реестродержатель обязан возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если ведение реестра требований кредиторов передано реестродержателю, арбитражный управляющий не несет ответственность за правильность ведения реестра требований кредиторов и не отвечает за совершение реестродержателем иных действий (бездействие), которые причиняют или могут причинить ущерб должнику и его кредиторам.
5. В реестре требований кредиторов учет требований кредиторов ведется в валюте Российской Федерации. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре требований кредиторов в порядке, установленном статьей 4 настоящего Федерального закона.
|
|
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, судебные акты, устанавливающие размер требований кредиторов, направляются арбитражным судом реестродержателю для включения соответствующих требований в реестр требований кредиторов.
7. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов.
При заявлении требований кредитор обязан указать сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).
В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов - владельцев облигаций представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций, в реестре требований кредиторов указываются сведения об общем размере требований указанных кредиторов и сведения о таком представителе владельцев облигаций. Сведения о каждом кредиторе - владельце облигаций при этом не указываются.
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
7.1. Требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 306-ФЗ)
8. Лицо, требования которого включены в реестр требований кредиторов, обязано своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.
|
Расходы на подготовку и направление такой выписки и копии реестра возлагаются на кредитора.
|
Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром.
|
|
Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов.
|
требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
принимать решения о созыве собрания кредиторов;
|
принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Количественный состав комитета кредиторов определяется собранием кредиторов, но не может быть менее чем три человека и более чем одиннадцать человек.
|
|
|
7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.
8. Регламент работы комитета кредиторов определяется комитетом кредиторов.
В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
|
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
|
|
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
наличие высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
|
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
|
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.
5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 - 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.
Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.
С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 - 4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.
|
7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий колле<