Тема 9 Теория контрактов. Контрактные отношения в реальной экономике Казахстана

Краткое содержание лекции

Понятие контракта. Контрактная природа экономических отношений. Специфичность активов и типы контрактов. Три формы специфичности активов: активы общего назначения, специфические активы, интерспецифические активы. Типы контрактов: классический, неоклассический, имплицитный. Неполные контракты. Проблемы оппортунизма. Принуждение к соблюдению контракта (защита контракта)

Собеседование по вопросам на 2 семинаре:

1. Дайте определение контракта. Какова социально-психологическая природа контракта?

2. Чем смысл модели рационального выбора? Что такое рамочный эффект?

3. Какова роль контракта при осуществлении права собственности?

4. Какого типа контракты вам приходилось заключать? Обоснуйте вашу характеристику на примере одной из сделок.Является ли общество предметом социологии?

5. Что означает термин «свобода контракта»? Как соотносится это понятие с теорией справедливой цены?

6. Почему следование эгоистическим интересам собственной выходы в институциональном анализе получило название оппортунизма? Какие формы оппортунистического поведения выделилО.Уильямсон? Охарактеризуйте их.

7. Дайте институциональную интерпретацию известной русской поговорке «Договор дороже денег». Идеал какого договора нашел свое отражение в ней?

8. В тоже время у В.Даля можно встретить ее антипод «Деньги лучше уговора». Охарактеризуйте этот подход с точки зрения теории контрактов.

9. Что такое специфический актив? Каким наиболее спефицическим активом вы обладаете сегодня? Обоснуйте свой ответ.

10. Почему для разрешения споров при заключении или реализации имплицитного контракта нет необходимости привлекать третью сторону? Иными словами, в чем причина самодостаточности имплицитного контракта (self-enforcing) по сравнению с другими типами?

11. Что дает нам основание называть контракт предпосылкой осуществления рационального выбора?

Творческие задания для СРСП:

1. Выделите основные понятия, составляющие предмет современной теории контракта. При помощи словаря и другой справочной литературы дайте их научное определение и впишите в рабочую тетрадь (глоссарий).

2. Предложите эффективные меры борьбы с «отлыниванием» работников вашей фирмы. Опишите механизмы их действия.

3. Прокомментируйте такую форму оппортунистических издержек как «вымогательство» либо с позиции И.В.Сталина «Незаменимых людей нет!», либо с позиции криминальных кругов.

4. На примере задач, представленных в учебном пособии А.Н.Олейника разработайте собственную задачу. Предложите свой ответ ее решения.

5. Подготовьтесь к дискуссии по теме «Контрактные отношения в реальной экономике Казахстана».

Литература:

1. Агапова И.И. Институциональная экономика. М.: Экономист, 2006. С.115-130

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория. М.: МГУ, Изд-во «Дело и сервис», 2006.

3. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2000.

4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. http://www.ie.boom.ru

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997

6. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфа-М., 2000. С.229-240

Тема 10 Теория фирмы

Краткое содержание лекции

Различные подходы к анализу фирмы. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики. Контрактные теории фирмы. Модель Барцеля. Роль специфичности активов в формировании фирмы (подход О.Уильямсона). Подход к фирме с точки зрения теории прав собственности. Типология фирм. Проблемы координации рыночных структур: фирмы и рынки.

Собеседование по вопросам на семинарском занятии:

1. Назовите основные причины возникновения фирмы.

2. Перечислите основные виды трансакционных издержек, харак­терных для внутрифирменного обмена.

3. По какому критерию в главе осуществляется классификация фирм?

4. Дайте краткую характеристику различных типов фирм.

5. В чем причины вертикальной интеграции?

Творческие задания для СРСП:

1. Какими причинами, на ваш взгляд, объясняется тот факт, что крупные торговые компании, владеющие распространенными в Европе и мире сетями универсальных магазинов {IKEA, Auchan, С&А, Marks & Spenser к т.л.), в 1990-х гг. не проявляли интереса (или проявляли лишь незначительный интерес) к рынку стран бывшего СССР, в то время как ряд крупных производственных трансна­циональных корпораций (таких, например, как Coca Cola) при­сутствует здесь с самого начала 1990-х гг.?

2. Вам надо определить экономически эффективный масштаб деятельности фирмы. Будут ли и, если будут, то как различаться Ваши решения в зависимости от выбранной для анализа теории фирмы. Какой размер будут иметь фирмы при нулевых трансакционных издержках, 10 ед/трансакция, 100 ед/трансакция? Какая организационная форма будет приемлема? Обоснуйте свой ответ.

Литература:

1. Агапова И.И. Институциональная экономика. М.: Экономист, 2006. Лекция 6

2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 8 http://www.ie.boom.ru

3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. гл. 4

4. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика.- М.: Гардарики, 2007, стр. 188-195

5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.

Наши рекомендации