Последствия интеграции стран балтии

В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен на продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарственные средства. В декабре 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 годом рост потребительских цен в Эстонии составил 9,6 %, в Латвии – 14,1%, в Литве – 8,1 %. В Латвии данный уровень является самым высоким за последние десять лет. Кроме того, существенно увеличилась стоимость выполнения многих государственных проектов, что нашло свое отражение в том, что государствам региона пришлось просить финансовую помощь для их завершения у ЕС. В следствие вступления в ЕС в балтийских государствах происходит процесс усиление миграционных тенденций: старения нации, низкой рождаемости и миграции. Так, к примеру, в Литве, если сравнивать численность население за период с 1992 (3 млн.706 тыс.чел.) по 2012 (2 млн. 988 тыс. чел.) годы, то можно говорить, что она уменьшилась более чем
на 19%, или на 718 тыс. человек. Важно учитывать то обстоятельство, что численность населения Литвы за период вхождения этого государства в состав СССР увеличилась на миллион – с 2,7 (1940) до 3,7 (1991) миллионов. В современных условиях можно говорить о том, что в 2013 году население этого государства будет составлять 2.7 млн. человек и будет соответствовать показателям 1940 года. Европейский рынок труда с его более высоким уровнем заработной платы стимулирует отток из стран Балтии наиболее квалифицированной рабочей силы. Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции. Всерьёз озабочены проблемой эмиграции населения власти Эстонии, ведь среди мигрирующих (эмигрирующих) больше всего молодёжи в возрасте 20-30 лет. Важно учитывать и то обстоятельство, что если эмиграция будет продолжаться такими же темпами, то через 20-30 лет может сложиться ситуация, когда некому будет платить налоги в объеме позволяющем выплачивать пенсии. Самые оптимистические данные свидетельствуют о том, что население этого государства ежегодно уменьшается примерно на 5-10 тыс. человек. По данным латвийских исследователей, из тех, кто ещё не выехал (в возрасте от 18 до 60 лет) в ближайшем будущем намерены это сделать более трети.

В Латвии дефицит государственного бюджета вырос с 2007 по 2009 годы в 28 раз и достиг величины 10,2% от ВВП. По итогам 2010 года дефицит бюджета составил 7,7%. Государственный долг увеличился за это же время с 9,0 до 36,7%. В 2011 году размер дефицита бюджета страны сократился с 8 % до 5,5% от ВВП. Существует опасность того, что к 2014 году государственный долг этого государства возрастет до 52%. В странах Балтии можно констатировать падение налоговых поступлений в государственные бюджеты. Так, Бюджет Латвии за последние три-четыре года недосчитался от 18 до 30 процентов налоговых поступлений, что стало крупнейшим падением среди стран Балтии. При этом бюджет Эстонии потерял почти 12 процентов налоговых поступлений, литовский – 17 процентов. Налоговые сборы в Латвии за период с 2010-2012 существенно сократились, по разным данным: в Латвии около миллиарда евро, в Литве чуть более миллиона, а в Эстонии – около четверти миллиона евро.
Вместе с тем, в прибалтийских государствах существенно увеличилось налоговое бремя. Важно учитывать и то обстоятельство, что обилие налогов, сборов, пошлин, формально не поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению госказну.

Сейчас в Латвии собирается не более 60- 65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые. Сложной и запутанной в странах Балтии является система поддержки предпринимателей. Достаточно сложной является система получения финансирования из еврофондов для малых и средних предприятий из депрессивных регионов. Проблема заключается, по свидетельству Балтньюс, в том, что система подачи заявок является достаточно непростой – без помощи дорогостоящих консультантов не обойтись. Так, крестьянскому хозяйству надо заполнить заявку на 170 страницах. К тому же, еврофонды выделяют средства в основном тем, кто и так находиться на плаву, при этом предприниматели сетуют за то что бы заменить еврофинансирование банковским кредитом, хотя и здесь не все так просто, ведь практическим единственный залог, который принимают банки – ликвидная недвижимость. После обретения независимости и вступления в ЕС страны Балтии растеряла весь свой экономический потенциал, по уровню развития оказалась на последних местах среди стран- членов Сообщества.

Присоединения к ЕС стран Балтии, привело к тому, что их экономика практически не развивается и имеет существенную зависимость от получения международной донорской помощи в виде кредитов. Такая ситуация связана с тем, что Европе сильные и экономически развитые страны Балтии были не нужны, поэтому эти страны по причине не дальновидности своего руководства и аморфности ЕС утратили некогда сильные экономические позиции переориентировавшись на транзит и сферу услуг. Евроатлантическая интеграция не способствовала развитию прибалтийских стан, а наоборот еще более усугубила их экономическое состояние, что в итоге негативно отразилось на социальной сфере. В современных условиях из этих стран активно бежит молодежь, усиливаются ультранационалистические движения, падает уровень жизни, стабильно высокий уровень безработицы, инфляции, растут цены на продукты питания и энергоресурсы. Соответствующие обстоятельства еще более усиливают количество евроскептиков в этих странах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение эволюции развития торгово-экономических связей стран Балтии с ЕС показал, что на фоне слабой государственности, экономической перестройки ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства политика «возвращения в Европу» Балтийских государств встречала полное понимание и поддержку Запада и в целом соответствовала его геополитическим интересам.

Россия в этом процессе оказалась на периферии стратегических интересов как стран Балтии, так и ЕС, за исключением топливно-энергетического и транспортного комплексов.

В перспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должна внимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ее экономические, но общегосударственные интересы.

В условиях присоединения стран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новый уровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общего экономического пространства, формирование единого хозяйственного субрегиона, реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которого нельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийского Бенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС. Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, а стать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе, как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора и катализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболее развитыми отраслями высокой технологии (инфо - и биотехнологии), развитым банковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстония имеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.

Формирующийся балтийский субрегион может реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС в рамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяет возможные направления секторального и регионального сотрудничества России со странами Балтии в топливно-энергетическом, транспортном секторах, в отраслях высоких технологий, в сфере туристических, кредитно-финансовых, страховых, и других деловых услуг, а также в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

В свою очередь для стран Балтии предпочтительной является более тесная кооперация в рамках более однородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планах региона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционной политике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России - Северное измерение (Northern Dimension) - было заявлено еще в 1997 г.

Помимо экономической целесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку - развитие региона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так и широком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскими странами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющим внутриполитическую стабильность.

Наши рекомендации