Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике

Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике

Модель кругооборота реальных и денежных потоков

В модели кругооборота выделяются два сектора : реальный сектор(поток ресурсы-продукция) и денежный сектор(поток доходы-расходы).

Простая модель кругооборота в закрытой экономике без государства показана на рис. 1.1.

Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике - student2.ru

С введением государства в модель кругооборота она усложняется , включая:

· налоги, которые платят домашние хозяйства и фирмы;

· субсидии государства производителям и трансфертные выплаты домашним хозяйствам;

· государственные закупки товаров и услуг;

· государственные услуги домашним хозяйствам и фирмам.

Дальнейшее усложнение происходит при учете открытости национальной экономики.

Открытая экономика, имеет экономические связи с внешним миром.

Модель кругооборота открытой экономики (рис. 1.2) включает в себя:

· экспорт и импорт товаров и услуг и встречные потоки соответственно доходов и расходов отечественных фирм;

· экспорт и импорт факторов производства и встречные потоки соответственно доходов и расходов отечественных домашних хозяйств.

Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике - student2.ru

Макроэк.цели, и их хар-ка.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1) определение объема и структуры национального продукта и Нац.дохода;

2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3) анализ природы инфляции;

4) изучение механизма и факторов экономического роста;

5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Безработица и ее измерения

под безработицей понимается недоиспользование труда.

Безработными считаются люди, входящие в состав совокупной рабочей силы, но не имеющие работы. Размеры безработицы характеризуются уровнем безработицы.

Уровень безработицы (U) = Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике - student2.ru

Следовательно, уровень безработицы определяет долю безработных в (совокупной) рабочей силе.

Величина рабочей силы зависит от численности населения страны и включает в себя тех, кто может и хочет (активно ищет работу) работать. В состав рабочей силы не входят:

· дети до 16 лет,

· лица, находящиеся в специализированных учреждениях (тюрьмы, психбольницы),

· выбывшие из состава рабочей силы (люди, которые могут работать, но по каким-либо причинам не работают и не ищут работу).

Полная занятость не означает, что все сто процентов рабочей силы имеют работу. Следовательно, уровень безработицы не может быть равен нулю, то есть, существует такой уровень безработицы, которой признается неизбежным (естественный уровень безработицы).


8.Формы безработицы

1. Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Люди, уволившись с одной работы, могут уже на следующий день приступить к другой. Иногда они могут искать новое место работы в течение какого-то периода времени, становясь фрикционными безработными, так как рынки труда не в состоянии немедленно уравновесить спрос на рабочую силу с ее предложением. Часть фрикционной безработицы может рассматриваться как добровольная.Другая часть фрикционной безработицы является вынужденной: работников увольняют, и они вынуждены искать новое место работы

2. Структурная безработица – длительная безработица, вызванная упадком отдельных отраслей и изменениями производственных процессов. Она возникает, когда с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологиях происходят изменения, которые меняют структуру спроса на рабочую силу: структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест (безработица в одних отраслях соседствует с нехваткой работников в других).

Иногда бывает трудно отличить структурную безработицу от фрикционной. Однако структурные безработные, как правило, не могут получить работу без переподготовки или перемены места жительства. Структурная безработица более долговременна, а поэтому является более серьёзной проблемой. В развитых странах государственные органы разрабатывают и осуществляют специальные программы с целью сокращения структурной безработицы.

3. Циклическая безработица возникает на фазе спада и обусловлена падением совокупного спроса. Эта самая тяжелая и серьезная форма безработицы.

Последствия безработицы

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, кот. проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы – социальные, психологические, и политические последствия безработицы.

- на индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение длительного времени приводит к стрессам, преступлениям и т.д. (асоциальное поведение)

на уровне общества они выступают в форме:

- роста социальной напряженности

- роста уровня заболеваемости, смертности, преступности

- потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку, и опр. уровня квалификации людям, которые не в состоянии их применить, и следовательно окупить.

Экономические последствия безработицы проявляются в следующем.

на индивидуальном уровне

- потеря дохода или части дохода в настоящем

- возможное снижение уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации

на уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью.

Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между
уровнем безработицы, превышающим естественный, и величиной валового национального продукта страны:

каждые 2%, на которые реальный ВНП превышает свой естественный уровень, сокращает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы;

каждые 2% сокращения реального ВНП увеличивают уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

Безработный в США – лицо, старше 16 лет, неработающее, но активно ищущее работу в течение 4 месяцев или ожидающее возврата на работу в течение четырех недель.

Внеэкономические издержки безработицы выражаются в деквалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях.

Рабочая сила = Занятые + Безработные.

Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике - student2.ru

Модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике - student2.ru

Гос бюджет и его структура

. Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Доходы бюджета любой страны формируются, прежде всего, за счет различных налогов, а также за счет некоторых других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества). Расходы госбюджетаидут по двум основным направлениям: 1) Государственные закупки товаров и услуг (оплата труда работников бюджетной сферы и т.д.). 2) Государственные выплатыиз бюджета (или, по западной терминологии, трансфертные платежи). К ним относятся пенсии, пособия, дотации и другие денежные платежи.

Государственные расходыслужат эффективным экономическим регулятором. В зависимости от соотношения между доходами и расходами госбюджета различают три его варианта: 1) бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами; 2) сбалансированный бюджет (с равновесием между доходами и расходами); 3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.

Сущность и функция денег

для того, чтобы лучше понять суть денег, нужно уяснить их роль. В связи с этим принято считать, что лучше всего экономическая суть денег проявляется в их функции.

Традиционно в экономической науке выделяют пять основных функций денег:

1) мера стоимости;
2) средство обращения;
3) средство платежа;
4) средство нагромождения;
5) мировые деньги.

Этих пять функций денег в их системном единстве составляют реальное функционирование денежной массы.

1.Функция денег как мера стоимости проявляется через измерение денежной стоимости (цена) товаров.
Для обеспечения выполнения деньгами функции меры стоимости государство в законодательном порядке внедряет масштаб цены, устанавливая определенную денежную единицу расчетов – национальную валюту.

2.средство обращения. В этой функции деньги играют роль временного посредника при обмене товаров. В сфере товарного обращения при купле-продаже товаров деньги обязательно должны быть в наличии. Функцию средства обращения выполняют реальные деньги.
3. средства платежа отображает особенность кредитного хозяйства, то есть реалия купли-продажи товаров в кредит с отсрочкой оплаты (платежа). То есть, покупатели платят деньги за приобретенные товары лишь тогда, когда наступает срок платежа.

4. средства нагромождения.-деньги изымаются из товарного обращения и накапливаются на банковских счетах. Такие сбережения являются объективной потребностью развития рыночного хозяйства. Банки аккумулируют деньги как средство нагромождения и через ссуду находят им прибыльное применение в других структурных звеньях народного хозяйства.

5.Мировые деньги в функциональном плане отображают выход товарно-денежного обмена за пределы национальной границы. Сравнение покупательской способности денежной единицы разных стран происходит на международных валютных рынках. При этом возникает специфический инструмент международного сравнения национальных денег – валютный курс.

Говоря о мировых деньгах нужно рассмотреть понятие “конвертируемость” валюты. Способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранную валюту во всех видах денежных операций по действительному валютному курсу называется конвертируемостью (conversion (англ.) – превращение).


Структура денежной массы

Денежная масса представляет собой объем наличных денег в обращении и остатков средств в национальной валюте на расчетных, текущих счетах и депозитах предприятий, организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, а также объем долгосрочных вкладов в коммерческих банках. Денежная масса – это сложный агрегат, который состоит из ряда субагрегатов: чистые деньги, почти деньги и прочие ликвидные активы. Эти субагрегаты определяют компоненты денежной массы, различающиеся своей ликвидностью.

Структура денежной массы различаются в разных странах в зависимости от политики, проводимой центральным банком этой страны. Обычно в структуре денежной массы выделяют 4 агрегата:М0 – наличные деньги, М1 – наличные деньги + вклады в коммерческих банках до востребования без депозитов органов государственного управления, М2 – сумма М1 и среднесрочных ( до 4-х_ лет) вкладов в коммерческих банках, М3 – сумма М2 и долгосрочных вкладов в коммерческих банках

Спрос и предложение денег.

Предложение денег – количество денег в обращении.

Регулирует обращение денег государство и в зависимости от ситуации в эк-ке гос-во может предолжить след. варианты:

1. Присутствует при фиксир. проценте, но изменяемой массе денег. Такая ситуация присуща жесткой ден.-кредит. политики, при кот. изменение ссудного процента может резко повлиять на денежный рынок. Масса денег изм. в зависимости от уровня цен и объема пр-ва.

2. Жесткая ден. политика. Осн. цель: сдерживание денежной массы в рамках антиинфляц. политики. Процентная ставка меняется в завис. от спроса на деньги.

3. Близок к рын. эк-ке. Ден. масса и процент меняются в завис. от совокуп. спроса и предложения в экономике.

Спрос на деньги состоит из 2 видов:

1. Спрос на деньги для сбережения (спрос дом. хоз-в на вложение на депозитные счета);

2. Спрос на деньги для сделок

Спрос на деньги зависит от:

1. Уровня цен;

2. Скорости обращения денег (чем выше скорость, тем меньше денег нужно для обращения);

3. Кол-ва конкурентно-способных товаров и услуг;

4. Процентной ставки.

Монетарная политика

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.Виды монетарных политик

· Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

· Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

· Различают виды монетарной политики:

1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег.

-снижение нормы резервных требований

-снижение учетной ставки процента

-покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег.

-повышение нормы резервных требований

-повышение учетной ставки процента

-продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:

1.стабильного экономического роста

2.полной занятости ресурсов

3.стабильности уровня цен

4.равновесия платежного баланса

Формы

- з о н а с в о б о д н о й т о р г о в л и в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой - является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма - т а м о ж е н н ы й с о ю з -предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется п л а т е ж н ы м с о ю з о м, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является о б щ и й р ы н о к, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Внешнеторговая политика

Известны два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).

Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и другие барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность

Фритредерство предполагает отмену ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли должны быть характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т.д.

. Обоснование перехода к свободной торговле дала теория сравнительных издержек Д.Рикардо. Другие страны, в частности Франция, сделали некоторые шаги по ослаблению внешнеторговых ограничений. Однако фритредерство никогда не носило всеобщего характера. Когда Великобритания провозгласила принципы свободной торговли, Германия и США путем проведения протекционистской политики стремились создать лучшие условия для развития у себя промышленного капитализма. В эпоху возникновения монополий в конце XIX в. во всех развитых странах усилились протекционистские тенденции, так как протекционизм во внешнеэкономической области создавал благоприятные предпосылки для монополизации крупными национальными компаниями внутреннего рынка. Обострение противоречий между крупными державами в эпоху мировых войн и мировых кризисов еще более усиливает протекционизм.

Сфера интересов крупнейших компаний промышленно развитых стран расширилась, их деятельность выходит за рамки национальных государств. Различного рода протекционистские барьеры стали мешать их экспансии на внешних рынках. В этих условиях для Внешнет.политики стал характерен отказ от мер крайнего протекционизма в области импорта. Начался процесс либерализации внешней торговли в промышленно развитых странах. Между тем развивающиеся страны в интересах защиты нарождающейся промышленности придерживаются принципов протекционизма.

Валютные системы

Валютная система представляет собой форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональные системы). Валютные отношения, будучи продолжением денежных отношений, связаны с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей кредитов и займов, при совершении сделок по покупке или продаже валюты. Названные и другие операции совершаются при участии международных и национальных валютно-кредитных учреждений с использованием валютных курсов и паритетов, условий конвертируемости, балансов международных расчетов и других экономических элементов. Различают национальные, мировую и региональные валютные системы.

Национальные валютные системы сформировались в рамках национальных денежных систем, которые первоначально регламентировали порядок денежных расчетов отдельно взятой страны с другими странами. По мере развития и укрепления валютные системы постепенно обособились от денежных систем.

Основными элементами национальной валютной системы являются: национальная валюта; национальное регулирование международной валютной ликвидности; режим курса национальной валюты; национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты; режим национальных рынков валюты и золота; национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (законодательные органы, центральный банк, Минфин, Минэкономики, таможенный комитет и др.).

39.международные финансовые организации

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Международные финансовые организации создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики и международных экономических отношений.

Целями международной финансовой организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.

Примеры международных финансовых организаций

Международный банк реконструкции и развития — основная организация, входящая в Группу Всемирного банка

Международный валютный фонд

Международная финансовая корпорация — член группы Всемирного банка

Международная ассоциация развития (МАР)- член группы Всемирного банка

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) -член группы Всемирного банка

Банк международных расчётов

Последствия глобализации

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда.

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Выигрыш от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран.

5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции.

6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

модель кругообор.реальных и ден. Потоков в экономике

Наши рекомендации